«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»
методическая разработка (3 класс) на тему

Краснодарский край Апшеронский район

г. Апшеронск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

 

 

 

 

                                                                                       Обобщение опыта работы

                                                                учителя кубановедения,

                                      начальных классов

                                                                    МБОУСОШ №2

                                     Погиба Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

                Содержание                              стр.

 

 

 

 

 

                                                                            

Введение                                                                            3-4

  1. Уроки                                                                              3-6

1.1.Урок-игра                                                                            

1.2.Урок-экскурсия

1.3.Уроки-исследования

1.4.Проектная деятельность

 

 

    2.Внеурочное время                                                              6

   2.1.Занятие-экскурсия

   2.2.Взаимодействие с родителями

 

 

     Заключение                                                                         7

 

 

     Использованная литература                                         7-8

 

 

      Приложение                                                                   9-56

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Уроки кубановедения уже достаточно прочно вошли в школьную программу, являясь одним из сложных, и в то же время наиболее интересных элементов образования. Государственные стандарты по кубановедению в начальной школе одной из целей ставят воспитание патриотизма, уважения к традициям Родины, к правам и свободам человека.

     Обучающий, воспитательный и развивающий потенциал уроков кубановедения многогранен:

    Во-первых, краеведческий материал обладает тем бесспорным преимуществом, который способен приблизить историю к детям, переплетаясь с современной жизнью;

   Во-вторых, изучение истории  и культуры малой родины служит источником воспитания патриотизма и гражданских качеств личности, способствует обеспечению культурно-исторической преемственности поколений;

    В-третьих, знание особенностей исторического развития родного края помогает более уверенно ориентироваться в современной жизни края, района.

    Уроки кубановедения дают большие возможности для развития творческих способностей и самореализации личности учащихся. Специфика этого предмета такова, что она позволяет вовлечь младших школьников в творческую и исследовательскую деятельность, которая, в свою очередь, повышает мотивацию к познанию малой родины.

   Целью своей работы я ставлю создание высокой мотивации к изучению истории края у учащихся через приобщение их к историческим, духовным и художественным традициям кубанского народа.

    Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому основная задача учителя – вызвать интерес к учению, умело сформировать мотивацию ученика.

     Мотивация в изучении истории и культуры кубанского казачества значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и в повседневной жизни ребенка.       

       Существуют два основных пути формирования мотивации. Первый, когда учитель, так организует работу, чтобы она вызывала у учеников положительные эмоции удовлетворения и радости. Второй, научить школьников исследовать, придумывать, по-новому решать проблему.

      Для повышения мотивации, на мой взгляд, я определила следующие направления:

-четкая организация каждого урока

 

-активизация познавательной самостоятельности и творческой деятельности учащихся

 

-осуществление межпредметных связей, интеграция уроков

 

    В  своей практике применяю:

- проведение уроков экскурсий, музейных уроков, уроков встреч, интегрированных занятий;

-  работу с научно-популярными текстами, сборниками;

- выполнение тестовых  заданий, исторические диктанты;

- написание мини-сочинений;

-  игры (работа в малых группах);

- составление и разгадывание  кроссвордов;

- проектную деятельность

 

1. Уроки

      Уроки позволяют формировать качество активного участника, учиться находить и принимать решения, учиться состязательности, умению общаться, создавать особую эмоциональную игру, привлекательную для детей: это и урок творческий отчет, урок –экскурсия, урок -путешествия, урок – защита проектов, урок – игра, урок – встреча с интересными  людьми.

 

1.1.Урок-игра

Для повышения интереса к уроку стараюсь активно применять игровой прием.

         Для детей игра, прежде всего, увлекательное занятие. Она посильна даже слабым ученикам.

  На своих уроках и занятиях по кубановедению я применяю четыре группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

I группа - предметные игры. Ребята готовят истории дома, а в классе их рассказывают.

II группа - игры творческие, ролевые. Это могут быть уроки-ярмарки, выставки, обрядовые ситуации.

III группа игр используется как средство развития познавательной активности детей. Работа с кроссвордами, ребусами, загадками.

 IV группа игр основывается на уроках-соревнованиях, викторинах, которые прививают у  ребят активность, любознательность.

Приложение №1

 

1.2.Урок-экскурсия

    Уроки в школьном музее позволяют углубить знания учащихся о традициях, обычаях и религиозных представлениях кубанских казаков; привить чувство сопричастности истории и обычаям предков; формировать уважительное отношение к историческим памятникам материальной и духовной культуры; воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к малой родине, уважение и почитание старшим поколений.

   Нередко, увидев  в экспозиции музея какой-либо предмет, ребята удивляются, зачем эта вещь попала в музей, что в ней необычного, почему ее так внимательно рассматривают посетители. И только после рассказа учителя узнают этот предмет имеет прямое отношение к какому-то историческому событию. Ребята по-иному смотрят на экспонируемый музейный предмет, по-другому воспринимают события, связанные с материальными историческими ценностями.

 

1.3.Уроки-исследования

Большая роль на уроках кубановедения отводится поисковой и краеведческой работе. Со своими проектными работами ребята выступают перед одноклассниками. Занимаясь поисковой работой, казачата узнают, что улицы в городе носят имена наших земляков, что город назван в честь Апшеронского полка. Самое, пожалуй, ценное в этой деятельности то, что юные исследователи в своих семьях поднимают очень важные вопросы: «Кто я?», «Кем были мои предки?», «Что могу сделать я, чтобы прославить свой род?» Ведь каждый человек связан со своей малой Родиной.

Приложение №2

 

1.4. Проектная деятельность

    Использование проектной деятельности убедительно доказывает возможность сформировать стойкий интерес к изучению предмета. А если проект носит коллективный характер, то дети учатся выполнять функции принятой на себя роли, анализировать результаты совместной деятельности, приобретать навыки работы в команде.

    Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими находками с одноклассниками стали лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям. В эту деятельность с интересом погрузились не только дети, но и родители.

