Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.
методическая разработка по теме

Софронова Любовь Ивановна

     Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся нашей общеобразовательной школы, свидетельствуют об ухудшении их самочувствия, утомляемости, повышение инфекционной заболеваемости, значительной распространённости морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний, о незнании ребёнком норм правильного образа жизни. В результате этого, на Методическом совете нашей школы была разработана и принята программа « Здоровье».

     Коллектив нашей школы считает, что здоровье – это главный результат и условие воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья. 

     В связи с этим перед школой встала задача сохранения и восстановления здоровья детей, подростков, учителей. Решение её возможно только в контексте совместных усилий медслужбы, педагогов, психологов и родителей. В рамках программы «Здоровье» свою роль я определила в формировании культуры здоровья как состояние физического, духовного и нравственного комфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihol.komfortnost_uroka.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.

Софронова Любовь Ивановна, учитель начальных классов

Муниципального образовательного учреждения

« Ананьевская средняя общеобразовательная школа»

Алтайского края, Кулундинского района  

         

Перечень модулей

  1. Наименование опыта.
  2.  Условия возникновения опыта
  3. Актуальность опыта.
  4. Ведущая педагогическая идея.
  5. Теоретическая база опыта.
  6. Новизна опыта.
  7. Технология опыта.
  8. Результативность.
  9. Адресная направленность.
  10. Трудоёмкость.
  11. Приложение:

а) Релаксационные игры и упражнения;

б) Оздоровительная гимнастика;

в) Виды рефлексии;

г) Уроки.

  1.  Литература.

1.  Наименование опыта.

     1.  Психологическая комфортность урока, как элемент здоровье-сберегающей системы педагогической технологии.

     2.  Автор опыта: Софронова Любовь Ивановна, учитель начальных классов, стаж педагогической работы 18 лет, учитель первой категории.

     3.  Адрес: МОУ « Ананьевская средняя общеобразовательная школа»

2.  Условия возникновения опыта.

     Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся нашей общеобразовательной школы, свидетельствуют об ухудшении их самочувствия, утомляемости, повышение инфекционной заболеваемости, значительной распространённости морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний, о незнании ребёнком норм правильного образа жизни. В результате этого, на Методическом совете нашей школы была разработана и принята программа

« Здоровье», которая реализовалась в период с 2004 – 2008 год.

     Коллектив нашей школы считает, что здоровье – это главный результат и условие воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.  

     В связи с этим перед школой встала задача сохранения и восстановления здоровья детей, подростков, учителей. Решение её возможно только в контексте совместных усилий медслужбы, педагогов, психологов и родителей.

     В нашей школе разработан комплекс мероприятий, включённых в программу «Здоровье». В рамках программы «Здоровье» свою роль я определила в формировании культуры здоровья как состояние физического, духовного и нравственного комфорта.

3.  Актуальность опыта.

      Приход ребёнка в школу вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма и так далёкого от оптимального.

     По данным медиков 80 - 90%  детей 6-7 лет, поступивших в 1 класс, имеют те, или иные отклонения физического здоровья, а 18 – 20% пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижена работоспособность и повышена утомляемость,  в результате чего они  испытывают чрезмерное напряжение.

     Школа является местом активной деятельности ребёнка  в течение 9 – 11 лет (наиболее интенсивного его развития) и в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, и она становится главным местом, определяющим здоровье детей.

     Не могу не согласиться с тем, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Существующая система школьного  образования при всей её научности не учитывает главного – конкретного человека, индивидуальных законов его развития.

     Наша школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Именно в школе субъекты изменений, обновлений в обществе могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

4.  Ведущая педагогическая идея.

      Урок не должен быть только основной формой обучения, он должен быть основной формой жизни детей в школе. А для этого надо, чтобы они – дети и урок «любили» и друг друга. Отсюда, урок не должен быть  связан с принуждением ребёнка, со страхом, с превалированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами. Данные факторы отрицательно влияют на здоровье ребёнка. «Здоровье» - это самое главное в жизни... Это сама жизнь». На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная задача учителя.

5.  Теоретическая база опыта.

             «Здоровье – правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

     Растить здоровых детей – это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь. О роли физического и психического развития ребёнка говорится во всех психолого-педагогических трудах выдающихся учёных: Выготского Л.С., Лесгафта П.Ф., Лысенкова С.И., Амоношвили Ш.А. и др.

    На протяжении ряда лет в НИИ физиологии детей  подростков АПН СССР изучали режим дня школьников различных городов и сёл. Результаты этих исследований говорят об уменьшении двигательной активности детей. Следовательно, в таком возрасте необходимо предложить детям различные формы двигательной активности. Данная  проблема  в наши дни выросла до глобальных размеров.

