"Здоровьесбережение в современной начальной школе"
статья на тему
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove1.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Из опыта работы учителя
начальных классов ГБОУ СОШ № 10
г.Сызрани Самарской области
Чижовой Ильмиры Сабиржановны
1. Актуальность темы.
Общество требует новых подходов к обучению и воспитанию учащихся. Перед школой ставятся очень важные задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельности, активного деятельного начала, развитие индивидуального своеобразного творческого потенциала, развитие и воспитание личности, способной к самоопределению, самореализации, саморазвитию.
В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью.
Показателями хорошего состояния здоровья человека являются:
1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;
2) способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;
3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.
В Концепции Модернизации Российского образования, в нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последнего времени одним из приоритетных направлений в образовании учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся -необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении.
В практике существует множество определений понятия "здоровье". Педагогический коллектив нашей школы в своей деятельности руководствуется следующим определением данного понятия, предложенным Всемирной Организацией Здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".
По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22 – 25 процентов.К четвёртому классу число практически здоровых детей резко снижается.
Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Я считаю, что главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. Работая в школе 15 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения, потому что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
2.Цели и задачи ,реализуемые в моей работе.
Как дать качественное образование и при этом сохранить здоровье детей, если учебный план школы, загруженность учебного материала, традиционные методики и технологии обучения не позволяют в полной мере решить эти задачи.
Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный опыт и определить основную цель: достижение высокого уровня качества обучения учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий.
Определяя цели и задачи уроков в начальной школе, я в первую очередь осознаю, что сохранить и укрепить здоровье учащихся можно только через правильную организацию учебного процесса. Поэтому я стремлюсь сделать все возможное для того, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок достиг более высоких результатов и сохранил свое здоровье. Все это и послужило мне толчком для работы по здоровьесберегающим технологиям, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.
3.Формы организации обучения младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий.
Работу по здоровьесбережению начинаю с диагностики состояния здоровья своих учащихся, изучаю паспорт здоровья учащихся и выстраиваю план работы.
Форма организации обучения в моей работе представляет собой выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяю урок, практикум, факультативные занятия, собеседования, дополнительные занятия и консультации, домашнюю работу учащихся. Наиболее распространённой формой обучения является урок, на котором стараюсь создать неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания, развития учащихся, сохранения их здоровья.
Учитывая актуальность данной проблемы, стараюсь создать такие условия на уроках, чтобы каждый ребенок мог развиваться, получать образование с учетом его индивидуальных особенностей, не навредив своему здоровью.
При построении своих уроков учитываю такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Наряду с традиционными уроками в своей практике применяю и нетрадиционные формы организации урока. В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков : уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы) ; уроки-путешествия ; уроки-фантазии ; урок-сказка ; урок-сюрприз ; урок-отчет ; урок-зачет; урок здоровья; уроки с использованием компьютерной техники, урок –экскурсия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность.
Уроки окружающего мира, уроки здоровья, технологии, ИЗО часто провожу на природе, тем более , что рядом со школой находится лесопарковая зона.
В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:
- Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.
- Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.
- Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.
- Поддержка альтернативности, учет множества мнений.
- Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.
- «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
- Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
Опираясь на эти принципы, педагогам следует ориентироваться и на психологические особенности младших школьников.
4. Опытно-эксперементальная работа с учащимися.
В своём классе мною была проведена опытно-экспериментальная работа. Основной задачей стала проверка психолого-педагогических условий эффективности нетрадиционного урока как формы здоровьесбережения в начальной школе.
В эксперименте принимали участие ученики 2 класса в количестве 25 человек. Исследование проходило в естественных условиях для учащихся. Программа опытно - экспериментальной работы включала три этапа.
- Констатирующий эксперимент
Исследование с целью изучения особенностей взаимодействия учителя и младших школьников в учебной деятельности, уровня психологического здоровья (адаптации, мотивации, тревожности). - Формирующий эксперимент (продолжительность 1 год)(приложение)
Использование различных форм нетрадиционного урока в учебной деятельности. - Итоговый эксперимент
Изучение динамики развития взаимодействия учителя и младшего школьника, психологического здоровья учащихся.
