«Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников»
материал по теме

Белова Лариса Александровна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_sinektiki.doc40.5 КБ
Office presentation icon sinektika.ppt2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны МОУ СОШ №31

(1 слайд) Тема: «Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников».

(2 слайд)  «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.  Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.  Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

  1. Введение в тему

В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Психологи считают, что творческое начало не является природным качеством ума, творчеству можно и нужно учиться как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть!

(3 слайд) Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличается неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».

Врагом номер один творчества является стереотипность, или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.

(4 слайд) Помочь учителю избежать этих недостатков при обучении школьников, научить их создавать новое, творить могут различные методы. Одним из таких методов является метод  синектики (автор Уильям Дж. Гордон).

  1. Метод синектики - способ активизации творческого мышления

(5 слайд) Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее «группового мышления». (6 слайд) Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи, аналогии, которые стимулируют творческие возможности.

(7 слайд)  В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни – в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику.  И если наша аналогия удачна, то информация мгновенно и прочно запечатлеется в мозгу, благодаря включению эмоционально-образной памяти.

3. Упражнения, игры, позволяющие лучше активизировать творческое мышление детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения.

(8 слайд)  При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

  • Аналогия по форме:    сосулька- кисточка, палец, карандаш, клюв и т.д (9 слайд)  круг - ???

  • Аналогия структурная: (Окр. Мир) «Неживая природа зимой», снег (снежный покров)     - соль, сахар, похож, вата, одеяло;

     шкаф - почтовый ящик, скворечник, тумбочка для великана,   мусорный ящик, квартира для одежды

  • Функциональная: (10 слайд)   (Окр. Мир)  «Транспорт»,  (движение) машина – сороконожка, велосипед, птица, лошадь, муравей, электричка;

                   петух – будильник, радио, солнышко, гром.

  • Аналогия по цвету: (11 слайд)   солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса;  лист (летний)- огурец, виноград, груша, бант (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)

  • Аналогия по различным положениям или состояниям явлений и предметов: переполненный автобус – селёдка в бочке, игрушки в ящике, вещи в шкафу, огурцы в банке (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
  • Комплексная  прямая аналогия предметов: двери

А) по форме - шоколад, картина, крышка стола

Б) по функциям – чемодан, рот, веки, крышка

В) по свойствам – (деревянная – ветку, столб, шкаф), (скрипучая – стул, дерево), (железная - сейф), (по цвету – как облако, снег, мороженое, вата)        

сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.             

(12 слайд) Символическая аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный, словесный или графический образ объекта (знаки). Профессию учителя –символ?

Знаки «больше», «меньше».

Словесную  символическую аналогию применяю на уроках литературного чтения: вместо длинного текста можно составить короткий (междометия). Например: «На горке».

(13 слайд) Личная аналогия (эмпатия) необходимо войти в роль кого-либо, или чего-либо.

Урок окружающего мира. Тема: «Где зимуют птицы?» Вы воробей. Вы попугай. Что  вы ели, чем занимались, где спали?

Вы кошка, собака, лошадь, попугай.

Тема: «Домашние животные». Что  вы ели, чем занимались, где спали? Что бы вы хотели получить от хозяина? Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?

Тема: «Домашние опасности». Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

(14 слайд) Фантастическая аналогия.

Позволяет снять психологическую инерцию, способна перенести в сказку любую ситуацию.

Ситуация. Урок русского языка. Тема: Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Вы соавторы, сочинили сказку.

4. Выводы

Нам, взрослым, очень трудно … у нас развиты стереотипы, штампы, а у детей мышление гибкое, им легче.

(15 слайд) Этот метод помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устраняет стереотипность мышления.

(16 слайд) Метод позволяет  детям свободно ориентироваться в окружающем мире, увидеть изменяющийся во всём и везде мир, увидеть противоречия и попытаться их решить, пользоваться простыми словесными алгоритмами, сочувствовать и сопереживать людям и животным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации творческого мышления младших школьников

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что раз...

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Методы Активизации творческого мышления младших школьников

В к    В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинально...

мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "

Этот мастер  - класс был проведен для учителей начальных классов  на практической части августовской конференции....