     В детстве мозг ребёнка не развивается отдельно от его тела. Физическое развитие идёт параллельно, в тесном взаимодействии с психическим развитием. Поэтому чрезвычайно важно предоставлять ребёнку свободу движений, делать с ним как можно больше упражнений.

     Научные исследования психологов доказывают прямую зависимость реализации интеллектуального потенциала ребёнка от времени и усилий, затраченных на двигательную активность.

     Поскольку «здоровье» - это физическое, психическое и личностное благополучие человека, то забота о нём ложится на плечи целого круга людей:

        

     Только в контексте совместных усилий медицинской службы, учителей, логопедов-дефектологов, психологов и родителей возможно решение задачи сохранения и укрепления, восстановления здоровья младшего школьника.

     В начальной школе особая роль отводится учителю. А живой клеточкой учебно-воспитательного процесса является урок, всё самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. И, прежде всего, необходимо создание учебной среды на уроке, способствующей сохранению здоровья, через создание условий комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика.

     Необходимо учитывать психофизиологические особенности ребёнка.

     Дети младшего школьного возраста быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать особенности динамики работоспособности в различные периоды урока.

   

      Первая фаза работоспособности – это ВРАБАТЫВАНИЕ, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определённую деятельность (5 -7 минут).

   

      Вторая фаза – фаза ОПТИМАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (15 – 20 минут). Все системы организма работают взаимосвязано и согласовано, обеспечивая высокую активность ребёнка при наименьших психофизиологических затратах.

     

     Третья фаза работоспособности – КОМПЕНСИРОВАННОГО, то есть ПРЕОДОЛЕВАЕМОГО УТОМЛЕНИЯ. Дальнейшее поддержание работоспособности становится возможным только за счёт нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения.

     Физиологами и психологами доказано, что дети 6 – 7 лет не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью. Поэтому целесообразно проводить уроки, в которой одной теме подчиняются разные виды деятельности. Методики, построенные на основе сочетания разных знаний или деятельностей, являются в наибольшей степени эффективными и сохраняющими здоровье.

     

6.  Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в том, что дети поставлены в комфортные условия, где имеют возможность развиваться в соответствии с собственной индивидуальностью. Данная технология позволяет не только поставить в ситуацию успеха каждого ребёнка, но и повысить качество обучения и воспитания.

     Новизна заключается также в ведении структурных элементов:

1) приветствие;

            2) релаксация;

            3) оздоровительная гимнастика;

            4) рефлексия;

            5) прощание.

7.  Технология опыта.

     ЦЕЛЬ:  создание условий психологического комфорта на уроке, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья с учётом индивидуальности каждого ребёнка, что является основой формирования здорового образа жизни.

     ЗАДАЧИ:

  * создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций;

  * снятие по возможности всех деструктивных стрессообразующих факторов учебного процесса;

  * создание атмосферы доброжелательности, которая формирует у детей веру в свои силы;

  * снятие признаков утомления с учётом особенностей динамики работоспособности через смену видов деятельности;

  * создание условий для формирования личностных качеств.

     В практике работы 98% учебного времени отводится уроку. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

     Многим учителям – практикам, в том числе и мне близки принципы, которые сформулированы психологом Л.М. Фрид-маном. На основе этих принципов должен конструироваться урок и следование этим принципам даёт возможность воспитать всесторонне развитую и социально зрелую личность:

    1) самодеятельность учащихся в ходе урока;

    2) самоорганизация учащихся в ходе урока;

    3) развитие личности;

    4) формирование коллективизма;

    5) принцип ролевого участия;

    6) принцип ответственности;

    7) принцип психологического обеспечения.

     В практике работы школы 50 – 60% всех уроков являются комбинированными и из различной постановки этапов, входящих в него, конструируются все остальные типы уроков.

     В комбинированном уроке выделяются следующие этапы:

    1) Организационный этап.

    2) Этап проверки домашнего задания.

    3) Этап всесторонней проверки знаний.

    4) Этап подготовки учащихся  к активному и созидательному усвоению нового материала.

    5) Этап усвоения новых знаний.

    6) Этап закрепления новых знаний.

    7) Этап информации учащихся о домашнем задании.

