Применение методов театральной педагогики в учебно-воспитательной работе начальной школы
методическая разработка (2 класс) по теме

Богданова Елена Евгеньевна

Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для  решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четыре года обучения в начальной школе - это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В 1 классе сталкиваешься  с проблемой, волнующей педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, и наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствуют навыки произвольного поведения,  недостаточно развиты память и внимание. У детей 5 вида недоразвитие речи,  фонематическое недоразвитие,  нарушение звукопроизношения. Самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра - оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.  Театрализованные игры во внеурочное время, использование разнообразных театральных приемов на уроке рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений.

Каждый из нас знает - развитие речи в начальных классах - одно из главных направлений работы. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения младших школьников. Объектом внимания является как устная, так и письменная речь. Ведь на основе развития устной речи вырабатывается большинство умений в области письменной речи. А это один из законов обучения русскому языку. Работая учителем начальных классов я  обращаю внимание на то, что учащиеся часто испытывают серьезные проблемы с овладением навыками письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому важно в 1 классе развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

ЦЕЛЬ: оказание помощи детям по преодолению неуспешности в обучении; решение проблемы опережающего усвоения устной речи перед письменной с помощью речевых разминок и грамматических разминок средствами театральной педагогики.

ЗАДАЧИ:

Развивать мелкую моторику рук;

Совершенствование звуковой культуры речи (работа над дикцией, интонацией, темпом речи);

Обогащение активного словаря школьников;

Развитие интереса к звучащему слову, меткости и выразительности речи;

Развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, памяти;

Развивать творческие способности;

Воспитывать зрительскую культуру, творческие способности, эмоционально-волевую сферу.

Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для  решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

В сфере познавательного развития:

-развитие разносторонних представлений о действительности

-наблюдение за явлениями природы, поведением животных

-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы

-развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата

В сфере социального развития:

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности

-воспитание культуры познания взрослых и детей

-воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

-развитие эмоций

В сфере речевого развития:

-содействие развитию монологической и диалогической речи

-обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов

-овладение выразительными средствами общения

В сфере эстетического развития:

- приобщение к высокохудожественной литературе

- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа

-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов

-создание выразительного художественного образа

-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата

-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций

-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов

В сфере развития движений:

-согласование действий и сопровождающей их речи

-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа

-поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Использование методов театральной педагогики

* Создает предпосылки для многостороннего развития личности ребенка.

* Развивает внимание, мышление, память, самостоятельность.

* Расширяет знания детей.

* Оттачивает их речь.

* Прививает любовь к литературе.

* Повышает общую культуру ребят.

 *Порождает атмосферу ликующего творчества.

Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.

Вот некоторые из методов театральной педагогики:

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие речевого аппарата, активизирует подвижность губ и языка. Занятия начинаются с разминки, на которой  разучиваются с детьми статические и динамические упражнения для артикуляции. Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базе дает возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется с одной стороны одновременность, с другой стороны, необходимы и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытию "Я" личности ребенка служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой

1 Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.


И Э А О У Ы И Э А О У Ы


И Э А О У Ы И Э А О У Ы


И Э А О У Ы И Э А О У Ы

2 С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.


Вопрос


Ответ


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И
Э А О У Ы ?


И
 Э А О У Ы.

И Э А О У Ы ?


И Э
А О У Ы.

И Э А О У Ы ?

И Э А О У Ы.

И Э А О У Ы ?

И Э А О У Ы.

И Э А О У Ы ?

И Э А О У Ы.

3 Тренинг согласных звуков
Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.


[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п] – хлопки в ладоши;

[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к] – щелчки;

[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

4  Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

^ Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

^ И СТАЛО ТИХО.

Разработка тембрального диапазона

1) Сначала используются так называемые “кричалки". Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса. Во время произнесения “кричалки" верхнее небо должно приобретать форму купола, что обеспечит хорошую звучность.

Цифру к цифре мы прибавим,
Между ними крестик ставим.
Намотай себе на ус:
Этот знак зовется "плюс".

Из цифры вычтем мы другую,
Ставим черточку прямую.
Этот знак мы узнаем,
"Минус" мы его зовем.

Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.

Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом еще три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развеселый чудачок.

У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется - окружность!

Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить -
Трапецию можно и так получить.

Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его Квадрат.

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре -
Мыши дернули за гири...
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.

Пальчики уснули,
В кулачок свернулись. (Пальцы сжать в кулаки)
Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно разогнуть пальцы)
Захотели поиграть!

Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим
.

2) Говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом - эти упражнения голосом и речью служат для тренировки воображения.

