«Учебная деятельность и общеучебные интеллектуальные умения»
статья по теме

Павлова Ольга Николаевна

Районная лаборатория учителей РО. Семинар « Учебная деятельность как основная форма жизнедеятельности младшего школьника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                        январь 2012

Районная лаборатория учителей РО. Семинар « Учебная деятельность как основная форма жизнедеятельности младшего школьника»

Доклад: «Учебная деятельность и общеучебные интеллектуальные умения»

 Тезисы


          Об умственном развитии обычно судят по наличию у учащихся знаний и сформированности умений, подчеркивала Н.А. Менчинская, добавляя, что знания составляют верхний слой умственного развития, а более глубокий слой раскрывают умения.

          Вопрос о соотношении знаний и умений в развитии ребенка, школьника был и остается «сквозным», постоянно решаемым в психологии и педагогике как прошлого, так и сегодняшнего дня.

          Общеучебные интеллектуальные умения определяются как подготовленность к теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно с опорой на усвоение знаний и жизненный опыт. Отмечается и то, что это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых разных учебных предметов. В  отличие от предметных умений они имеют широкий диапазон действия. Поэтому общеучебные интеллектуальные умения относятся к «метазнаниям», т.е. к тем, которые используются в различных областях знаний, при усвоении разных знаний.

     Общеучебные интеллектуальные умения самым прямым образом связаны с учебной деятельностью, на их основе эта деятельность осуществляется, именно они внутренне организуют и претворяют ее.

      В соответствии со структурой и функциями учебной деятельности роль главных, приоритетных умений, необходимых для ее успешного осуществления младшими школьниками, приобретают три блока умений.

       Первый блок составляют умения наблюдения, слушания, чтения (информационно – ориентировочные умения); второй – умения классификация и обобщения (операционально – исполнительские умения); третий – умения самопроверки и самоконтроля (контрольно-коррекционные умения).

       Наблюдение, слушание, чтение – умение нацеленного восприятия и отражения главного в учебном материале (тексте, рисунке, схеме) на уроке, в домашнем задании. Данный блок общеучебных интеллектуальных умений обеспечивает ориентацию учащихся в учебном задании и планирование последующих действий.

        Классификация (группировка) и обобщение составляют операционно-исполнительный блок умений, реализующих вторую часть учебной деятельности.

       Классификация как разграничение (по одному или нескольким основаниям) данных, содержащихся в учебном материале, в том или ином варианте присутствует практически в каждом акте учебной деятельности школьника.

       Обобщение состоит в соотнесении отдельного, частного к более общему.

     Самопроверка, самоконтроль (третий блок приоритетных умений) – деятельность школьника, состоящая в умении оценить свою работу с позиции: все ли выполнил, верно ли выполнил и при необходимости – скорректировать, самостоятельно поправить себя.

      При сопоставлении с основными структурно-содержательными компонентами учебной деятельности (информационно-ориентировочным, операционно-исполнительским и контрольно-коррекционным) выявляются следующие сочетания общеучебных интеллектуальных умений:

  1. Наблюдение – классификация – самоконтроль;
  2. Слушание – классификация – самоконтроль;
  3. Чтение – классификация – самоконтроль;
  4. Наблюдение – обобщение – самоконтроль;
  5. Слушание – обобщение – самоконтроль;
  6. Чтение – обобщение – самоконтроль.

       Повышенное внимание педагога к общеучебным интеллектуальным умениям учащихся содействует наиболее значимому в их обучении и развитии – приобретению разумности в характере выполнения учебной работы, росту познавательной активности и самостоятельности.

         

                                                                                                                                                                                                                                                                октябрь 2011

Районное МО учителей-занковцев. Круглый стол по теме: «Обучение грамоте».

Доклад: «Особенности работы по тетради к курсу обучения грамоте «Я читаю».

Тезисы


          Три тетради по чтению «Я читаю» разработаны в полном соответствии с содержанием Азбуки. В них так же заложена возможность многоаспектного, разноуровневого рассмотрения содержания. Поэтому они предназначены как для читающих, так и для нечитающих детей.

          Тетрадь «Я читаю?». Вся система упражнений в подготовительный к чтению период формирует у ребенка правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко-буквенный анализ. Знакомимся с рифмой, прозой и стихами. Знакомимся с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками. Сравниваем разные способы выражения мысли.  Дети продолжают учиться слушать, вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Постоянно работам над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения.

          Название тетради отражает характер ее основных заданий: опосредованное чтение, развитие предпосылок быстрого формирования навыка чтения, запоминания букв, освоение правильной техники чтения слов. Дети погружаются в мир знаков, расшифровывают их смысл. Не умея читать, они «читают» рисунки, предложения – пиктограммы, схем слов и слова.

          Тетрадь «Я читаю».  Основная тема этого периода обучения: звонкие согласные звуки и буквы, их обозначающие. Обнажается технология отгадывания загадок. Есть задания на наблюдение за средствами, которые помогают выразить мысль в предложении: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации, тембра, темпа, громкости говорения. Значительно увеличилась доля текстов для чтения. Уделяется большое внимание роли служебных слов – предлогов, их правильному употреблению.

         Тетрадь «Я читаю!» На последнем этапе углубляется работа по развитию речи, по пониманию и выразительности чтения. Дети фантазируют, придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев, продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации, дополняют стихотворения. Проникновению в текст помогает прием разночтения и ориентировка в особенностях жанра текста: путаницы, страшилки, загадки, скороговорки, считалки, юмористические загадки. В книжке «Я читаю!» с. 12-15 полностью посвящены загадками и методами их составления. Продолжается разговор о действующих лицах, о героях и авторах произведений.

         Дети начинают осваивать чтение с соблюдением орфоэпических норм, предварительно отмечая случаи расхождения чтения и написания.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика мотивации учебной деятельности и развития метапредметных умений

Диагностика мотивации учебнй деятельности и развития метапредметных умений....

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности, как известно, человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и бо...

Игра и формирование общеучебных интеллектуальных умений

Переступив порог школы, вчерашний дошкольник  попадает в совершенно непривычный для него  мир, приобретает новый социальный статус – становится учеником.  Под влиян...