Приложение №3

 

    Также важным элементом для развития мотивации являются песни. Они интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. При разучивании фольклорных произведений учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность. Например, разучивая песню «Варэнэчки», ребята знакомятся с традиционной кухней кубанских казаков, «Распрягайте хлопцы коней» –  изучают жизнь казака после боевого похода.

    Стремлюсь к тому, чтобы занятия проходили непринужденно, обстановка была доброжелательная, приятная, располагающая к занятиям, мой тон – бодрым и дружелюбным. Включаю зарядки-релаксации, занимающие по времени 3-5 минут и проводимые либо под кубанские песни, либо под народные присказки и потешки.

  Для вовлечения в образовательный процесс детей со слабой мотивацией мною разработаны индивидуальные задания, которые посильны всем без исключения. Стараюсь разнообразить формы подачи материала, способствующего развитию памяти и навыков устной речи, использую считалки, рифмовки, стихотворения.

   Практика показывает, что изучение истории кубанского казачества в начальной школе способствует не только воспитанию чувства патриотизма, но мотивирует познавательную деятельность по другим школьным предметам.

      Чтобы добиться высокой педагогической эффективности в своей работе изучаю методические новинки, ресурсы сети Интернет, образовательные сайты,  слежу за успехами коллег. За 10 лет работы учителем кубановедения накоплен и свой опыт.

        Немалая роль в повышении мотивации школьников принадлежит ИКТ, видео-урокам, которые я активно использую на уроках кубановедения.

 

2.Внеурочное время

    Но для реализации этих задач недостаточно одного часа урока кубановедения в неделю. Поэтому работу свою продолжаю и во внеурочное время.

    С 2010 года являюсь руководителем детского творческого объединения «Казачок», считая эту деятельность новой, но интересной.

    Родители, отдавая детей в мой 1 «А» класс, знали о дополнительных занятиях по истории и культуре кубанского казачества и сознательно выбрали этот класс именно из-за углубленного изучения традиций малой родины.

    Содержание кружка «Казачок» направлено на формирование начального представления о кубанском казачестве, на ориентацию в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание чувства гражданственности и патриотизма учащихся.

 

(Прилагается программа кружка «Казачок»)

 

      В феврале 2012 года атаман Апшеронского района Г.А. Яковенко, атаман г. Апшеронска С.В. Семенец приняли второклассников моего класса в ряды Юных казачат Кубани. Ребята обещали горячо любить свою Родину, Кубань, город, хорошо учиться.

      Учащиеся казачьего класса - призёры конкурсов классов и групп казачьей направленности, участники районных слётов, праздников, школьных линеек.

      Большую помощь в воспитании казачат оказывает заместитель атамана Апшеронского казачьего общества Г.Г. Иксанов. Совместно с ним в школе проводятся спортивные соревнования, традиционные казачьи занятия, подвижные казачьи перемены.

 

2.1.Занятие - экскурсия

   Одна из форм внеурочной работы - экскурсия - создает особые благоприятные возможности для усвоения фактов истории кубанского казачества,  играет активную роль в формировании патриотических убеждений учащихся. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность школьника в получении знаний. Экскурсии способствуют активному усвоению информации.

   Например, при изучении темы: «Краснодар– в прошлом и настоящем», учащиеся моего класса посетили Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына - «Край наш кубанский». Ребята узнали много интересного об атаманах Захарии Чепега и Антоне Головатом, о жизни просветителях Кирилла Россинского и архитектора Мальберга. Об их жизненном пути, о событиях военной истории, о быте и семейном укладе кубанского казачества

Участвуя в акции «Зовём друг друга в гости» учащиеся совершили выезд в г. Майкоп.

    Во время экскурсии учащиеся  познакомились с историей адыгов, их традициями и обычаями, а также с историей возникновения города, его названия, посетили Национальный музей, а также побывали в мечети.

    С удовольствием занимаются учащиеся и изготовлением поделок. Лучшие работы учащихся представлены на выставке в кабинете кубановедения, школьном музее.

 

2.2.Взаимодействие с родителями

    Активными участниками образовательного процесса становятся родители. Они участвуют не только в исследовательских работах детей, но и в подготовке экспозиций в классе, тематических классных часах, кубанских праздниках. Совместно организуем экскурсии по краю, которые являются важным мотивом к изучению малой Родины.

    Такая связь с семьей меня очень радует, знания данные детям на занятиях и в совместной деятельности, расширяются и обогащаются в семье. Кроме того укрепляются семейные связи, появляются общие семейные увлечения, всё это благоприятно сказывается на нравственном воспитании детей.

    В результате данной работы качество знаний учащихся повысилось на 18% (с 65 до 87%).  Дети проявляют интерес к изучению истории, традиционной культуры, искусства родного края;   применяют свои знания на практике, участвуя в различных викторинах, конкурсах, мероприятиях.

Приложение № 4

 

3.Заключение

   Такие формы работы способствуют воспитанию настоящих патриотов, любящих свой край, уважающих традиции казаков и народов, населяющих наш край.

 

4.Использованная литература

1. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

2. Ершова Э.Б. Иоффе А.Н. и др. Мой выбор. Книга методик. – М.: Ижица, 2002

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практ. пособие. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006

5. Смолина Е.А. Современный урок музыки:  творческие приемы и задания. / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006

6. Феофилактова Т.М. Учитесь с умением: Пособие. – Краснодар: изд-во «Stadtgesprach», 2004

7. www.admkrai.kuban.ru  (сайт администрации Краснодарского края)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Тема: Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани (3 класс)

 

Цель: ознакомление с традициями  и обычаями народов Кубани, развитие

          навыков научной деятельности, развитие духовных качеств,

          направленных на сохранение традиций, преемственности поколений,

          воспитание интереса к традициям народов Кубани

 

Оборудование: медиаиллюстрации, кроссворд, мини - доклады учащихся,

                             рецепты блюд национальной кухни жителей края

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент

 

К нам сюда скорее просим,

  Подходи честной народ!