     Я считаю, что на уроке должна создаваться атмосфера, расковывающая учащихся, которая строится на взаимоотношениях учащихся с учителем, стимулирующих развитие духовного потенциала учащихся, их творческую активность, то есть следует ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; на потребности и умения самостоятельно находить решение не встречающихся ранее задач. Можно сказать, что методика введения учебного  материала в концепции системы «Школа 2100» , позволяет включать всех детей в самостоятельную познавательную деятельность, создавая условия для формирования личностных качеств. Дидактическая система, разработанная в курсе, позволяет каждому ребёнку продвигаться вперёд своим индивидуальным темпом. Свою роль вижу в поддержании идей данной системы и в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка в соответствии с их интересами и возможностями.

      Структурными элементами моих уроков выступают:

* приветствие;

* опрос самочувствия;

* релаксация;

* оздоровительные упражнения;

* рефлексия;

* прощание.

     Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит  все элементы от приветствия до прощания.

     Приветствие и прощание выступают ритуальными этапами каждого урока, которые вырабатываются совместно. На уроке многое решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и не получится урок. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Приветствие учителя – это  заявка на то, в каком психологическом режиме он поведёт урок, ответ учащихся – реакция на заявку.

     На этапе  опроса самочувствия ученики рефлексируют своё эмоциональное и физическое самочувствие, сообщают о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему уроку.

     Особое внимание на уроке уделяется релаксации, так как  в релаксационных упражнениях формируются умения расслабляться, снимать психо-мышечное напряжение, ритмизировать дыхательные процессы, а также снимать стрессообразующие факторы. Регулярное выполнение релаксационных техник развивает у учащихся способность оценивать своё психоэмоциональное состояние, корректировать его, вырабатывать навыки адекватного поведения, позволяет обрести уверенность в себе.

     Младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, так как наступает утомление. Работу можно продолжать, если провести активную физминутку или оздоровительные упражнения. Данные упражнения целесообразно подбирать с учётом изучаемой темы, проводить под музыку и делать не слишком кратковременными, так как в противном случае они не выполняют своего назначения. Этот структурный элемент может занимать 2 -3 минуты. Для того чтобы правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки, нужно чётко представлять, на что они направлены. Скажем, приседания с подъёмом рук вверх стимулирует мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание круговых движений головой, глазами и туловищем активизируют чувство общей координации в пространстве. Если возможно, хорошо проводить бег на месте, так как он снимает многие симптомы утомления. Учитель должен видеть состояние детей и при необходимости корректировать его быстро и умело.

     Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, создаются условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, способствует осмыслению роста ученика.

     Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

     Ниже представлен материал, который может быть использован на уроке.

Необходимые и достаточные условия, обеспечивающие психологический комфорт на  уроке.

ЭТАПЫ УРОКА

ВАРИАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

Релаксационные техники.

Мобилизация. Игра «Капелька», «Слушаем дыхание»

«Рычи лев, рычи...», «Стучи поезд, стучи...», «Убе-жище», «Гора с плеч».

Оздоровительные упражнения.

Упражнения на дыхание. Гимнастика для глаз. «Держи осанку», «Самомассаж ушей», «Сотвори солнце в себе», «Солнышко», «Гора», «Этюд души», «Деревце».

Рефлексия.

- Вначале урока..., потом..., в конце...

- Я сегодня понял, что ..., осознал...

Метод пяти пальцев. Солнышко. Состояние моей души. Радуга. Мишень настроения.

     Важной задачей своей работы на уроке вижу создание атмосферы доброжелательности, которая формирует у детей веру в свои силы, помогает каждому ребёнку преодолевать трудности учения постепенно шаг за шагом. Это особенно важно для тех детей, которым уделяется меньше внимания в семье. У школьника должно быть ощущение продвижения вперёд, поэтому обязательно необходимо включать мотивацию успешности, которая формируется и развивается  в ситуации успеха.

Приёмы создания ситуации успеха.

    1) Создание ситуации доверия через приём «поглаживания».

- Молодец, умница!

    2) Снятие чувства страха.

- Ничего страшного, если у тебя не получится, мы все ошибаемся...

    3) Привлечение внимания.

- Я думаю, лучше делать так ...., а ты как думаешь?

    4) Провозглашение достоинств.

- У тебя всё получится так как ...

    5) Повышение самооценки, уверенности в себе:

- Это нам необходимо, только ты сможешь это сделать ...

    6) Педагогическое внушение.

- Не бойся. Мы тебе все поможем ...

- Я уверена, что ты сможешь, справишься ...

    7) Педагогическая оценка.

- Молодец, всё сделал ...

- У тебя всё получилось ...

- Хорошо, ты справился ...

    8) Аргументация.