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что уроки в нетрадиционной форме положительно повлияли на уровень адаптации, мотивации и тревожности, что является составной частью психологического здоровья.
На завершающем этапе работы мною была использована методика «Неоконченные предложения», предложенная Р.Д. Овчаровой.
Цель этой методики выяснить, какие уроки больше всего запомнились детям в этом году и почему. Предлагалось закончить следующие предложения:
- Мне в этом году запомнились следующие уроки…
- Они мне понравились тем, что…
- Мне хочется, чтобы ещё больше уроков было бы таких, как …
Опрос показал, что детям запомнились и понравились нетрадиционные уроки больше, чем обычные. 14 человек назвали наиболее запомнившимся уроком математику (урок – путешествие) ; 17 – урок – путешествие по русскому языку ; 22 ученикам понравился урок математики (урок – сказка) ; 15 человек назвали урок литературного чтения (урок в стиле КВН); 10 ученикам - урок русского языка (Что? Где? Когда?) ; 24 ученикам - урок по наглядной геометрии (урок-исследование) ; 13учащихся запомнили урок-соревнование по русскому языку.
Детям интересно: преодолевать различные препятствия, решать весёлые задачи, готовить сообщения о планетах, путешествовать по островам, выполняя задание, получать задание из «черного ящика», работать с чертёжными инструментами, выполнять практические работы, исправлять ошибки в тексте, узнавать новое о словах, работать в группах.
5. Разнообразие форм и технологий по здоровьесбереженью.
Несколько минут на уроке уделяю динамическим паузам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в тему урока.
Имею базу данных по физкультминуткам и комплексам упражнений физкультминуток (приложение ):
-упражнения для кистей рук
-гимнастика для глаз ( по методике В,Ф Базарного и традиционные)
-гимнастика для улучшения слуха
-дыхательная гимнастика и т.д
Все это снимает проблемы переутомления, отсутствия интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
На протяжении многих лет в своей педагогической работе использую технологию уровневой дифференциации.
Уровневая дифференциация это технология, имеющая здоровьесберегающий ресурс, она обеспечивает не на словах, а на деле условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, сохранения его здоровья и формирования у него важнейших умений:
1. Самостоятельно в своем темпе приобретать и творчески использовать полученные знания;
2. Делать выбор заданий исходя из своих индивидуальных возможностей и способностей.
3. Принимать самостоятельные и ответственные решения;
4. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;
5. Строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки не навредя своему здоровью и здоровью окружающих его и др.
Технология УД (Фирсова) как раз отвечает задаче, поставленной перед учителем.
Цель УД-научить всех обязательному уровню учитывая индивидуальные особенности и уровень интеллектуального развития каждого ребенка, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле, а значит в конечном итоге не оказывать негативного влияния на здоровье учащихся.
Данная технология позволяет использовать на уроках разноуровневые тесты, контрольные и самостоятельные работы, во внеклассных мероприятиях, на элективных курсах, в процессе работы с учащимися над проектами, учащимся предлагаются тоже задания разного уровня сложности.
В своей работе акцентирую внимание на следующие моменты :
1) Отслеживание соответствия санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНов.
2) Постоянное внимание к охране зрения, проведение упражнений по гигиене зрения.
3) Проведение на каждом уроке физкультминуток .
4) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании урока.
5) Обеспечение интереса к своему предмету и уроку.
6) Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими.
7) Приоритет методам самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.
8) Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценки знаний учащихся.
9) Использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).
- Обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.
6.Результаты применения в учебном процессе здоровьесберегающих технологий.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
- Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
- Сохранению и укреплению физического здоровья детей.
85 % обучающихся класса принимают участие в школьных и районных соревнованиях по футболу, тхэквандо, борьбе, каратэ, гимнастике. Исследование состояния здоровья учащихся показало, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями;
- Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах.
- Происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
- Способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
Лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Познание и творчество». Постоянные участники международных, городских конкурсов: «Русский медвежонок - языкознание для всех» , «Кенгуру», «Счастливое детство». Лауреаты и дипломанты окружного конкурса «Русь моя родная» и др.
- Повышению уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
- Повышению уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.(приложение)
- Повышению профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
- Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей.(приложение)
Таким образом, используемая система работы, способствует осознанию необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека; развитию у учащихся самостоятельности, целеустремлённости в учебно-познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формированию ответственности, готовности преодолевать трудности, самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием
7. Заключение.
Таким образом выше материал выше показывает, применение здоровьеразвивающих технологии, дающих не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Практическое значение моей методики в следующем:
1) Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких- либо дополнительных материальных затрат значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучения за счет снижения утомляемости.
Как показывает моя практика, организация такой работы позволяет проводить оздоровительные мероприятия без ущерба для учебного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья, обеспечивает успешность обучения учащихся младших классов.
2) Данная система работы, программа “Воспитание культуры здоровья младших школьников” могут быть использованы учителями начальных классов в своей педагогической практике.
Как показано выше, проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой, требуется совершенствование системы первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Я еще раз подчеркиваю мысль, что здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс его социализации и воспитания, осознования нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания основ душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Образовательное учреждение сегодня становится важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированные на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
2. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996
3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
4.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
5Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
6Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
7.Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
8Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
9.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.
10..Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
11.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
12.http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
13..http://www.zpzr.ru/healthcare_education/
Приложение.
Перечень основных мероприятий по реализации
программы по здоровьесбережению на 2010-2014 годы (начальная школа)
«Здоровье первоклассника» (1 класс)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
Классные часы по программе здоровьесбережения | ||||
1. | Режим дня – основа жизни человека (беседа – игра) | Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня | Сентябрь | Классный руководитель |
2. | Скуку простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье (практикум) | Обучить навыкам выполнения правильного пробуждения, выполнения гимнастики, массажа, правильного питания | Октябрь | Классный руководитель |
3. | О Сидоре Пашке – ужасном замарашке (инсценировка) | Формировать гигиенические навыки | Ноябрь | Классный руководитель |
4. | Если хочешь быть здоров (классный час) | Расширить знания личной гигиены, чистоты, аккуратности | Декабрь | Классный руководитель |
5. | Зимушка – зима (час развлечений на прогулке) | Формировать навыки игры на улице | Январь | Классный руководитель |
6. | Зимние затеи (спортивный праздник) | Формировать подвижно-игровые навыки | Февраль | Классный руководитель, родители |
7. | Мойдодыр (беседа) | Вызвать интерес к вопросам здоровья, ответственность за состояние своего организма | Март | Классный руководитель |
8. | Умеем ли мы правильно питаться? (беседа) | Формировать представление об основных питательных веществах и продуктах, их содержащих | Апрель | Классный руководитель |
9. | Растем здоровыми (музыкально – спортивный час) | Формировать навыки игровой деятельности | Май | Классный руководитель |
«Здоровый второклассник» (2 класс)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
Классные часы по программе здоровьесбережения | ||||
1. | Осенний калейдоскоп (беседа о здоровой и полезной пище) | Пробудить заботу о здоровье, осознать важность правильного питания | Сентябрь | Классный руководитель |
2. | Как сохранить зрение (беседа) | Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний | Октябрь | Классный руководитель |
3. | Детские забавы (спортивно – развлекательный час) | Развивать спортивные способности у детей | Ноябрь | Классный руководитель |
4. | Семь С (спортивные состязания) | Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д. | Декабрь | Классный руководитель |