Фейерверки зажигайте,

              Дружно праздники встречайте!

 

- Как думаете, о чём будем говорить на классном часе? Правильно, об обычаях и традициях народов, живущих на Кубани.

 

 

Работа по теме:

  1. Вводная  беседа

 

 - Люди каких национальностей проживают на территории Краснодарского края?

 

   На территории Краснодарского края проживает более 100 национальностей. Основное население – русские. Ещё здесь живут армяне, белорусы, украинцы, немцы, адыги, греки, татары, турки и представители других народов. Они дружат между собой,  знают свои обычаи и традиции.

   У каждой национальности есть что-то интересное в традициях, вкусное в блюдах, красивое в костюмах.

 

- Сегодня мы отправимся в гости к народам, проживающих у нас в Краснодарском крае. 

- Вы готовы совершить это увлекательное путешествие?

 

   (Работа в группах. Заранее готовят материал по заданным темам.)

 

1 станция «Обычаи и традиции народов Белоруссии»

 

- Все вы, ребята, слышали и знаете, что одним из соседних с нами государств является Белоруссия. Представители этого народа населяют и нашу Кубань.

Мини-доклад учащегося

 

   Традиции и обряды белорусов имеют много общего с русскими. Предками белорусов были восточно – славянские племена. На традиции белорусов повлияли и поляки, и литовцы, и украинцы, и русские, и евреи. Поэтому культура их представляет хорошо сохранившийся набор древних языческих обычаев и традиций славян.

 

Рассказ 1 учащегося  1 группы

«Купальские обряды»

      Среди летних праздников чтимым был праздник Ивана Купалы. Он отмечался в ночь с 23 на 24 июня. В глубокой древности он сопровождался человеческими жертвами – в дар реке приносили девушку. Позднее этот обряд изменился – жертвоприношение было заменено купанием в реке. Девушки плели венки и пускали их по воде.

  Купала изображался в виде столба, обвитого зеленью. Вокруг столба складывали костёр. Считалось, что для очищения от всякой скверны нужно прыгнуть через костёр.

 

Рассказ 2 учащегося  1 группы

«Проводы зимы, встреча весны»

 

    Праздник проводов зимы и встречи весны назывался Масленицей. На Масленицу катали горящее колесо-символ солнца. Праздник проходил весело: разъезжали на санях, всю неделю пекли гору блинов и оладий. Последний день Масленицы- было Прощённое воскресенье. В этот день все просили друг у друга прощение за обиды, принесённые в прошедшем году. А вечером, сжигали чучело Масленицы.

«Масленица загорела, всему миру надоела, обманула, провела, годика не дожила».

   После Масленицы начинался Великий пост. Нельзя было употреблять в пищу мясные и молочные продукты.

 

Рассказ 3 учащегося  1 группы

«День урожая»

 

Осенью отмечали День Урожая. В этот день пекли огромный медовый каравай. За ним прятался человек и спрашивал: «Видно меня?» Ему отвечали: «Видно немного, дай бог, чтобы на следующий год совсем не видали!»

     Во время жатвы последний сноп не увозили с поля, а завязывали узлом, полив водой, и оставляли как залог будущего урожая.

   И сейчас на Кубани празднуют праздник Урожая. В этот день чествуют земляков, которые своим трудом добились высоких урожаев. На улицах городов и станиц шумят праздничные гулянья.

 

Рассказ  учащегося   группы

«Блюдо национальной кухни Белоруссии»

 

«Картофельный форшмак»

   Печёный или варёный картофель очистить, протереть, влить растопленное сливочное масло. Добавить обжаренный в масле лук и муку, затем сметану, разведённую с желтками, тёртый сыр, взбитые белки, рубленую зелень. Всё хорошо перемешать и положить в глубокую сковородку, смазанную жиром, запечь в духовке.

 

2 станция «Обычаи и традиции народов Украины»

 

      Большая часть украинского народа (кубанские казаки) населяют Краснодарский край.

 

        Кубанские говоры возникли на базе уже существовавших языков – в результате переселения людей с территорий Украины и южнорусских областей. Происходило смешение языков, населения, образовывались новые варианты местной речи.

Давайте поиграем в игру.

а) Игра:

- Подберите к диалектным словам из левого столбика литературные соответствия из правого:

 

кордон                                             плетень

кудлатый                                         сноровка

тын                                                   ткань

ухватка                                             пост

черевички                                         горсть

вечерять                                            выныривать

зозуля                                                ужинать

жменя                                                кукушка

вынырать                                          туфли

материя                                             лохматый

 

б) Конкурс «Реши кроссворд»

Задание: Восстановите  диалектные слова.

 

1. Ломоть.

2. Заплата.

3. Полотенце.

4. Кисть винограда.

5.Семья, родня.

6. Лук.

7. Арбуз.

8. Компот из сухофруктов.

 

 

   Слова-подсказки: Кавун, цибуля, рушник, скибка, родыня, узвар, гронка,                    

                                    латка.

 

                                             Рассказ  учащегося   группы

«Блюдо национальной кухни Украины»

 

«Украинский борщ»

   Приготовить мясной бульон. Нашинковать свёклу, морковь и лук. Поджарить их в подсолнечном масле, посолить и опустить в бульон. Туда добавить нашинкованную капусту и ломтики очищенного сырого картофеля. Всё сварить. При подаче на стол добавить сметану.

 

3 станция «Обычаи и традиции народов Бошкорстана»

 

Мини-доклад учащегося:

 

   Башкиры – тюрский народ, проживающий и на территории Кубани. Столица Республики Бошкорстан – город Уфа.

   Башкиры так же, как и кубанский, гостеприимный и приветливый народ. Это подтверждается в башкирской сказке: «Девушка вышла на стук, поздоровалась, помогла путнику сойти с коня, коня привязала, а гостя в избу пригласила, поесть ему выставила». Здесь внимание не только к гостю, но и к коню гостя, так как конь у башкиров не отделим от их жизни.