Такие речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

Счёт до 10 и обратно тихо. громко. быстро. медленно

Подбор синонимов, антонимов

Чтение стихов с разным темпом, высотой голоса

Пальчиковая гимнастика

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры". Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр" дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Дом


Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
 

Капуста


Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар


Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котёнок 


Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
 

ФЛАЖКИ
Исходное положение – руки ладошками наружу с поднятыми вверх пальцами. Опускаем ладони пальчиками вниз. Опускать и поднимать ладони стараясь не сгибать пальцы.

Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!

Вариант 2 (усложненный). Поочередно менять положение рук на счет «раз-два» – одна рука выпрямлена,  вторая – опущена.

РЕЧКА и РЫБКА
Речка –
волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

Рыбка – ладони с выпрямленными пальцами прижаты друг к другу. Поворачиваем сомкнутые ладони вправо-влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Рыбка-малютка по речке плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.

ДЕРЕВЬЯ
Кисти рук с поднятыми, разведенными и напряженными пальцами держим ладонями к себе. После упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
(покачивать руками из стороны в сторону)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
(покачивать руками вниз-вверх, не сгибая пальцы).

КОРНИ
Вариант 1. Ладони опущены вниз, пальцы разведены в стороны и напряжены.

Высокие красивые деревья здесь растут,
(сложить руки как  »деревья»)
А корни под землею для них водичку пьют.
(показать руками «корни»)

Вариант 2. Ладони прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы – вниз, разведены в стороны и напряжены. Встряхнуть руки после упражнения.

ПТИЧКА ПЬЕТ ВОДУ
Пальцы сложены щепоткой – это клюв. Локоть – на столе, не отрывая его надо коснуться «клювом» стола, захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Пальцы одной руки сложить щепоткой (птенцы). Вторая рука обхватывает их колечком (гнездо). Руки чередуются.

Вот птенцы, а вот – гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.

ПТИЧКА ЛЕТИТ (усложненный вариант)
Руки (ладонями к себе) перекрестить, большие пальцы переплести.

Птички летели,
(помахать «крыльями»)
Сели – посидели,
(прижать ладони к груди)
Дальше полетели.

САРАЙ
Пальцы рук соединить под углом, образуя  «крышу». Большие пальцы прижаты к ладоням и спрятаны под «крышу».

Этот домик называется сарай,
Кто живет в сарае?
Ну-ка, угадай!

ДОМ
Вариант1. Пальцы рук соединены под углом, большие пальцы один на другом. На одной руке указательный палец выпрямлен – «труба».

Посмотри на дом с трубой.
В нем мы будем жить с тобой.

Вариант 2. Руки – над головой, пальцы соединены под углом.

Вот стоит огромный дом,
Дом ужасно важный.
Сто окошек в доме том!
Он многоэтажный.

ТРУБА
Руки сжаты в кулаки с «дырочками» посередине. Ставим кулачок на кулачок несколько раз.

Дом стоит с большой трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Смотрит ввысь труба на крыше
И дымит, как будто дышит.

СТУЛ
Одна ладонь – вертикально пальцами вверх (спинка). К ней приставлен кулак второй руки (сиденье).

Спинка и сиденье –
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!

Можно усложнить упражнение – ритмично меняя положение рук.

СТОЛ
Одна рука в кулаке (ножка) накрыта сверху выпрямленной ладонью второй руки (крышка стола)

Кулачок – это толстая ножка.
Сверху крышка – наша ладошка.
Маленький столик. Время идет…
Вместе с ладошкой и  стол подрастет.

Можно усложнить упражнение – ритмично меняя положение рук.

ВОРОТА
Ладони – на ребре, ладонями к себе, выпрямленными напряженными пальцами друг к другу – ворота закрыты. Открываются – ладони развернуть параллельно друг другу, пальцы – от себя.

Ворота крепко мы запрем –
Не сможет волк проникнуть в дом!

или

А ворота мы закроем на замок,
Чтобы волк зубастый в дом войти не смог.

и

Ворота открыты всегда для друзей,
Мы рады вам,  гости! Входите скорей!

А уже потом постепенно мы придем к более объемным пальчиковым сказкам и историям. Они могут быть очень разными. Ну, например, вот такими (мы показываем пальчиками выделенных цветом персонажей):

Жил-был человечек и построил он себе дом. Дом получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. А возле дома посадил цветы. Они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчелы, они жужжали и собирали цветочный нектар.

Человек жил один-одинешенек, и пошел он по свету друзей искать. Шел-шел, встретил птичку и говорит: «Птичка-птичка, давай дружить!». Но ничего птица ему не ответила, взмахнула крыльями и улетела.

Пошел человек дальше и увидел рыбу. Но и рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла.