5. | Растения и человек (интегрированный классный час) | Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями, с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений | Январь | Классный руководитель |
6. | Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки) | Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни | Февраль | Классный руководитель, |
7. | Поешь рыбки – будут ноги прытки (игра-конкурс) | Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд | Март | Классный руководитель |
8. | Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов) | Формировать навыки сбора данных и оформления проектов | Апрель-май | Классный руководитель |
«Здоровая пища третьеклассника» (3 класс)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
Классные часы по программе здоровьесбережения | ||||
1. | Цена ломтика (беседа) | Расширить знания о пользе, ценности хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу | Сентябрь | Классный руководитель |
2. | Правила поведения в столовой (занятие – практикум) | Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом | Октябрь | Классный руководитель |
3. | Это удивительное молоко (занятие-исследование) | Расширить знания о пользе молока, молочных продуктов | Ноябрь | Классный руководитель |
4. | Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра) | Расширить знания о вреде данных продуктов | Декабрь | Классный руководитель |
5. | Самые полезные продукты (театрализованный классный час) | Учить выбирать самые полезные продукты | Январь | Классный руководитель |
6. | Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа) | Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни | Февраль | Классный руководитель, |
7. | Где найти витамины весной (игра-путешествие по станциям) | Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека | Март | Классный руководитель |
8. | День рождения Зелибобы (герой улицы Сезам) | Закрепить полученные знания о правильном питании | Апрель | Классный руководитель |
9. | Секреты поваренка (круглый стол) | Формировать представление о последствиях неправильного питания для организма | Май | Классный руководитель |
«В четвертый класс со здоровьем» (4 класс)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
Классные часы | ||||
1. | Учись быть здоровым (игра) | Способствовать осознанию необходимости бережного отношения к своему организму | Сентябрь | Классный руководитель |
2. | Здоровяк предупреждает (игра – КВН) | Формировать у учащихся представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни | Октябрь | Классный руководитель |
3. | Кулинарные обычаи (игра – путешествие) | Закрепить знания о законах здорового питания | Ноябрь | Классный руководитель |
4. | Питание и красота (кулинарный практикум) | Воспитывать культуру питания | Декабрь | Классный руководитель |
5. | Спортивно – массовое мероприятие «Зимние забавы» | Формировать стремление к здоровому образу жизни | Январь | Классный руководитель, родители |
6. | Удивительные превращения колоска (занятие – беседа) | Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания, прививать бережное отношение к хлебу | Февраль | Классный руководитель, |
7. | Волк и семеро козлят на валеологический лад (музыкально-спортивный праздник) | Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств | Март | Классный руководитель |
8. | Кафе «Здоровейка» (разработка проектов) | Формировать у детей привычку правильно питаться | Апрель | Классный руководитель |
9. | Кафе «Здоровейка» (защита проектов) | Май | Классный руководитель |
Родительские собрания по программе здоровьесбережения в начальной школе :
Класс | Название | Форма, содержание |
1 класс | Встреча взрослого и ребенка | Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода |
2 класс | Трудности обучения | Ослабленные дети, нервные дети, заикание у детей, леворукий ребенок, дети с временной задержкой психического развития |
3 класс | Секреты здоровья ребенка | Анкетирование детей и родителей, беседа врача |
4 класс | Не запрет, а предупреждение вредных привычек | Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании |
Анкета «Здоровье»
Фамилия, имя_______________ Возраст___________ s
1. Что такое «здоровье»?
2. Что, по-вашему, значит плохое здоровье?
3. Что, по-вашему, значит хорошее здоровье?
4. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
5. Почему люди болеют?
6. Что влияет на здоровье человека?
7. Говорите ли вы в школе о здоровье? О чем именно?
8. Говорите ли вы дома о здоровье? О чем именно?
9. Нравится ли вам говорить о здоровье?
10. Хватает ли вам информации о здоровье?
11.Следуете ли вы правилам здорового образа жизни? Каким именно?
Примеры проведенных занятий на тему «Здоровье и его сбережение»
Веселые физкультминутки”
Тренинг-настрой в начале первого урока. Слова произносятся негромко, но быстро.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
“Считалочка” (Выполняется стоя у парты)
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова все начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз присядем.
Девять – и урок наш продолжаем.
Гимнастика для рук
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие)
Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)
Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.
Пальцы расслаблены, взмахи кистями)
Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)
И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).