 

(Рассказы детей о казачьем гостеприимстве.)

 

Рассказ  учащегося   группы

«Блюдо национальной кухни Бошкорстана »

 

«Вак балиш»

   Замешать сдобное пресное тесто из муки, молока, яйца и соли, дать постоять 20-30 минут. Баранину нарезать мелкими кусочками и смешать с мелко нарезанным картофелем и репчатым луком, солью, перцем, лавровым листком.

  Тесто раскатать на лепёшки,  положить на каждую фарш. Края лепёшки защепить, оставить небольшое отверстие, куда при выпекании периодически вливать жирный бульон.

 

Ф  и  з  м  и  н  у  т  к  а

 

4 станция «Обычаи и традиции народов Адыгеи»

 

Мини-доклад учащегося:

 

   У адыгского народа очень много славных традиций, поверий и магических приёмов, в которые они верят.

   Например, традиция оберега своих детей. Колыбель для ребёнка делают из боярышника. Считается, что боярышник – охраняющее и «доброе» дерево.

  Воспитание в семье начинается с малолетства и ведётся пожизненно, носит непрерывный характер. Основой всему служит личный пример родителей.

Рассказ 2 учащегося  4 группы

      Детский праздник «Лъэтеувэ»

 

   Праздник первого шага – служил как бы обрядом определения будущей профессии. Перед ребёнком раскладывали различные предметы, и тот, который он выбирал, становился для него знаковым.

   Например, выбрал ребёнок карандаши – станет художником, машинку – водителем, нитки – портным, расчёску – парикмахером…

   Праздник сопровождался всеобщим веселье, добрыми пожеланиями ребёнку, угощениями и приготовлением «ХЪЭЛЫУЭ» - сладкое блюдо, его адыги готовят из мёда, масла и пшенной муки ко всем торжествам и праздникам.

 

5 станция «Обычаи и традиции татарского  народа»

 

Мини-доклад учащегося:

 

   В татарских семьях очень много национальных традиций.

   При рождении ребёнка в крымско-татарской семье родители стараются дать ему «арабское» имя (Муслим, Сервер, Алим, Амет, Бекир) При этом зовут старого муллу, его все уважают, так как он знает много «арабских» молитв. Мулла читает какие-то непонятные «арабские» слова новорожденному на ушко.

 

Рассказ 2 учащегося  5 группы

«Оберег»

    Есть ещё в татарских традициях такое: сооружать оберег около метра в длину у своего дома, в такой конструкции должен быть обязательный элемент – глазок. Он защищает хозяина от злых языков и приносит счастье. Иметь такой оберег в доме может каждый, независимо от того, какую веру исповедуют члены его семьи.

 

Рассказ  учащегося   группы

«Блюдо национальной кухни Татарстана »

 

 «Плов»

    В казане на растительном масле обжариваем мясо. Добавляем нарезанный лук. Затем крупно нарезанную морковь. Заливаем это кипячёной водой. Доводим мясо до готовности. После добавляем рис и варим на небольшом огне, пока не выкипит вода. Уменьшаем газ и на медленном огне доводим до готовности.

 

  1. Итог занятия

 

   Сегодня, возрождая старинные традиции и обычаи культуры и религии, жители Кубани вживляют их в ткань современного общества.     

   Традиционными стали Рождественские елки, Масленичные гулянья, Пасхальные ярмарки,  Дни славянской письменности и культуры…   

 

- С какими обычаями и традициями земляков вы познакомились на сегодняшнем уроке?

 

Вывод: каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом, ведь мы -  земляки.

 

 

 

 

 

 

Тема: Религиозные праздники и обряды Кубанского казачества (4 класс)

 

Цель: ознакомление с казачьими праздниками, обычаями и традициями наших предков;

         развитие навыков научной деятельности (реферативного характера, навыков   

           публичного выступления);

  развитие духовных качеств,  направленных на сохранение традиций,    

преемственности поколений;

  воспитание интереса к традициям народов Кубани

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

Учитель: Начало нового года, приход весны, окончание уборки урожая… Как думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке? Правильно, о праздниках и обрядах Кубанского казачества.

  1. Работа по теме урока.

                                      (Звучит казачья плясовая)

  Учитель: Перемена событий в жизни природы и общества - начало нового года, приход весны, окончание уборки урожая,  всё это представлено в календарных праздниках и обрядах Кубанского народа. 

   Все обряды и действия объединяли казачью станицу, передавался культурный опыт от поколения к поколению.

На предыдущих уроках мы говорили, что казаки произошли от восточных славян.

Расскажите, во что верили наши предки?

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о языческих богах древних славян.

- Перун- бог грома и молнии. Просили у него плодородного дождя.

Даждьбог- бог солнца. Восход солнца встречали молитвой, чтили «живой» огонь, считая, что он зажжён от солнца.

Мокошь-бог земли. Просили у неё богатый урожай.)

 

Учитель: Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.

Открываем наш календарь. Год начинался зимними праздниками, включающими в себя Рождество Христово и Крещение.

    С вечера готовили кутью - сладкую кашу с мёдом, пекли пирожки. Потом завязывали всё это в новый платок и отправлялись по станице, посещали родственников, соседей.

 

   7 января - Рождество Христово. Во второй половине дня начинали колядовать, по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать на дом беду.

  Обычай колядования сохранился до сих пор.

 

Ученик:

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.

Пришла коляда накануне Рождества,

С пышками, лепёшками, со свиными ножками.

Коляда, коляда, подай пирога!

Подавай, не ломай, а по целому давай.

Кто даст пирога - тому скот живота,

Кто не даст пирога – уведём корову за рога.

Хозяин и хозяйка, с праздником!

Наделите, подарите колядовщичков!

С амбару решетом или с печи пирогом!

 

Учитель:  Под Новый год в ночь на Крещение девушки гадали о замужестве и предстоящей судьбе.