     Важно обязательно озвучивать качества, за которые ребёнок достоин похвалы, а за которые осуждения, при этом  критические замечания стараться делать конфиденциально. Ребёнок должен сам знать, за что его ценят и уважают и это должны знать те дети, с которыми он общается в учебной ситуации.

     Описанные условия и технология  позволили получить стойкую положительную динамику в психо-физиологическом самочувствии детей. Полученные результаты проанализированы и интерпретированы на школьном методическом совете и МО учителей начальных классов  и представлены в таблице.

8. Результативность.

     Реализация данной технологии на уроке способствует снижению тревожности учащихся.

низкий

средний

высокий

1

класс

2

класс

1 класс

2 класс

1 класс

2 класс

Общая оценка тревожности

63,5%

77%

26,5%

18,5%

10%

4,5%

Общая тревожность в школе

78%

82%

13%

13,5%

9%

4,5%

Переживание социального стресса


69%


77%


14,5%


9,5%


16,5%


13,5%

Фрустрация потребности в достижении успеха


77%


77%


9,5%


23%


4,5%


0%

Страх самовыражения

64%

68%

27%

23%

9%

9%

Страх ситуации проверки знаний


70%


64,5%


20%


25,5%


10%


10%

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих


88%


73,5%


7%


4,5%


5%


9%

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

64%

77,5%

27%

18%

9%

4,5%

Проблемы и страхи в отношениях с учителем

 73%

 79%

 18%

 11%

 9%

 10%

             ВЫВОДЫ: наблюдается положительная динамика во 2 классе, по сравнению с 1 классом. Следует отметить, что 79% учащихся имеют низкую тревожность в школе. Можно отметить  как результат работы - снижение заболеваемости так:

за  I полугодие 2007- 2008 уч.г. – 68 дней пропущено учащимися по болезни, за  I полугодие 2008 - 2009 уч.г. – попущено по болезни 41 день.

             Учащиеся на уроках  раскрепощены и активно участвуют в учебном процессе.

9. Адресная направленность.

  1. учителям начальных классов;
  2. воспитателям ДОУ;
  3. учителям среднего и старшего звена.

10. Трудоёмкость.

     Трудоёмкость данного опыта заключается в глубоком осмыслении условий образования в современной школе, анализе литературы и реализации условий психологического комфорта, способствующего гармоническому развитию личности каждого школьника, а также в подборе упражнений по созданию комфортных здоровье-сберегающих условий на уроке.

                                                                11. Приложение № 1.

Релаксационные игры и упражнения для проведения на уроке.

Игра «КАПЕЛЬКА».

Ход  упражнения:

     Класс условно подразделяется на две команды. По сигналу ведущего они начинают стучать сначала одним пальцем правой руки по ладони левой (первые капли дождя), затем двумя, тремя (дождь набирает силу), наконец все аплодируют (идёт проливной дождь). Затем по убывающей, так же по инструкции ведущего, дети снижают силу и интенсивность хлопков и по сигналу ведущего «Солнце» дети должны враз прекратить аплодировать.

             Важно:

             Эмоционально комментировать команды:

1. «Начинается лёгкий летний дождик, он тихо стучит по крышам, по асфальту, по листикам».

2. «Дождь набирает силу, тучи сгущаются, становятся тяжёлыми ...»

3. «Напряжение, злость, которая скопилась в туче и вас прорывается в сильном ливне».

4. «Вся усталость и напряжение из тучки вышло вместе с дождиком. Тучка стала облачком, дождик затихает, становится мелким и начинает проглядывать солнышко».

5. «Солнышко выглянуло, дождик перестал, (дети перестали хлопать), пригрело деревья, дома, каждого человека. Вы чувствуете, как отдохнули, забыли всё неприятное и обидное, стали весёлыми и сильными, готовы работать и учиться целый день» и другие внушения по желанию ведущего или в зависимости от природы напряжения детей.

Игра «СЛУШАЕМ ДЫХАНИЕ».

Ход  упражнения:

1. Делаем глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднимаем прямые руки до уровня груди ладонями вверх.

2. Задерживаем дыхание. Во время задержания дыхания концентрируемся на ощущении от середины ладони (чувствуем, как будто на ладошке лежит теплая монетка и греет руки).

3. Медленный выдох. Выдыхая, рисуем перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры, символы (круг, овал, сердце, солнышко и т.д.)

4. Делаем положительные внушения и создаем настрой на работу.

Игра: «РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ ... СТУЧИ, ПОЕЗД, СТУЧИ...»

Инструкция:

«Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнования, кто громче рычит. Как только я скажу «Рычи, лев, рычи!» пусть раздается самое громкое рычание».