Физкультминутки на уроках
1. На уроке математики
1. Сколько черточек до точки,
Столько встанем на носочки (4-5).
2. Будем считать, грибы собирать (10-15).
3. Ягоды считаем, дружно приседаем (10-15).
И.п. – и.о. – при подъеме на носки руки в стороны – вверх, ладони на уровне плеч.
И.п. – и.о. – ноги на ширине плеч, наклоны вперед, имитируя сбор грибов.
И.п. – и.о. – руки на поясе, голову не опускать, спина прямая – приседание.
1. Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки (4-5).
2. Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем наклонов (4-5).
3. Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас. (10-12).
На доске круг с точками, елочки, бабочки. Учитель указывает на них и считает.
И.п. – стоя, ноги врозь.
И.п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе, наклоны.
И.п. – стоя, ноги слегка расставить, приседания.
2. На уроках чтения и письма
1. Подымайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок!
2. Стоп! Сели!
Травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко.
Прыгай на ногах легко!
3. Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой:
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу,
Не поеду – полечу. Цок (18).
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
3. На уроках рисования
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
Комплекс специальных упражнений
для укрепления здоровья первоклассников
Физкультминутка “Тюша - толстячок”
Тюша-Плюша толстячок
Спрятал шапку в сундучок.
В сундуке проснулась мышка,
Мышка – серая глупышка.
Только шапку увидала –
Сразу в обморок упала.
И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1– руки на пояс; 2 – руки к плечам; 3 – руки – вверх; 4 – руки через стороны вниз в и.п. 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – отвести локти назад, прогнуться, левую ногу в сторону на носок; 2-3 – держать; 5-6 – и.п.; то же правой ногой. 6 раз темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад; 2-4 – держать; 5-6 – и.п. 4 раза, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – наклоны туловища вперед, руки в стороны; 2 – и.п. 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – руки через стороны вверх; 6 – и.п. 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 30 сек. В и.п. – глаза открыть.
Игра “Солнечный зайчик”
Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносятся слова:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает “зайчика” и говорит:
Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут,
Были тут, и нет их тут.
Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: “Где зайка?” говорят и показывают рукой.
Игра “Радуга”
Дети вместе с учителем произносят:
Радуга – дуга – дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!
Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, снова закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами “увидеть” заданный цвет. По истечении 3-5 секунд учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 сек.
Игра “Одуванчик”
Дети сидят за партами, на столах у них лежат по нескольку фишек: желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит:
В желтой шапочке стоит,
Словно солнышко горит.
Вот проходит день за днем –
Желтой шапки нет на нем.
Незаметно учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить происшедшие изменения. Учитель спрашивает: “У кого из вас созрел одуванчик?”. Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность 20-30 сек.
Гимнастика для глаз
По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.
Вставки о здоровье на уроках в начальных классах
Русский язык
Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написание там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу “спасибо”. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желание рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- я хочу быть здоровым;
- я могу быть здоровым;
- я буду здоровым.
Математика
Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).
Вставай в 5, завтракай в 5, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99.
1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? 9 – 5 = 4 ч.
2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать? 9 – 5 = 4 ч.
3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
9 ч. вечера = 21 ч.; 24 – 21 = 5 ч.; 3 + 5 = 8 ч.
- Продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т.е. нужно ложиться в 9 ч., а вставать с 5 до 7 ч. Если выспался, не надо залеживаться в постели – “с курами ложись – с петухами вставай”.
Упражнения для глаз.
. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх - вниз;
2) горизонтальное вправо - влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность,
ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Массаж ушных раковин.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение выполняем в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против ее.
Точечный массаж.
В начале учебного дня, на первом уроке, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
Практикую в своей в работе гигиенический массаж
Он улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.
Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.
а) Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.
б) Тыльными сторонами правой и левой ладоней проводим 7 раз от подбородка в стороны.
в) Открываем рот, сильно натягиваем на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусываем. Повторяем 5 раз.
Упражнения на дыхание.