 (Заранее подготовленные ученики рассказывают о гаданиях)

Учитель:  А мальчики утром ходили по домам, бросали зерно в святой угол и напевали:

«Тох, тох, торорох!

Зароди, Боже, горох!

Жито, пшеницу

И всякую пашницу».

    Заканчивались Святки Крещенским сочельником. Во льду реки делали дырку в форме креста. Священник освящал воду. Люди трижды погружались в воду, считалась, что святая вода смывает все грехи, лечит все недуги. Эту воду набирали в посуду и хранили в доме, используя при надобности.

    Праздник проводов зимы и встречи весны назывался Масленицей. На Масленицу катали горящее колесо-символ солнца. Праздник проходил весело: разъезжали на санях, всю неделю пекли гору блинов и оладий. Последний день Масленицы- было Прощённое воскресенье. В этот день все просили друг у друга прощение за обиды, принесённые в прошедшем году. А вечером, сжигали чучело Масленицы.

«Масленица загорела, всему миру надоела, обманула, провела, годика не дожила».

   После Масленицы начинался Великий пост. Нельзя было употреблять в пищу мясные и молочные продукты.

   Затем следовала Пасха. Всю ночь шло богослужение в храмах. На Пасху пекли куличи, варили и красили яйца. После умывания, целовались: и говорил «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» и трижды целовали друг друга.

   На 50 день после Пасхы казаки отмечали Троицу, которая символизировала переход от весны к лету. На Троицу жильё украшали цветами, зеленью, девушки плели венки и бросали их в реку, гадали.

Среди летних праздников чтимым был праздник Ивана Купалы. Он отмечался в ночь с 23 на 24 июня. В глубокой древности он сопровождался человеческими жертвами -в дар реке приносили девушку. Позднее этот обряд изменился - жертвоприношение было заменено купанием в реке. Девушки плели венки и пускали их по воде.

   Купала изображался в виде столба, обвитого зеленью, с пучком соломы на верхушке. Вокруг столба складывали костёр из дубовых веток, который поручали зажигать молодой женщине. Считалось, что для очищения от всякой скверны нужно прыгнуть через костёр.

Ученик:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло,

Глянь на небо-

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, не воронь,

Разбежимся, как огонь!

Учитель: Осенью отмечали День Урожая. В этот день пекли огромный медовый каравай. За ним прятался человек и спрашивал: «Видно меня?» Ему отвечали: «Видно немного, дай бог, чтобы на следующий год совсем не видали!»

     Во время жатвы последний сноп не увозили с поля, а завязывали узлом, полив водой, и оставляли как залог будущего урожая.

  1. Итог урока. 
  2. Дом. задание. Напишите небольшой рассказ о том, какие из праздников вы отмечаете в своей семье, как это происходит.

 

 

 

 

 

 

 

Устный журнал "Край наш кубанский" во 2-м классе

Цели урока: Обобщение и расширение знаний учащихся о природе родного края, учить экономному использованию воды в повседневной жизни.

Углубление знаний о географической карте.

 Развитие наблюдательности, любознательности.

Воспитание любви к природе родного края, бережного отношения к водным запасам, полезным ископаемым, растительному и животному миру;

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, гербарий растений, книги о родном крае, коллекция полезных ископаемых, ребусы, грамзапись.

 

ХОД УРОКА

I. Вступление. Беседа.

Учитель. Давайте на минуту представим, что мы отправились в космическое путешествие. Из иллюминаторов корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней, прежде всего, торопимся увидеть нашу большую Родину – Россию и свой отчий край. Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы, у нас много достопримечательных мест – ведь недаром к нам приезжают гости со всех уголков России отдохнуть и попутешествовать.

Если посмотреть на него с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и бескрайние равнины, и крутые обрывы, и моря.

Высокие горы, степные просторы,

Приморского берега грань,

Леса и поляны, сады и лиманы –

Всё это родная…Кубань.

– Как называется наш край? (Краснодарский)

– А как по-другому ещё называют наш край? (Кубанский)

– Да, ещё наш край называют кубанским. Это тема нашего урока. Сегодня мы обобщим наши знания о природе и богатствах нашего края, поговорим о бережном отношении к ней. А проведём урок в форме устного журнала. Много интересного ждёт вас впереди.

II. Устный журнал

1. Работа по карте

1-я страница. «Выгодное расположение»

– Посмотрите на физическую карту нашего края. Она позволяет как бы с большой высоты окинуть взглядом наш край. Бросается в глаза сложное устройство поверхности географического положения. Река Кубань делит край на какие две поверхности? (Горную и равнинную части). Покажите на карте.

Край омывается двумя морями. Какими? (Чёрным и Азовским)

Они благотворно влияют на климат края и служат прекрасными путями сообщения с соседними областями и другими странами.

Назовите и покажите области, с которыми граничит наш край на суше. (На севере – Ростовская область, на юге – Грузия, на востоке – Ставропольский край, на юго-востоке – Карачаево-Черкесия.)

2-я страница. «Подземные сокровища»

– Несметные богатства таятся в недрах Кубани (а их открыто более 50 видов). О них следующая страница журнала.

2. Отгадывание кроссворда.

Задания к кроссворду:

1.Прочный камень, хорошо полируется и используется для отделки станций метро, строительства фундаментов, зданий. (Гранит).

2.  Маслянистая жидкость, легче воды, тёмного цвета, с резким запахом. (Нефть). Покажите месторождения нефти на карте. Назовите её основные свойства.

3.   Важное полезное ископаемое, состоящее из остатков полусгнивших растений. Вам подскажет ребус. (Торф)

4. Из названия какой составной части гранита надо убрать 1 букву, чтобы получить имя девочки. (Слюда – Люда)

 5. Это полезное ископаемое часто встречается вам. Сыпучее вещество. (Песок)

6.  Железнодорожные насыпи делают из песка. Почему не из глины? (Глина легко размывается водой, а песок пропускает воду сквозь себя.)

