М.В.Ломоносов и его знаменитая мозаика
творческая работа учащихся (4 класс) по теме

К юбилейной дате М.В. Ломоносова ребята начальных классов выполняли исследовательскую работу. В центре внимания оказалась незаурядная личность великого учёного и его знаменитая мозаика. Материал был систематизирован и представлен на школьной конференции. Итогом послужил мозаичный портрет М.В.Ломоносова, выполненный детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.v.lomonosov_i_ego_znamenitaya_mozaika.doc805.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

ЦЕЛИ   ИССЛЕДОВАНИЯ:

- ознакомиться с историей стекла, мозаики, мозаичных смальт

- ознакомиться с теорией 3-х цветов Ломоносова

- составить представление о вкладе М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства

- ознакомиться с основными мозаичными работами М.В.Ломоносова

- наметить цели следующих работ

Искусство, коим был прославлен Апеллес, 
             И коим ныне Рим главу свою вознес, 
             Коль пользы от Стекла приобрело велики, 
             Доказывают то Финифти, Мозаики, 
             Которы в век хранят геройских бодрость лиц, 
            Приятность нежную и красоту девиц, 
            Чрез множество веков себе подобны зрятся 
            И ветхой древности грызенья не боятся"... 

               Великий ученый XVIII века Михайло Васильевич Ломоносов был энциклопедистом в широком смысле этого слова. Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них искусство мозаики занимает почетное место.

               Русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Кстати, ещё при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства - в Италии.

                Мозаичные смальты Ломоносова, являясь одним из главных достижений учёного, не были делом, заслонившим всё остальное. А остальное - это комплексный подход исследователя к проблемам оптики, ибо с самого начала работ Ломоносов разрабатывал широчайшую программу исследований по теории, говоря словами учёного, цветов - исследованию и получению различных сплавов прозрачных и цветных стёкол, различных по технологии изготовления и многоцелевых по практическому использованию.

                 В данном исследовании дается краткое описание и историческая справка по истории стекла, мозаики и смальты. Основной задачей представленной работы является освещение вклада М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства в России.

                      Выбранная тема интересна, в первую очередь тем, что четко демонстрирует взаимосвязь точных наук, таких как физика, оптика, химия, минералогия и искусства живописи. Это, несомненно,  было революционно в XVIII  веке и  вызывает огромный интерес и уважение  в настоящее время.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели исследования……………………………………………..……..2

Вступление ……………………………………………………..……….3

Основная часть …………………………………………………..…….5

1. История мозаики ……………………………………………..……..5

2. История стекла …………………………………………………..….6

3. Возникновение интереса к мозаичному искусству ……………6

4. Теория «трех цветов» …………………………………………..…7

5. Четыре тысячи опытов …………………………………………….7

6. Первые художественные работы …………………………….….9

7. Фабрика в Усть-Рудице ……………………………………………9

8. Государственная бюрократия ……………………………………10

9. «Полтавская баталия» ………………………………………….…11

10. Мозаики М.В.Ломоносова ……………………………………….12

11. Заключение …………………………………………………….….15

12. Великому ученому от благодарных потомков ……………….16

1. История мозаики

Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной.

Мозаика – монументальный вид искусства. Для того чтобы увидеть изображение, человек должен отойти на определенное расстояние. И чем обширнее мозаичная картина, тем с большего расстояния нужно любоваться ею. Именно поэтому она всегда придает интерьеру особую торжественность и роскошь. Впрочем, цветные кусочки мозаики так нарядны, что даже монохромно отделанные поверхности создают в помещении праздничную атмосферу.

Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musinum — буквально «посвящённое музам») представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Как способ оформления интерьера она известна ещё с III века до нашей эры: панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта. Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах Двуречья (III в. до н.э.). В античной Греции её делали из гальки. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии.

Смальтовая мозаика

Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна считается смальта - непрозрачное и очень плотное стекло разнообразных цветов и оттенков.  
Именно с появлением смальты мозаику стали применять в художественной отделке зданий, а самые ранние мозаики датируются началом V века н.э. Ее уникальные свойства - загадочное мерцание и блеск, насыщенность и неизменность цвета позволяли создавать эффект Божественного сияния. Никакой другой материал не в состоянии был передать это ощущение. В Византии убранство храмов отличалось обилием золотистой и синей смальты, служившей фоном для изображения святых. Византийская мозаика не подвергалась шлифовке, что усиливало глубину и звучание цвета. Полюбоваться ее великолепием можно и сегодня, побывав, например, в соборе Святой Софии в Константинополе.