             В процессе игры можно стимулировать активность фразами: Ну, разве это рычание? Это кошачий писк! И т. д. После этого дети выстраиваются друг за другом в паровозик. Первый («паровоз») громче всех кричит «ту - ту»!, а остальные тихо произносят: «чух – чух  - чух». Начинается движение паровоза, каждый играет свою роль. В качестве паровоза должен побывать каждый ребёнок. В конце игры объявляется крушение поезда, и все дети валятся на пол.

            В процессе игры также важно акцентировать внимание на то, чтобы дети силой голоса пытались выплеснуть накопившееся напряжение, отреагировать нереализованные потребности через крик, что позволит избежать отреагирования через другие средства (агрессия, нарушение поведения, плачь и т. д.)

НЛП технология «УБЕЖИЩЕ».

     Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза.

Мягким спокойным голосом ведущий произносит примерно такой текст:

             «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно чтобы это место существовало на самом деле. Это может быть выдуманное место (уголок природы, сказка, рядом с выдуманными животным или героем мультфильма). Можете представить себе какую-либо хижину в горах, шалаш в лесу, лесную поляну, лужайку которую никто кроме вас не знает. Мысленно окажитесь там, подробно рассмотрите. Что вас окружает. Вы знаете, что самое безопасное место, здесь вас никто не может обидеть, здесь вы хозяин и король. Вы можете в этом месте слушать музыку, играть, читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать с другом и т. д.

             Вам очень хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокойтесь, расслабляетесь, отдыхаете. Теперь мысленно возвращаетесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учиться, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые».

   

 Приложение № 2.

Оздоровительные минутки.

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ».

           Если глаза устали, выполните такие упражнения:

* Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

* Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

* Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

* Посмотри в окно вдаль 1 минуту.

«ДЕРЖИ ОСАНКУ».

     Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину отведите назад. Дыхание спокойное (20 – 30 сек.). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

«САМОМАССАЖ  УШЕЙ».

     Учитель показывает, а все дети растирают уши. Повторение слов:

                                Я здоровье сберегу,

                                Сам себе я помогу!

«СОТВОРИ  СОЛНЦЕ  СЕБЕ».

     В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце.  Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ   МИНУТКА.

     Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец – помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами (массаж).

«СОЛНЫШКО».

     Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как  шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

«ЭТЮД   ДУШИ».

             Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

«ГОРА».

(начинается словами)

                                Люди с самого рожденья

                                Жить не могут без движенья.

             Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

«ДЕРЕВЦЕ».

              Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15 – 20 секунд). Опустите руки и расслабьтесь.

"УПРАЖНЕНИЯ ЖИВОТНЫХ".

        1. "Жираф" – голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.

        2. "Осьминог" –круговые движения плечами назад – вперёд, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

        3. "Птица" – руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад – вперёд.

        4. "Обезьяна" – наклон вперёд, круговые движения туловищем вправо – влево.

        5. "Лошадь" – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

        6. "Аист" – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

        7. "Кошка" – потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую руку.

        Оздоровительная гимнастика взята из методического пособия по валеологии.

Приложение № 3.

Виды рефлексии.

«РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ».

     На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облака, пятнышка (в течение минуты).

     Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

«МЕТОД   ПЯТИ  ПАЛЬЦЕВ».

                  М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

     Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

     С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

     У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал?

     Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«СОЛНЫШКО».

     Моё настроение похоже на:

     * солнышко;

     * солнышко с тучкой;

     * тучку;

     * тучку с дождиком;

     * тучку с молнией.

«РАДУГА».

             Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла. Каждый коллектив или все участники выставляют свои оценки – приклеивают цветные полоски на трафарет радуги.

«СОСТОЯНИЕ   МОЕЙ   ДУШИ»

     

     

Ребенок берёт изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию души.

«МИШЕНЬ   НАСТРОЕНИЯ».

             День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок – попадание в одной из цветовой зон. Внутри – дата и мотивация. В конце – вся «мишень» «прострелена» днями.

"ВЫБЕРИ УТВЕРЖДЕНИЕ".

        * все понял, могу помочь другим;                * запомню надолго;

        * все понял;                                        * однообразный;

        * могу, но нужна помощь;                        * неинтересный;

        * ничего не понял.                                * скучный;

        * интересный;                                * день;

        * хороший;                                        * урок;

        * отличный;                                        * праздник.

           и др.

        

Ощущал себя:

* хорошо;

* уверенно;

* смело;

* гордо;

* комфортно;

* глупо;

* неуверенно;

* испуганно;

* сердито;

* грустно.