7.  В названии какого полезного ископаемого надо вставить букву и получится имя девочки (Глина – Галина).

8.  Какое свойство глины используется мастерами глин. игрушки? (Пластичность)

9.  Беловато-серый камень. (Известняк) Найдите его в коллекции.

 

– Назовите ключевое слово в кроссворде? (Геологи)

-Кто такие геологи?

– Все эти полезные ископаемые есть в нашем крае. Какие полезные ископаемые мы не назвали, которые добывают в нашем крае?

    Условные значки полезных ископаемых разбросаны по всей карте края, но особенно их много в горной части. Горные богатства служат для развития нефтяной, газовой, цементной и химической промышленности.

Покажите на карте их месторождения.

3. Отгадайте ребусы:

image                                image                

4. Охрана недр

– Человечество стоит перед близкой перспективой острой нехватки полезных ископаемых. Поэтому минеральные ресурсы требуют острой охраны, недопустимы какие-либо потери и расхищения. Необходимо рационально и экономно использовать недра земли!

3-я страница. «Водоёмы края»

– Отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на пригорке,

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море. (Река)

– В нашем крае насчитывается около 700 больших и малых рек. Большая их часть течёт к Азовскому морю, меньшая – к Чёрному. Какая река является главной? (Кубань)

– Покажите её на карте.

5. Рассказ ученика о реке Кубань

 

– Это одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Реку питают дожди, снег, грунтовые воды и ледники. Собирая на своём пути большие и малые притоки, она превращается в многоводную реку…

– Назовите крупные реки края: Лаба, Уруп, Белая, Пшиш, Протока и др. Какие водоёмы можете ещё назвать? (Плавни, лиманы, озёра, минеральные источники, искусственные водоёмы, моря.)

– Разгадайте ребус-пословицу:

image

(Вода – всему голова.)

      (Расшифруйте пословицу)

-Как вы понимаете значение пословицы?

-Ну и что? – скажешь ты. Есть и реки, и озёра, и моря. Оттуда можно брать воду сколько угодно. Нет, вовсе не сколько угодно. Почему? (Высказывания детей)

6. Охрана вод

   Загрязнение водоёмов в настоящее время является очень серьёзным злом. Вода, используемая в больших количествах, нуждается в бережном отношении, в охране не только её количества, но и качества.

7. Экологическая задача

    Даже если из крана будет течь струйка всего со спичку, за сутки зря утечёт 40 вёдер воды, а в каждом ведре 10 литров. Сколько литров воды это будет? А сколько их в вашем доме? А в городе? Так давайте беречь воду!

IV. Физкультминутка «Только в лес мы зашли»

4-я страница. «Лесная тропинка»

– Приглашаю совершить небольшую прогулку по экологической тропе.

Ученик читает стихотворение:    Здесь мало увидеть,

                                                             Здесь нужно всмотреться,

                                                             Чтоб ясной любовью

                                                              Наполнилось сердце.

                                                              Здесь мало услышать,

                                                              Здесь вслушаться нужно.

                                                                                                                                 Н.Рыленков

– Приятно после дождя, особенно ранним утром побродить по лесу. Но нельзя представить лес без многоголосого птичьего хора.

                                     Давайте прислушаемся. (Грамзапись «Голоса птиц весной».)

  -Сделаем остановку в лесу. Пение каких птиц вы можете услышать в лесу? (Свистят иволги, дрозды, перекликаются сойки, скворцы и др.)

-Назовите других обитателей наших лесов. Давайте проверим по карте- схеме животного мира. (Медведь, лиса, заяц, кабан, косуля, хомяки, соня, ласка и др.)

-Гуляя по лесу, вы должны хорошо знать, как надо себя вести в лесу.

(Показывают плакатики – дети говорят, что они обозначают, дополняют.)

-Наши леса и поляны с каждым годом становятся всё беднее и скучнее. Почему? (Высказывания учащихся)

-От того, что все красивые, яркие цветы люди собирают огромными охапками и уносят домой. И многих растений осталось очень мало, они занесены в « Красную книгу». (Показываю гербарий и открытки редких растений края)

-Определите, какие это растения нашего края из «Красной книги».

Ученик читает стихотворение:       Я сорвал цветок – и он увял.

                                                           Я поймал мотылька – и он умер у меня на    

                                                           ладони.

                                                           И тогда я понял, что прикоснуться

                                                            К красоте можно только сердцем.

 

Сообщения учеников.

    Природа хранит свои тайные сокровища, но как щедрая хозяйка открывает их тем, кто внимателен и бережлив. Беречь и охранять природу наша общая забота. Для сохранения редких и ценных растений и животных создают заповедники.

     В юго-восточной части Краснодарского края расположен Кавказский государственный биосферный заповедник, где произрастают более 30 видов редких растений, занесённых в Красную книгу. На его территорию не допускают ни охотников, ни туристов.

      Благодаря заботе учёных удалось сохранить многие виды птиц, насекомых, а также могучих лесных зверей – зубров. Зубры были истреблены браконьерами, но сотрудники заповедника восстановили стада этих редких животных.

      В этом живописном месте можно встретить растения всех зон, а насчитывается их около 1400 видов. Достаточно полно сохранился животный мир горной части страны. В лесу можно встретить кавказского благородного оленя, косулю, бурого медведя, дикого кабана, зубра. Все звери и птицы живут на свободе и находятся под защитой человека. (Показ иллюстраций животных)

5-я страница. Богатства Кубани»

– Наша любимая Кубань очень многообразна и богата. Какие богатства и достопримечательности края вы бы ещё назвали?

1. Кубань – край курортов. Назовите города-курорты. (Анапа – самый солнечный детский курорт, Геленджик, Туапсе, Сочи и др.)

2. Кубань – житница России. На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Это и сахарная свёкла, и кукуруза, и рассыпчатый рис. Но самые большие площади на кубанских полях занимают пшеница и подсолнечник. Сады и виноградники.