Для правильной ориентации дыхания провожу двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.
«Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.
Упражнения на снятие напряжения.
Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.
«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.
В конце урока обсуждаем не только то, что усвоено нового, но выясняем, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить, что полезного для всоего здоровья узнали.
Домашнее задание дифференцирую -на «три», «четыре», «пять».
Примеры проведенных занятий на тему «Здоровье и его сбережение»
Занятие на тему: «Скелет. Кости и суставы».
Цель: Подвести воспитанников к осознанию необходимости заботиться о своем скелете через знакомство с функциями костей и суставов, а также через обучение элементарным правилам сохранения осанки.
Задачи:
1. Познакомить с функциями костей и суставов.
2.Развивать умения сохранять целостность скелета.
3.Воспитывать ответственность за свое физическое здоровье.
Оборудование: плакат «Строение костей и скелета», палочки и пластилин, памятка правил осанки, подушечки с песком.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Давайте вспомним девиз наших занятий.
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
- Ребята сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие по страницам «Книги здоровья».
2. Беседа по теме.
- Как вы думаете, благодаря чему наше тело имеет форму, а не растекается в виде бесформенной массы? И благодаря чему мы ходим прямо? (кости, позвоночник держат, скелет).
- Вот ребята сегодня мы все вместе и узнаем, зачем нам нужны кости и суставы, узнаем, зачем и как необходимо заботиться о своем скелете. И оформим еще одну страницу нашей книги. А как ребята мы ее назовем? (Зачем скелет. Скелет. Кости. Заботься о костях.)
- Молодцы! Наша тема сегодня так и звучит «Скелет. Кости и суставы».
Опыт: встаньте все (дети встают). Наклонитесь назад, вперед, согните руки, ноги. Что вы можете сказать о подвижности своего тела? (можем стоять, как хотим, можем наклоняться, сгибать руки и ноги).
-Что помогает человеку двигаться? (кости).
-Хорошо садитесь. Давайте сделаем человечков, используя пластилин и палочки (Дети изготавливают человечков, но ноги и руки делают из цельных палочек).
-Попробуйте наклонить туловище человечка вперед, назад. А теперь попробуйте согнуть ему руки и ноги (у детей не получается, ломаются палочки). Почему руки и ноги человечков не сгибаются? (Потому что мы сделали их не составными).
З. Работа с плакатом «Строение скелета».
- Правильно! Кости человека образуют скелет, посмотрите на плакат. Скелет нужен для того, чтобы поддерживать наше тело, иначе оно напоминало бы бесформенную медузу. А еще кости скелета защищают мозг, легкие, сердце и другие, жизненно важные органы от повреждений. Там где кости соединяются, их концы образуют прочные, но подвижные соединения – суставы, которых и не доставала нашим человечкам. В суставах содержится особая жидкость, которая, как масло, смазывает их поверхность во время движения и не позволяет костям тереться друг о друга.
- Более тридцати позвонков, соединенных хрящами, образуют прочный остов – позвоночник, который является опорой туловища. Это одна из самых важных частей организма человека. Встаньте, (дети встают и выполняют все дальнейшие инструкции), не сдвигая ног, повернитесь назад, налево, направо, наклонитесь. Садитесь. Разумно ли устроен ваш позвоночник? ( Да)
- Что позволяет он нам делать? (наклоняться, поворачиваться).
- Умницы! А так же он поддерживает наше тело, когда мы сидим или стоим. Внутри позвоночника находится спинной мозг, кровеносные сосуды и нервные волокна, поэтому повреждение позвоночника очень опасны.
- Пощупайте у себя ребра. Ребра образуют грудную клетку. Положите руки на грудную клетку и сделайте глубокий вдох и выдох. Что с ней происходит. (она поднимается и опускается, двигается)
- А как вы думаете, зачем она нужна? (Защищает сердце и легкие).
- Молодцы! Обратите внимание, на строение кисти руки и ступни человека. Как вы думаете, почему они имеют так много костей? (потому что без этого мы не могли бы ничего делать руками, если бы пальцы не имели суставов. Ходили бы как роботы, ступая сплошной ступней)
4. Практическая работа по теме.