А он пошел дальше и встретил лошадь. «Иго-го», – сказала лошадь, – «давай с тобой дружить, человек. Я буду помогать тебе перевозить тяжелые грузы». И человек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и лошадь.

Шли-шли,а навстречу им – собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек. Я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроем: человек, лошадь и собака.

Идут и видят – коза пасется на лугу. «Ме-е-е, давай дружить, человек. Я буду тебя поить вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза.

Идут и слышат жалобное мяуканье. Это была кошка. «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек. Я буду мышей пугать, чтобы они не могли ничего погрызть».Согласился человек и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка.

Пришли они к реке, а переправиться через нее не могут. Построили они тогда все вместе мост, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушел когда-то. Построил человек для своих друзей сарай, и стали они жить-поживать и друг другу помогать.

Будущие актеры должны в себе воспитать способность приводить себя в правильное сценическое самочувствие, а это – натренированная способность в нужное время начать «действовать» в соответствии с заданным материалом этюда и роли. Творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов или звеньев, которые вместе составляют необходимые условия для сценического действия.

Этими элементами являются:

– сценическое внимание;

– свободное от излишнего напряжения тело (свобода мышц);

– податливая фантазия и воображение;

– сценическая вера в правду вымысла;

– отношение, оценка факта;

– общение.

Развитие актёрской психотехники включают в себя множество составляющих. В данной работе приводятся только некоторые из них.

Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного многоплоскостного внимания.

1) Для того, чтобы определить степень внимательности отдельных учеников, играем в  игры.

– Выясним, кто летает. Я буду спрашивать, а вы сразу же, без паузы отвечайте. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу, например, – отвечайте хором: «Летает!» – поднимите руки. Продолжаем, если спрошу о поросёнке, – молчите и не поднимаете руки. То, что поросёнок может лететь с мостков в воду – не считается.  (На математике: однозначные и многозначные числа,  на русском языке : гласные-согласные, ударные - безударные и т.д.)

2) «Мячики с числами».

Для упражнения понадобиться простой теннисный мячик.

– Кидая мячик, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мячик, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мячик, назвав число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.

– Семь! – кидает один.

– Восемь! – откликается другой, ловит мячик и кидает снова.

– Пятнадцать!

– Шестнадцать! – откликается третий.

Упражнение 7. «Мячики со словами».

Ученики перебрасываются двумя мячиками, белым и чёрным. Оба они летают по кругу, подчиняясь заданным ритмам.

Ученик, кидающий чёрный мячик, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мячик, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:

– Облако… плывёт!. Костёр… разгорается!.

Развитие творческих зрительных восприятий.

 Упражнения, включающие и другие элементы сценического действия наряду с вниманием. Это – фантазия и воображение, вера в правду вымысла, отношение и оценка факта, общение.

Упражнение 1. «Обмен».

– Задание каждому: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет – расческу, авторучку, ключ. Пока я считаю до двадцати, внимательно рассмотрите предмет… Девятнадцать, двадцать! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет… Девятнадцать, двадцать! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас.

– Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась? От чего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа – давно ли они у него? Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?

Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюдательности.

Упражнение 2. «Картинки на доске».

На доске развешаны –  

картины по окружающему миру (стрекоза. муравей, жук, божья коровка, лиса, волк, заяц),

слова -по русскому языку,  

цифры или числовые выражения, или фигуры – по математике

– Посмотрите и  «сфотографируйте» своим внутренним зрением всё что видите на доске. Фотографировать будете с короткой выдержкой, на счёт пять.

– … четыре, пять! Теперь отвернитесь или закройте глаза и «проявите» фотографию на экране внутреннего зрения. Расскажите, что висит на доске, к каком порядке? Вспоминаете их?

– Проверьте. Для этого – откройте глаза и посмотрите. Отвернитесь. О чём забыли, что пропустили?

– Посмотрите. Отвернитесь. Какие изменения произошли? Что я переложила на другое место? Что нового появилось на доске? Развесьте всё так, как было  вначале. Сверяйтесь с фотографией, которая хранится в вашей памяти.

Упражнение 3. «На одну букву».

Ещё одно упражнение, тренирующее зрительную память, наблюдательность.

– пока я сосчитаю до 30, найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы «С».

– … 29! 30! Пожалуйста, кто первый?

– Свёрток, стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка…

– Кто добавит?

– Серьги, серебро, салфетка…

Так продолжается до тех пор, пока все слова не будут исчерпаны. После этого выберите букву, например, «Т».

Развитие слуховых восприятий и других сенсорных видений

Этот подраздел также включает в себя упражнения на различные элементы сценического действия в разных комбинациях.

Упражнение 1. «Три докладчика».