3. Древние сооружения – дольмены – достопримечательность предгорной зоны Кавказа. Они сложены из больших каменных плит весом несколько тонн.

4. Чёрное море и его богатства. (Сообщение ученика)

5. Водопады, которых много около Сочи и Геленджика. Они образуются, где горная река встречает препятствия.

( Просмотр фотографий «Лагонаки»)

 

– Много и других достопримечательностей в нашем крае, о которых мы узнаем на других уроках. А помогут узнать новое о своём крае эти книги.

 

6-я страница. «Краеведческая викторина»

– А теперь предлагаю всем, кто любит и знает свой край, ответить на вопросы викторины:

1. Какие из охраняемых в Кавказском государственном заповеднике животных являются наиболее ценными? (Зубр, благородный олень).

2. Есть ли в нашем крае вулканы, где и какие? (Грязевые вулканы на Таманском полуострове, сальзы)

3. Назовите самую маленькую птицу на Кубани. (Королёк, она помещается в спичечном коробке).

4. Чем интересны дельфины и где они водятся? (Их мозг имеет сложное строение и по разумным действиям дельфины стоят ближе к человеку, чем другие животные. Они снабжены эхолокатором, который помогает им в воде. В Чёрном море.)

5. Какой самый маленький хищник из млекопитающих обитает в нашем крае?( Ласка, истребляющая массу мышей и полёвок).

3. Итог занятия

– О чём нам рассказали страницы устного журнала?

4. Заключение.    Ученик читает стихотворение.

Кубанская природа, родные нам места.

                                                          Живёт здесь сто народов,

                                                                 А может, больше ста.

                                                               Кубанец - я, ты тоже.

                                                               Мы вместе, мы дружны.

                                                               Мы делать всё, что можем,

                                                                  Для Родины должны!

Учитель. Я хочу, чтобы вы любили нашу Кубань, сохранили её красоту и богатства. Хочу, чтобы в вашем сердце оставалось восхищение и величественной красотой гор, и тихой прелестью степных рек, и густых лесов, и водопадов, и бескрайних морских просторов. Я надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живёте – о нашем кубанском крае.

Литература:  В.Борисов «Занимательное краеведение»,Г.И.Жуковская «Родной край»,

    О.Хамцова «Кубанская азбука»,И.П.Лотышев «География Краснодарского края» , «Путешествие по родному краю».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Церковные праздники на Кубани» (4кл.).

 

Цели: ознакомление с некоторыми видами церковных праздников; особенностями их празднования, предпочтение в праздновании православных праздников на Кубани, определение их места в жизни современного общества и  личной жизни человека; развитие мышления, речи; воспитание интереса к изучению данной темы, привитие нравственных устоев в духе православия.

 

                                                   Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Формулирование новой темы урока
  3. Изучение нового материала

     1). Беседа.

Важными в жизни казаков были церковные праздники.

   Церковный праздник – это чествование (прежде всего молитвенное) Христа, Богородицы и святых, поэтому его центральным событием является Богослужение. Участвуя в Богослужении, христиане переживают событие, в честь которого установлен праздник. Каждый праздник, со своими традициями и особенностями Богослужения, создает особое настроение.   

   Иные праздники не только наполняют человека радостью и торжеством, но и настраивают его на покаяние (Воздвижение Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Предтечи).

 

Многие праздники имеют свою цветовую символику, например:

  1.  Господские праздники облачены в серебряно-белые одежды
  2.  Богородичные – в светло-синие, голубые
  3.  День рождения Церкви – Троица и День Святого Духа – в  зеленые
  4.  Пасха – красная

 

 

Когда же появились праздники? Празднование Пасхи Христовой и воскресных дней началось с зарождения христианства. В первые века было установлено празднование Богоявления (включавшее Рождество и Крещение) и Пятидесятницы (Троицы). В IV- VII веках сложилась традиция празднования остальных двунадесятых праздников.

Дополнение церковного календаря продолжается и в наши дни: в него вносят даты празднования святых, торжественные перенесения мощей святых, явления чудотворных икон…

 

  Поскольку, Православие – культурообразующая религия Российского государства, то некоторые православные праздники, памятные даты, дни памяти некоторых святых приобрели статус государственных.

 

    Государственные праздники:

  1. Рождество Христово – 7 января (установлены Рождественские каникулы)
  2. День славянской письменности и культуры.

       24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры.

    Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов – святых братьев Кирилла и Мефодия.

 

  1. День народного единства и празднования иконы Казанской Божьей Матери – 4 ноября

  Смысл празднования в том, чтобы сохранить и укрепить духовное единство многонационального русского народа.

 

  1. День семьи, любви и верности в день памяти прпп. Петра и Февронии  – 8 июля

 

   Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома
(Владимирской обл.), где покоятся мощи св. супругов Петра и Февронии.  День Семьи, Любви и Верности был учрежден в 2008г., объявленном, как «Год Семьи». Однако праздновали его тогда всего 4 города, из них 2- на Кубани - Краснодар и Сочи. Но уже в 2009г. эту инициативу поддержали все города РФ.
   Символ праздника - ромашка.

 

 

 

  4.Актуализация знаний. Проверка ранее изученного.

     «Православные праздники на Кубани»

 

    1) Проверка ранее изученного.

        

         «Казак без веры не казак» - гласит кубанская пословица.

 

  1. Еще со времен Запорожской Сечи казаки отличались трепетным отношением к церкви и почитанием православной веры. «За Землю Русскую! За Веру Православную!»,-с таким девизом шел казак в бой.

 

  1. С переселением на Кубань жизненные казаков принципы не изменились. Так Савва Белый, придя на Тамань, первым делом построил церковь Покрова Богородицы.

 

  • Святой благоверный князь Александр Невский является небесным покровителем Кубанского казачьего войска.

Восстановленная сначала часовня на месте войскового собора в честь святого, а затем в 2005 году  храм св. благ. кн. Александра Невского в Краснодаре стал символом возрождения народных традиций и национального самосознания. Может быть поэтому день памяти св. благ. кн. Александра Невского широко отмечается в Кубанской столице: торжественное богослужение, крестный ход по улице Красной собирает сотни верующих со всей Кубани.