Данные виды рефлексии были предложены в журнале "Завуч начальной школы" за 2003 год.

 Урок природоведения во 2 классе

ТЕМА: « Невидимые нити в осеннем лесу»

ЦЕЛИ: -  способствовать развитию умения находить и видеть связи живой и неживой природы; формировать умение наблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; закрепить понятие « этажи леса»;

 - развивать эстетическое и поэтическое восприятие природы, способность видеть и чувствовать ее красоту; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе раннее изученный материал, умение рассуждать, выражать свои мысли;

- формировать бережное , ответственное отношение к природе, понимание значимости решения экологических проблем.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник « Мир вокруг нас» (2 кл. ч.1 – А.А.Плешаков), карточки с текстом для каждого ученика, окно со словом « Красота», репродукции картин известных художников об осени, картинки дуба, орешника, рябины, птиц и животных, фонограмма П.И.Чайковского « Времена года» - « Осенняя песенка», Лесовичок.

ТИП УРОКА: комбинированный

ВИД УРОКА: заочная экскурсия

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока.

1). – Добрый день!

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, мои  друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Экскурсию с вами мы совершим

В мир природы, добра, красоты.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активней в работу включайся, дружок!

         2) - Проверим посадку:  

        - Ноги? На месте.

        - Руки? На месте.

        - Локти? У края.

        - Спина? Прямая.

        -Чтобы у нас с вами было хорошее настроение на уроке, я предлагаю вам сказать что-то приятное какому – либо человеку в классе, который нуждается в ваших словах.

        -Я вам желаю, чтобы у вас всё сегодня получилось.

II.ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К АКТИВНОМУ И ОСОЗНАННОМУ ДЕЙСТВИЮ.

1). Вступительная беседа.

- Что необычного вы заметили на доске? ( ОКНО)

- Что же такое загадочное ждет нас, если мы откроем это окно?

( открываю окно и читаю слово « Красота»)

- Что такое « Красота»?

- К чему мы обращаемся, если точно не знаем значение данного слова?

( СЛОВАРЬ В.И. ДАЛЯ)

« КРАСОТА – совокупность качеств, доставляющих удовольствие, наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное, приятное. Например: Красота русской природы.»

- Вы, ребята, были правы, когда рассуждали о красоте. Что же в жизни вы видели красивого, за чем наблюдали?

-  А можем ли мы наблюдать за красивыми поступками, за общением друг с другом?

- Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных каплях дождя, нежный стебелек. Видит и изумляется, и начинает творить, создавать сам новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении перед красотой, и в вашем сердце тоже расцветет красота.

- На ваших столах лежат карточки с текстом. Познакомьтесь с его содержанием. Постарайтесь увидеть в этом тексте что – нибудь красивое.

( ДЕТИ ЧИТАЮТ ТЕКСТ)

… пришла в лес. Все листья она раскрасила в яркие цвета. Лес стал очень красивым. Потом подули сердитые ветры. Они срывали жёлтые, красные, бурые листья и бросали их на землю.  Скоро лес опустел.

- Что красивого вы увидели в этом тексте?

- А когда это бывает?

« …Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

- О каком времени года идет речь в стихотворении А.С.Пушкина?

- Мы знаем, что осень длится 3 месяца. Всегда ли осень одинакова?

- Какая осень сейчас за окном?

- Давайте раздвинем занавески  на нашем необычном окне.

Какую осень мы видим за окном?

( РАЗДВИГАЮ ЗАНАВЕСКИ )

- Кому из вас, ребята нравится это время года? Чем именно?

( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

 - Очень многим нравится осень, в том числе и великим художникам, поэтам, писателям и композиторам. С помощью слов, кистей и красок, с помощью музыки они выражают свои чувства, эмоции. Посмотрите еще раз на уже известные вам картины художников, вспомните их названия, авторов.

На уроках литературного чтения мы читали стихи о этом прекрасном времени года. Давайте вспомним одно из них.

( УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХ. К. БАЛЬМОНТА « ОСЕНЬ»)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее, и от птичьего крика

В сердце только грустнее.

    Стаи птиц улетают

Прочь за синее море

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

- Надеюсь, такую же прекрасную картину осенней природы увидим и мы с вами сегодня на уроке.

На нашей заочной экскурсии мы будем наблюдать за осенними изменениями в жизни растений , вспомним уже известные вам растения, узнаем новые и постараемся во всем увидеть и разглядеть красоту. А еще мы постараемся увидеть « невидимые ниточки» в осеннем лесу. А поможет мне провести экскурсию Лесовичок. Он предлагает взять вам с собой внимание, сосредоточенность и, конечно же, дружелюбие.