Мама Алеше твердит спозаранку:
«Леша не горбись! Следи за осанкой!»
Он проследил бы за ней, но беда –
Леша ее не встречал никогда!
-А вы ребята, знаете, что такое осанка? (Это то, как сидишь, стоишь.)
- Правильно! Это положение тела в пространстве. А как вы думаете, зачем мама просила Алешу следить за осанкой? (Чтобы быть красивым. Чтобы спина не болела. Чтобы позвоночник был прямой.)
- Умницы! Вы все абсолютно правы! И сейчас мы с вами будем делать упражнения, которые полезны для нашей осанки и роста. 1)Сидя на стуле, поднимите руки вверх, прогнитесь. Сделайте глубокий вдох. Опустите руки – выдох. Повторите, это упражнение пять раз. 2) А теперь встаньте все спиной к стене на расстоянии до полуметра от нее (примерно пол шага). Наклоняясь назад, коснитесь стены пальцами. Повторите упражнение, тоже пять раз. 3) Для следующего упражнения встаньте друг за другом, примерно в шаге от впереди стоящего товарища. Положите на голову вот эти мешочки с песком (выдаю заранее приготовленные подушечки), и прошагаем друг за другом круг по нашему кабинету. Держите спину и голову прямо, чтобы подушечка не упала. (Дети выполняют все упражнения).
- Молодцы! Садитесь на места. Также полезно для нашего позвоночника просто висеть на турнике. Есть еще много разных упражнений, которые мы с вами научимся выполнять позднее на лечебной гимнастике.
5. Оформление страницы «Книги здоровья». Итог занятия.
- Ребята, мы сегодня много узнали нового и интересного. Чем бы вы хотели поделиться с другими ребятами? О чем бы вы им рассказали? (О том, как устроен скелет. О том, зачем он нам нужен. И как надо о нем заботиться. Что надо следить за осанкой. Что кости сгибаются, потому что есть суставы. Показали бы, какие упражнения полезны для осанки.)
- Молодцы! Так давайте и продолжим оформлять нашу «Книгу здоровья». Оформим страницу, которую назовем…? (Скелет. Кости и суставы.)
Выдаю, страницу, сделанную детьми заранее. Клей и материалы подобранные и напечатанные заранее. Дети их самостоятельно выстригают, распределяют и наклеивают на чистую страницу.
Итоговое занятие – игра «Турнир знатоков».
Цель: повторить и подвести итоги по теме здоровье и его сбережение.
Задачи:
1. Помочь ребятам, в игровой форме, вспомнить и закрепить знания по теме «Здоровье и его сбережение».
2. Способствовать развитию умения заботиться о своем здоровье.
3. Содействовать воспитанию положительного отношения к ЗОЖ.
Дети делятся на две команды, по пять человек в каждой. Команды располагаются за столом, на котором разложены конверты с номерами, в конвертах вопросы.
Оборудование: домашний кинотеатр, диск «Караоке», «Волчек» со стрелкой, конверты с вопросами, четыре указателя «Активная пауза», два указателя «Переход хода», два указателя «Черный ящик», сердечко и карточка с изображением легких, карточки с названиями продуктов питания.
Условия конкурса:
1. Стрелка приводится в действие. При остановке стрелки – указателя участник команды берет конверт с номером, вслух читает вопрос, находящийся в конверте.
2. На обдумывание дается одна минута.
3. команда готовит ответ и выбирает участника, который его озвучивает.
4. Если команда не готова, не знает ответа, то отвечает команда соперников.
5. Стрелка показывает «Переход хода» - соперникам повезло, ход их.
6. Стрелка показывает «Активную паузу», то в зависимости оттого, что нарисовано под ней, то и выполняют (глаза и нос – проводят гимнастики дыхательную и для глаз; скелет – проводят доступный комплекс упражнений для осанки; нотка – называют экспромтом песню, под которой находится песня, это номер песни в каталоге «Караоке», которую они исполнят).