Три ученика садятся лицом ко всем остальным. Педагог даёт им по газете и отмечает статью. По команде трое одновременно, в течение 2–3 минут, читают вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый из читающих должен слышать и понимать двух других докладчиков.

Для начала делается облегчённый вариант – педагог говорит, кого именно из трёх докладчиков должен слушать каждый из учеников. Докладчики тоже получают задание – каждый из них должен будет в конце концов рассказать о содержании статьи одного из своих соседей.

Другой вариант этого упражнения регулирует переключения слуховых восприятий и тренирует навыки включения. Педагог дирижирует слушателями, включая их на слушание то одного, то другого из читающих непрерывно докладчиков. В этом случае докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимая артикуляция не облегчала задачу

Упражнение 2. «Хор».

Один ученик, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут 2–3 строчки всем известного стихотворения, и каждый ученик получает по одному слову. Отгадчик входит. По команде педагога все ученики произносят хором каждый своё слово. Какие строчки? Из какого стихотворения? Непонятно? Послушай ещё раз.

Развитие навыков речедвигательной координации

1. Выполняется Упражнение на координацию. Одновременно на каждый счёт называются месяцы года или счёт в обратном порядке (12, 11, 10, 9, 8, …).

2. выбрать десять любых глаголов и на каждый глагол придумать движение («манок», то, что побуждает сказать этот глагол).

3. Любое стихотворение (детское, лирическое, патриотическое) выучить и придумать к этому стиху движение («манки»).

Упражнения для тренировки дыхательных мышц

На первом этапе упражнения этого раздела включают в себя простейшие спортивные движения: полунаклон, наклон, повороты корпуса, различные движения рук. Они активно тренируют дыхательный аппарат и просты в исполнении. Постепенно комплекс усложняется.

Упражнение 1. «Вертолёт».

Выполнять стоя. Ноги вместе, руки свить вниз. Сначала сделат выдох и выдержат паузу. По сигналу руки должны взлететь вперёд и вверх (вдох); затем выдержать паузу. При круговых вращениях рук (назад-вниз, вперёд-вверх и т.д.) делать продолжительный, ровный выдох. Число оборотов рук постепенно увеличивать (5, 8, 10 и т.д.). выдох вначале беззвучный, затем на отдельных звуках, словах, слогах, текстах.

Упражнение 2. «Пистолет».

Вообразите себе, что у вас в руках по пистолету. Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, сделать выдох, выдержать паузу. Поднимая руки вперёд и вверх, а потом в сторону, сделать спокойно вдох носом, затем выдержать паузу. Не сдвигая ног с места и не меняя положения нижней части корпуса, повернуться вправо, втянуть левую руку перед собой и, увидев воображаемую мишень, выстрелить (выдохнуть) из воображаемого пистолета. Это же движение повторить с поворотом корпуса влево, вытянув правую руку. Дыхание сначала беззвучное, затем со звуками «к», «ч», «ц», «х» и т.д. … слогами (би-бэ-ба, ди-дэ-да, би-би-би-би, бэ-бэц-бэ-бэ и т.д.), которые должны произноситься коротко и очень активно. Дополнительное дыхание брать ртом в момент поворота корпуса. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. «Самолёт».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, сделать спокойный вдох носом и выдержать паузу. Не меняя положения рук, «упасть» (грудью вперёд) вниз и начать активно раскачивать корпусом и ровно выдыхать. Когда дыхание кончится, встать, сделать вдох носом и повторить упражнение. Дыхание вначале беззвучное, затем со звуками («з-з-з», «ж-ж-ж», «р-р-р»). Выдох постепенно удлинять. 

 Использование сказки на уроках в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее.

Выполнение "сказочных” заданий поможет формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде.

«Волшебная палочка», Ручка ( карандаш ), шапка передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.

Дети очень любят путешествовать. Поэтому приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке.

             Угадайте, из какой сказки герой: " Емеля, отпусти меня в воду, я выполню все, что ни пожелаешь ". Из сказки " По щучьему велению ". Отправляемся в путь на печи. На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными.

Такие уроки способствуют развитию интереса к предмету, внимания и сопереживания литературным героям.

Перевоплощение в театрализованных играх всегда иллюстрируется материально - переодеванием или использованием куклы. Это способствует постепенному развитию у детей функции замещения.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

С использованием методов театральной педагогики эмоциональный интерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....

Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

Выступление из опыта работы об эффективности применения элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе....

Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе (презентация)

Выступление из опыта работы об эффективности применения элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе...

Проект "Внедрение методов театральной педагогики в образовательный процесс в начальных классах "

Цель проекта "Изучить способы применения элементов театральной педагогики в учебной деятельности  начальной школы и выявить их эффективность на практике"...