Итак, в путь! Пока мы с Лесовичком идем к лесу, расскажем ему о том, что мы уже знаем о осени. Итак, какие изменения произошли в природе с наступлением осени?

Опишите состояние неживой природы, растений.

( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- У Лесовичка к вам, ребята, тоже есть вопрос. Ответим на него?

 - ЛЕС – дом для растений и животных, как для нас людей – квартиры. И этот дом , как и дома людей – многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются ярусами. Каждый ярус имеет свое название. Дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

  1. Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.( КУСТАРНИКИ)
  2. Многолетние растения с крупным твердым стеблем и мощным корнем. ( ДЕРЕВО)
  3. Растения с мягкими зелеными стеблями.(ТРАВЫ)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

ЯРУСЫ ЛЕСА

ДЕРЕВЬЯ                  КУСТАРНИКИ                  ТРАВЫ

- Лесовичок доволен вашими ответами. Вот мы и на лесной полянке. Посмотрите, как здесь красиво!

IV. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА ДЛЯ  ГЛАЗ.

- Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки. Посмотрите вверх, какое чистое, голубое небо, совсем, как летом. Посмотрите влево. Какие красивые , точно золотом расшитые платьица подарила осень березкам. Посмотрите вправо. А высоким стройным елям осень разрешила остаться в своих зеленых нарядах. Посмотрите вниз. Как много под ногами разноцветных листочков, даже жалко ходить по такой красоте.

V. ПРОДОЛЖЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

- Вот на лесной полянке нас встречает дерево. Угадайте, что это за дерево.

( СООБЩЕНИЕ О ДУБЕ ДЕЛАЕТ УЧЕНИК)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончике ветвей

Много – много желудей.

( НА ДОСКЕ – ДУБ)

- Лесовичок тоже хочет рассказать вам о дубе, о своем любимом дереве. Но он просит вас поработать вместе с ним в своих тетрадках. Откройте тетради и запишите число.

( ПО ХОДУ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ СХЕМУ В ТЕТРАДЯХ, УЧИТЕЛЬ КАРТИНКАМИ НА ДОСКЕ)

- Осенью на дубе созревают плоды – желуди. Внутри каждого желудя одно крупное семя. Созревшие плоды падают на землю, а весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все желуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедают разные лесные жители. Это белка, дикий кабан, лесные мыши и птицы.  Дуб для них – кормилец! Но животные не только поедают желуди, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка и белка. Они осенью прячут желуди про запас, и чаще всего далеко от дуба. Часть желудей она съедает зимой, а о каких – то забывает. Весной из этих – то желудей и вырастут молодые деревца. Вот и получается, что сойка и белка расселяют дуб. Лесные мыши и кабаны тоже разносят желуди.

                                                               СОЙКА

      ДУБ                                                     БЕЛКА

                                                              КАБАН

                                                               МЫШЬ

- В КАКОМ ЯРУСЕ РАСТЕТ ДУБ?

- Идем дальше. А это что за растение рядом с дубом?

А рядом с дубом часто можно увидеть этот кустарник. Это – ОРЕШНИК. Орешник – довольно высокий кустарник, у него много гибких стеблей. Плоды орешника – орехи. Созревая, они падают на землю под кустом. Расселяться орешнику помогают животные, которые их едят. В основном, это белки и лесные мыши.

( СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ)

                               БЕЛКА

    ОРЕШНИК        

                               МЫШЬ

- В каком ярусе растет орешник?

VI. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ  ПОДВИЖНАЯ ФИЗМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке    ( подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.      ( подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим                 ( бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем , как зайки.          ( прыжки на месте)

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.           ( ходьба на месте).

VII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Лесовичок ведет нас дальше. Скоро мы подойдем к дереву, о котором нам расскажет               . Угадайте, что это за дерево.

( СООБЩЕНИЕ О РЯБИНЕ)

 - На стр. 60 прочитайте о том, кого кормит рябина и кто помогает ей расселяться. Составьте схему в тетрадях. Работаем в парах .

                          ДРОЗДЫ

 РЯБИНА        

                          СВИРИСТЕЛЬ

- В каком ярусе растет рябина?

- Как бы красиво, как бы хорошо , уютно ни было в осеннем лесу, нам нужно возвращаться  в класс. Но что – то наш Лесовичок загрустил. Оказывается, пока мы читали о рябинке, Лесовичок прислушался и услышал, как шепчутся на рябинке листочки с ягодками. « Мы такие маленькие, беззащитные. За нашу осеннюю красоту нас и наши гроздья ягод срывают и ломают. Мы даже боимся желтеть и краснеть. Что же нам делать? Как же нам быть?»