7. Если «Активная пауза» так и не выпала в течение десяти минут, то играющей команде предлагается выбрать наугад любую из них.
8. «Черный ящик» - дается описание функций органа человека, команда должна ответить, что лежит в ящике (сердце, легкие).
Жюри подводит итоги. Награждается команда победителей.
Вопросы в конвертах.
1. Что такое здоровье? Ответ: здоровье это полное физическое и душевное благополучие человека.
2. Назовите факторы влияния на здоровье человека? Ответ: сам человек, экология, общество, наследственность.
3. Выберите карточки с названиями продуктов питания полезных и необходимых для здоровья. Назовите, чем они полезны. Ответ: овощи и фрукты основной источник витаминов; хлеб, каши, макароны богатый источник углеводов, которые заряжают наше тело энергией; молоко, йогурт и сыр обеспечивают наш организм кальцием; мясо, рыба и яйца богаты белками, которые помогают нашему организму, расти; сливочное масло, сливки и растительное масло – источники жиров, которые тоже необходимы организму, но в небольших количествах.
4. Какие правила надо соблюдать, чтобы не испортить зрение? Ответ: смотреть телевизор и заниматься на компьютере не более тридцати минут в день; писать, рисовать и читать сидя за столом так, чтобы свет падал слева; не садиться близко к телевизору; делать гимнастику для глаз.
5. Как можно сберечь свой слух? Ответ: надо защищать уши от ветра, чистить их не реже одного раза в неделю, не допускать попадания воды, не ковырять в ушах острыми предметами, не включать громко музыку и телевизор.
6. Назовите функции скелета, костей и суставов в организме человека. Ответ: скелет служит опорой для тела человека, все кости имеют свое назначение, они защищают внутренние органы от повреждений, а также благодаря костям, суставам и разумному устройству позвоночника мы можем наклоняться, бегать, прыгать, писать, рисовать, в общем двигаться.
7. Назовите основные правила приема пищи. Ответ: не торопись во время еды, тщательно пережевывай пищу, не ешь на ходу, не переедай, соблюдай режим приема пищи (завтрак, обед, полдник, ужин по часам), не разговаривай во время еды.
8. Назовите положительные качества человека на первые буквы имен игроков вашей команды. Например: Зоя – заботливая, здоровая, заводная (активная); Ваня – верный, выносливый, вежливый и так далее.
9. Перечислите известные нам признаки стресса и действия, позволяющие улучшить самочувствие человека, вызванное стрессом. Ответ: признаки стресса – страх, тревога, неуверенность, растерянность, подавленность, паника; действия – поиграть с друзьями, покататься на велосипеде, поплакать, покушать, громко закричать, выспаться, послушать музыку.
10. Дополните пословицы: «В здоровом теле – …», «Делу время - …», «Сначала думай …», «Баня парит - …», «Чистота - …», «Кто долго жует тот …». Ответ: здоровый дух, потехе час, потом действуй, здоровье правит, залог здоровья, долго живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Здоровьесбережение в современной начальной школе
Статья из опыты работы по здоровьесбережению в начальной школе...
Здоровьесбережение в сельской начальной школе
Об использовании здоровьесберегиющих технологий в начальной школе...
Здоровьесбережение в современной начальной школеТебования
В статье стараюсь раскрыть как проблемы здоровья наших детей,так и посильная помщь учителей в сохранении здоровья с помощью методики Владимира Базарного...
Выступление на педагогическом совете-01.11.16 на тему:"Просветительская работа с родителями по здоровьесбережению детей в начальной школе"
« Я не боюсь ещё и ещё раз повторитьЗабота о здоровье — это важнейший трудУчителя, от жизнерадостности,Бодрости детей зависит их духовная жизнь,Мировоззрение, умственное развитие,Прочность знаний, вер...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ...
Здоровьесбережение в современной начальной школе
В данной статье представлены рекомендации по здоровьесбережению обучающихся. Известно, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья детей. Важным правилом педагогической деятельности ...