На Руси смальта появилась в XI веке - с началом строительства первых христианских храмов. Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве. Эти мозаичные панно были созданы мастерами, обучавшимися в Византии, да и смальту привозили оттуда же. Но начиная с XIII века ,храмы на Руси стали украшать росписью, которая постепенно вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков.

Смальта позволяет прекрасно имитировать масляную живопись. Смальта по сути - это просто цветное стекло, только непрозрачное. Оба материала (и смальту, и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль красителей. Но при изготовлении смальты, используют соль калия, а не натрия, да и минеральных добавок в смальте гораздо больше, чем в обычном стекле. Благодаря этому, смальта приобретает повышенную ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к агрессивным средам; не истирается и не выцветает.
         Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М.В. Ломоносова.

2. История стекла

              Цветное стекло люди узнали много раньше, чем белое. Бусы, кольца, вазы, флаконы и чаши, которые люди делали еще тысячелетие назад, были из окрашенного, часто непрозрачного стекла. В те далекие времена сварить цветное стекло было легче, чем бесцветное. Стеклоделы не знали тогда, что для получения неокрашенного стекла нужны чистые материалы, а при варке из тех веществ, какие были у них под руками, стекла получались обычно некрасивого грязно-зеленого цвета из-за тех примесей, железа и других металлов, которые содержались в песке, мраморе и других природных материалах, служивших составными частями стекла.

           Если же в стекло специально вводились добавки некоторых металлов, то грязно-зеленый цвет перекрывался какой-нибудь другой яркой окраской, и стёкла получались красивыми, как драгоценные камни.  По мере того, как развивалось стеклоделие,  всё ярче и чище становилась окраска изделий. Но искусство окраски стекла оставалось секретом немногих стеклоделов, который они хранили от других людей и уносили с собой в могилу или передавали по  наследству своим детям и внукам.
          Первым, кто начал изучение цветного стекла, заложил научную основу в его производство и использование при создании мозаичных картин, был наш великий русский ученый — Михаило Васильевич Ломоносов.

Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России. Действительно, в русской мозаике XVIII в. всё было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, творческим, презирающим препятствия трудом, безошибочным художественным чутьём.

Семь веков отделяют Ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева. Этот долгий период времени наша страна не знала мозаичного искусства. Забыла его. Ломоносов создал в России искусство технически сложное, требующее больших знаний и художественных сил, назначенное служить, по его словам, для убранства «огромных публичных строений».

3. Возникновение интереса к мозаичному искусству

          Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве.

         М.В. Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями.
Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.
          Ломоносов обратил внимание на мозаику - древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую "палитру" до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в России, но и снабдить его новым, совершенным материалом.
           Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.
Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии.

4. Теория «Трех цветов».

           Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов - красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.

Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы эфира. Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей происходит красный цвет, с серной — желтый, а с ртутной — голубой. Волновое движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих». Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. Таким образом, Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него.

            Ломоносов ищет возможности связать физиологическое ощущение цвета с физиологией нервной ткани глаза, утверждая в своем «Слове о происхождении Света», что порожденные взаимодействием эфира и вещества цвета, в свою очередь действуя «в оптических нервах» на содержащиеся в них «материи», произведут соответственно ощущение того или иного основного или смешанного цвета. Это предположение Ломоносова о необходимости наличия в нервах глаза трех различных светочувствительных веществ, по существу, было лишь повторено в начале XIX века Юнгом.

           Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудится над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных.

          Ломоносов всегда стремился связать свои теоретические изыскания с живой и непосредственной практикой. Работа по изобретению цветных прозрачных и непрозрачных стекол была для него одним из средств обоснования теории цветов. Здесь сама химия приходила ему на помощь, так как точно установленные химические вещества, взятые в точно измеренных весовых пропорциях, определяли характер и интенсивность цвета, окрашивающего стеклянную массу. Проблема света и цвета получала здесь как бы идеальное разрешение.