- Ребята, как нам успокоить Лесовичка? Сможем мы им оказать помощь и какую?

( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Многие растения сегодня стали редкими. Они даже занесены в Красную книгу. « Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растение из – за    нескольких дней красоты? Правильно. Ведь недаром говорят:

« Поймал я бабочку – она погибла, сорвал я цветок – он завял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту и природу!»

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Находясь в природе, нельзя срывать цветы и красивые ветви деревьев. Можно собирать букеты только из тех цветов, которые вырастил человек.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

- Если мы будем по – настоящему , серьезно заботиться о природе, только тогда мы станем добрее.

Лесовичок говорит, что нужно, чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу и любовь к растениям.

VIII. ИТОГ УРОКА.

1) - Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы еще раз побывали в осеннем лесу, любовались его красотой., попытались увидеть невидимые ниточки в осеннем лесу. Вас чему – нибудь научила эта экскурсия? Какие советы вы бы хотели дать своим друзьям?

- Лесовичок прощается с вами, ему пора возвращаться в свой лес. А на память о нашей встрече он дарит вам вот такие осенние листочки – закладочки в ваши учебники.

        2) – Закройте глаза, представьте, что вы идёте домой, встречаете какого-то знакомого и рассказываете, что вы сегодня узнали на уроке, что было интересного, а что трудного? Возвращайтесь в класс.

        - Что же нового вы сегодня узнали?

        - Что было интересного?

        3) Самооценка по шкале.

        4) Рефлексия настроения (наклеивание своего имени на «радугу настроения»).

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр.58 – 61.

К рассказу « Белкин запас» составить схемку « невидимых ниточек».

12.Литература.

1. Амонашвили Ш.А. « Здравствуйте, дети!» - М. 1983.

2. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зощепин В.В. « Психология» - М. Издательский центр   « Академия» 1999.

3. Журавлев В.И. « Основы педагогической конфликтологии» - М. 1995.

4. Е. Заикина « Быть здоровым непросто» - метод.брошюра, библиотечка « Первое сентября», серия « Здоровье детей» - 2008.

5. Кан – Калик В.А. « Грамматика общения» - М. 2000.

6. Корнажевский Ю.А. « Анализ урока» - М. 2000.

7. Мельничук В.М. « Я и мое здоровье» ( 1 – 3). Методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии» - Н. 1998.

8. Обухова Л.А. « Тридцать уроков здоровья для первоклассников» - М. ТЦ Сфера 2001.

9. Плешаков А.А, « Мир вокруг нас» - методическое пособие 1 класс – М 2002.

10. Журнал « Завуч начальной школы» - 2003.

11. Программа « Здоровье» МОУ « Ананьевской средней общеобразовательной школы».

Содержание

Наименование опыта………………………………………………………………………. 1

Условия возникновения опыта……………………………………………………………. 1

Актуальность опыта……………………………………………………………………....... 2

Ведущая педагогическая идея……………………………………………………………... 2

Теоретическая база опыта………………………………………………………………….. 2

Новизна опыта……………………………………………………………………………….4

Технология опыта……………………………………………………………………………4

    Структурные элементы уроков………………………………………………………….. 5

    Приемы создания ситуации успеха………………………………………………………6                                                           Результативность……………………………………………………………………………. 7

Адресная направленность…………………………………………………………………... 7

Трудоемкость………………………………………………………………………………… 7

Приложение

     Релаксационные игры и упражнения…………………………………………………… 8

     Оздоровительная гимнастика…………………………………………………………….10

     Виды рефлексии…………………………………………………………………………...12

     Урок природоведения во 2 классе………………………………………………………..14

Литература…………………………………………………………………………………….20        

А

Б

В

Г

Д

Комфортно,

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне

скверно

А

Мед.ра-

ботник

Дефек-толог

Валео-лог

Лого-пед

Психо-лог

Учите-ля

Родите-

ли

Ученик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие образовательные технологии

Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением  деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесс...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей технологии...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...

Использования здоровье сберегающих педагогических технологий в группе продленного дня.

Статья Использования здоровье сберегающих педагогических технологий в группе продленного дня. Необходимость и важность использования здоровье сберегающих педагогических технологий в учебном ...

Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.

И родители, и педагоги хотят , чтобы дети выросли не только достойными людьми, но и здоровым поколением....

Педагогический совет "Здоровье сберегающие образовательные технологии"

С ним ничего не страшно,никакие испытания,его потерять – значит потерять все;без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки;    он...