5. Четыре тысячи опытов.

           Постройка в 1748 году Химической лаборатории позволила Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по теории цветов. Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты.
В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Ломоносов ведет подробный журнал, в котором тщательно записывает по-латыни название и точный вес взятых материалов, способ плавки и полученные результаты. Его план экспериментальных работ строго продуман; он ставит опыты последовательными сериями, постепенно усложняет состав смальты, доведя число компонентов до шести, вводит их в различных весовых соотношениях и в различных сочетаниях. Ломоносов устанавливает влияние температуры плавки на физические свойства готового стекла, изучает прозрачность получаемых стекол, их цвет в проходящем и отраженном свете. Все новые наблюдения, идеи и экспериментальные навыки, возникшие у Ломоносова в связи с его занятиями физической химией, находят здесь блестящее применение.

            В середине 1750 года в Петербург прибыл из Италии живописец Преннер, доставивший графу Воронцову мозаичный портрет Елизаветы Петровны работы известного мастера Аллессандро  Кокки по оригиналу Людовика Каравака, находящийся в настоящее время в павильонном зале Эрмитажа. Портрет произвел сильное впечатление на Ломоносова умелым подбором красочных оттенков при передаче богатого наряда императрицы — серебряной парчи платья, синего муара ленты, алмазов и сапфиров ее драгоценного убора.
           Но сам он уже приближался в то время к полной разгадке всех тайн этого древнего художества. Ломоносов увлечен своей работой и не щадит себя. В маленькой и тесной лаборатории ему негде было повернуться. От растираемых в мелкий порошок масс для приготовления стекольных смесей в воздухе висела серой пеленой минеральная пыль. Закопченные низкие своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили. Ломоносов проводил здесь целые дни, совершенно не щадя своего здоровья.

           Он беспокоится лишь о том, чтобы не пострадали полученные им мозаичные составы, которые, по его словам, в лаборатории «для дыму и всегдашней пыли делать и держать нельзя».  В довершение всего ему на каждом шагу мешает канцелярия. «За безделицею принужден я много раз в Канцелярию бегать и подьячим кланяться, чего я, право, весьма стыжусь, а особливо имея таких, как Вы, патронов», — жалуется он И. И. Шувалову в письме 15 августа 1751 года.

          Но Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, добивается своего. Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени» и т. д. Вводя в опытные плавки различные вещества для окраски стекол, Ломоносов вовсе не ограничивался теми из них, которые применялись раньше в стеклоделии, но постоянно испытывал новые. Уже в первой серии опытов, записанной в «Лабораторном журнале» Ломоносова, впервые в качестве красителя была применена ртуть, «растворенная в крепкой водке», осаждаемая «животной щелочью», или, иными словами, азотнокислая ртуть, осаждаемая аммиаком. В результате было получено стекло «бледно-пурпурового цвета».

            Немало потрудился Ломоносов и для того, чтобы добиться пучения «золотого рубинового стекла», приготовлением которого славился известный немецкий химик-практик XVII века Иоганн Кункель. Считалось, что Кункель унес секрет его изготовления в могилу. Проделав не менее семидесяти опытных плавок с применением золотых соединений, тщательно изучив все способы введения золота в стекло в сочетании с различными компонентами (суриком, магнезией, оловянной известью, роговым ребром и т. д.), учитывая значение температуры плавки и роль последующего отжига, Ломоносов самостоятельно разработал всю методику получения «золотого рубина», оказывавшуюся не под силу его многим западноевропейским современникам.

             Полученные опытные образцы Ломоносов сортирует и систематизирует в строгом порядке, потребовав в октябре 1750 года от академической канцелярии, чтобы ему был изготовлен особый ящик «для раскладывания сделанных в химической лаборатории стекол». Пробы эти хранились потом в особом покое при лаборатории, «каждая особливо под номером против химического журнала, в котором по месяцам и там оных составы и процессы описаны». Эта своеобразная «стеклотека» весьма пригодилась Ломоносову, когда он приступил к практическому использованию результатов своих изысканий.

             Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в феврале 1754 года Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик». Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое впечатление за границей.

Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских мастеров. Но этого было недостаточно. Ломоносову предстояло еще разработать методы отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины. Пришлось ему отыскать и лучший рецепт мастики, которой смальта скреплялась на медном подносе, и, наконец, стать самому художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было.
           Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики — ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.

6. Первые художественные работы

             Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу.

В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Работая со своими учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Он развивает и совершенствует мозаичное искусство, ставит перед ним новые художественные задачи, улучшает и значительно ускоряет технику набора мозаичных картин. Он хочет ввести это монументальное искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа. Ломоносов считает особенно важным, что «финифти, мозаики в век хранят Геройских бодрость лиц» и «ветхой древности грызение не боятся»

7. Фабрика в Усть-Рудице


               Ломоносов много раз обращался к правительству с предложениями организовать производство смальт и мозаик, художественных и бытовых вещей из цветного стекла. Но правители оставались глухи к призывам учёного. И тогда Ломоносов решил сам наладить это производство. С этой целью он попросил выделить ему участок недалеко от Петербурга, где "есть глина, песок и дрова".

               Ближайший сподвижник Петра 1 Александр Данилович Меньшиков заложил в 44 километрах от столицы на южном берегу Финского залива загородный дворец. Вскоре возле дворца образовалась слобода. Дворец со слободой стал ядром будущего города, получившего название Ораниенбаум (в переводе на русский - померанцевое дерево). Если до него тракт пролегал широкий и удобный, то на запад путевых удобств не было. Здесь, на низине, в глухом бездорожном краю лесов и болот, и было место, отведённое Ломоносову для строительства фабрики по производству мозаичных стёкол. Место для фабрики было выбрано очень удачно — на слиянии двух небольших рек: Рудицы и Коваши. Рудицы имела быстрое течение, и это использовалось для механизации производства. Здесь были возведены плотина, каменная дамба, шлюзы и ворота, а затем построена водяная мельница.

         Быстр, решителен, неутомимо деятелен Ломоносов был всегда. Однако на сей раз он превзошёл себя. 6 мая 1753 года Ломоносов присутствует на закладке фабрики в Усть-Рудице, задуманной и спроектированной лично её владельцем в самые кратчайшие сроки. О темпах возведения фабрики красноречиво говорит тот факт, что уже в феврале следующего, 1754 года она начала выдавать продукцию. Создавая Усть-Рудицкую фабрику, Ломоносов стремился избавить Россию от ввоза дорогостоящих изделий из художественного стекла - бисера, стекляруса, запонок и других.

         Беспрерывно экспериментируя, Ломоносов всё более расширял ассортимент изделий производившихся в Усть-Рудице. Цветовая палитра этих изделий была практически неисчерпаемой. Неустанные поиски привели к тому, что уже к 1758 году на фабрике производили мозаичные образа, делали кружки, стаканы, подносы, графины, штофы, нюхательницы, чернильницы с песочницами, чашки. А ещё через шесть лет к ним прибавились литые столовые доски, цветники, подвески, пуговицы, табакерки и прочее. Создавая новую для того времени область промышленности, Ломоносов показал себя не только опытным химиком-экспериментатором и организатором, но и талантливым конструктором станков и приспособлений для стекольного производства.

          Ломоносову пришлось не только заниматься строительством фабрики и её оснащением, но и заботиться о подготовке специалистов. Крестьяне, которые были приписаны к фабрике, совсем не знали производства, а отсутствие опытных мастеров тормозило развёртывание работ.

8. Государственная бюрократия


          Начиная строительство фабрики, Ломоносов надеялся на большие госзаказы. Он надеялся, что налаженное им производство освободит страну от импорта многих товаров. Поэтому он продолжал совершенствовать технологию. Но уже к 1757 году фабрика оказалась в тяжёлом финансовом положении. Ломоносов, не имея опыта и коммерческих способностей, терпел убытки. Продукция не находила сбыта, расходы покрывать было нечем, а кредиторы требовали возврата выданной ссуды. Фабрика была удалена от Петербурга, и это затрудняло реализацию готовой продукции. Поэтому Ломоносов решил открыть в Петербурге лавку для продажи изделий из цветного стекла. Но разрешения не получил. Тогда он обратился в Сенат с просьбой обеспечить фабрику государственными заказами. Учёный подчёркивал, что теперь может делать мозаичные картины для украшения церквей и других публичных зданий. Сенат предписал всем учреждениям и ведомствам, занимающимся возведением публичных зданий, предоставлять Ломоносову заказы. Прошёл год, за ним другой, но никаких заказов Ломоносов не получил. Чтобы расплатиться с долгами учёному даже пришлось торговать дровами.

          Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны, Петра I, Анны Петровны и др. Помимо больших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению не дошедшие до наших дней. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. "Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне".

9. "Полтавская баталия"


         В начале 1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим образом", подразумевая под ними начало правления Петра, "избавление от стрельцов", историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую баталию" и т.д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый. В нём по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра.
        В июне 1761 года после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. В декабре 1761г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». В декабре 1764г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена раму.



        «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел учёного изготовить другую картину этой же серии — "Азовское взятие" остался неосуществлённым.

         В апреле 1764г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил М. И. Воронцов. Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряжённая работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. В 1768г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского учёного, которому он отдал многие годы жизни.


10. Мозаики Ломоносова


Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста по исполнению

Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление. Мозаика собственноручного набора Ломоносова "Петр I"

        

"...Заказ ( парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны) должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым...""...Сам он не решился делать картон для столь ответственного заказа, даже точно не был ещё намечен оригинал в масляной живописи....""...Императрица на нём была изображена в рост... Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй."


Императрица Елизавета Петровна. Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику. В собрании Государственного Эрмитажа.

Императрица Елизавета Петровна. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.

 

П.И.Шувалов. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственного Русского музея.

П.И.Шувалов. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Эрмитажа.

         

"...Мастерски набранный - гораздо более мелким, чем раньше, набором - мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных ведомостях портретом "некоторой знатной особы". Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея...""...Интересно, что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру..."

 


Великий князь Пётр Фёдорович. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи.

Великий князь Пётр Фёдорович. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.

       

 "...Несколько "вялый" , как его характеризует Лапшина, портрет Рокотова выиграл при переводе в мозаику. Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленовато-коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным..."

 



Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи.

Екатерина II. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.

11. Заключение

                  Великому русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Ещё при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства - в Италии. За год до смерти Ломоносова в “Учёных Флорентийских ведомостях” появилась статья, датированная 12 марта 1764 года, где сообщалось что Ломоносов “приготовил все необходимые цвета для такой мозаики, которые, будучи сравнены с римскими, оказались не уступающими им ни в чём”.

Смальты Ломоносова, являясь одним из главных достижений учёного, не были делом, заслонившим всё остальное. А остальное - это комплексный подход исследователя к проблемам оптики. Ломоносов разрабатывал широчайшую программу исследований по исследованию и получению различных сплавов прозрачных и цветных стёкол, различных по технологии изготовления и многоцелевых по практическому использованию.

Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва);
Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж);
Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва);
Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова);
Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей);
Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж);

Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей);
Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург
).

12. Великому ученому от благодарных потомков

Панно выполнено в уникальной технике - «Эмалевая мозаика Андрея Манджоса".

При создании произведения было использовано 13.650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие.

                 Сюжет мозаики символичен. Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник- мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором учёный и художник изображён на фоне его знаменитой мозаики - "Полтавская баталия". Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым.


Мозаичное панно "МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ". Автор: Андрей Манджос. Размер: 55х65 см. Материал: эмаль, медь, дерево.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.

Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....

Презентация "М. В. Ломоносов"

Презентация о выдающемся русском ученом М.В. Ломоносове. Можно использовать для проведения Дня Науки в начальной школе...

«Жизнь знаменитых людей. К юбилею М.В. Ломоносова»

Задачи: 1.     Познакомить ребят с жизнью выдающегося ученого. 2.     Развивать речь, память поэтические способности ребят. 3.     Вос...

Ломоносов-презентация

Это презентация для учащихся начальной школы по окружающему миру....

Презентация " Ломоносов"

Материал презентации может быть использован для проведения классного часа, посвящ 300 -летию со дня рождения Ломоносова....

Урок технологии 1 класс.Мозаика.Выполняем обрывную мозаику.

1.Учить детей приёмам выполнения мозаики,   Учить выражать собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения.2.Развивать воображение, пространственные представления детей;3.Формир...