Существует предание: «Если в городе есть действующий храм

 во имя благоверного князя, то в этот город никогда не войдет

враг».

 

  • День святой Екатерины – это праздник всех жителей Кубани

  "На каждой службе в кафедральном Соборе звучат слова молитвы: "Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас". Теперь у нас появилась возможность поклониться с молитвой святому образу небесной покровительницы нашего города и нашей славной Кубани»,- сказал губернатор края А.Н.Ткачев на открытии памятника и Триумфальной арки в честь вмч. Екатерины.

 

  • Божьим Промыслом через императрицу Екатерину II, даровавшую казакам кубанские земли, наш край получил небесную покровительницу – великомученицу Екатерину.

  Традиционно день памяти великомученицы (7 декабря) широко отмечается во всем крае.

   Кубанская земля с незапамятных времен была хранительницей христианства. И сегодня, возрождая старинные традиции и обычаи культуры и религии, жители Кубани вживляют их в ткань современного общества. Традиционными стали Рождественские елки, Масленичные гулянья, Пасхальные ярмарки,  Дни славянской письменности и культуры…

 

    Православие не замыкается в себе, оно и сегодня – живое и действенное, востребованное не только сердцами и душами людей, но и российским обществом. Его праздники воспринимаются россиянами как национальные традиции, самобытное культурное наследие…

 

Православные праздники в вашей жизни (Рассказы уч-ся)

 

 5. Итог урока:

  -Так чем ценны православные праздники для россиян и для вас лично?

 

   Испокон веков православные традиции объединяли людей.

   В праздники прощались обиды, примирялись враждующие, всем миром переживались события, важные как для всех, так и для каждого.

    И в наше время каждый человек, приобщившийся к празднику, перестает быть одиноким, он чувствует неразрывную связь поколений.

 

 

Тема: Одежда жителей Кубани (4 класс)

 

Цель: ознакомление с национальными костюмами народов, населяющих 

            Кубань, способствование формированию интереса и уважения к

            национальному костюму ознакомление с происхождением кубанской

            одежды, названиями форменной одежды кубанцев, развитие

            творческого мышления, речи, обогащение словарного запаса,

            воспитание интереса к изучению истории кубанского народа

 

Оборудование: медиаиллюстрации, фотографии одежды народов, населяющих Кубань, запись кубанской песни, адыгского народа, рисунок девочки и мальчика (для «одевания»), произведение Л. Толстого «Кавказский пленник», кроссворд

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент

 

  1. Вступительное слово учителя

       1) Работа с пословицей

(На доске записана пословица «Встречают по одёжке, а провожают по уму»)

- Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 

2). Вступительное слово.

  Одежда многое может рассказать о человеке: кто он по национальности, по роду занятий, какой у него характер, материальное положение.

Послушайте отрывок из произведения Л. Толстого «Кавказский пленник»

    (Чтение  учащимися отрывка из произведения Л. Толстого

                              «Кавказский   пленник»)

 

  «Пришёл красный татарин,  с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза чёрные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена. Одет черноватый ещё лучше: бешмет шёлковый синий, галунчиком (тесьмой) обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный, башмачки красные, сафьяновые, тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие, толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка…»

 

- Кто узнал литературного героя? (Татарин, «Кавказский пленник»)

- Что описывается? (Одежда)

     - О чём вам рассказала одежда? (О национальности, аккуратности, материальном положении)

 

- Скажите, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке? (Об одежде  народов, живущих на Кубани)

 

3. Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы должны были выполнить задание поискового характера: узнать у бабушек и дедушек, как выглядел костюм кубанского казака.

 

(Дети рассказывают о костюме, показывают фотографии.)

 

Ф        И         З        М         И         Н        У         Т           К          А

 

  1. Изучение нового материала:

 

Рассказ учителя: Одежда кубанских казаков формировалась на протяжении 19 века под влиянием южнорусских, украинских и соседних горских традиций. На неё влияли воинский быт казачества, климатические условия, народные вкусы и представления, развитие городской моды.

 

   Форменная одежда мундир для казачества – знак принадлежности к военному сословию, отличавший казак от крестьян. Форменный костюм кубанских казаков прошёл сложный путь развития, и на нём больше всего сказалось влияние кавказских народов.

    Посмотрите на эти костюмы. Вы видите, как они похожи!

- Сколько общих элементов адыгской и казачьей форменной одежды вы сумели найти?

      После переселения казаков на Кубань возник вопрос о единой форме. Её стали шить по образцу костюма местного населения (черкесов), потому что он не только красив, но и удобен, практичен в бою и быту.

     Мужская одежда горцев состояла из каракулевой шапки-папахи, башлыка, черкески, бурки, ноговиц.

  Вместе с элементами костюма казаки позаимствовали у горцев и новые слова. Давайте поговорим о деталях костюма казаков и заполним таблицу.

 

(Заполнение таблицы).

 

Детали одежды кубанских казаков

 

Детали костюма

Описание, функции

Шаровары

Длинные, широкие штаны

Две рубахи (русская и бешмет)

Бешмет – длинная рубаха с высоким воротником

Черкеска

А) газырницы

Б) пояс

Надевалась сверху

Карманчики для патронов (газырей)

На нём висел кинжал или шашка

Кубанка

Меховая шапка с верхом из ткани

Башлык

Капюшон из ткани

 

         Шаровары были очень удобны для верховой езды, их заправляли в сапоги. А полюбились шаровары ещё казакам из Украины.

   Шили шаровары на очкуре (шнурке), поскольку застёжки из пуговиц и крючков не выдерживали джигитовки.

    Помимо шаровар костюм включал ещё две рубахи. Русскую заправляли  в шаровары, а бешмет носили навыпуск. Бешмет – длинная рубаха с высоким воротником.

    Поверх бешмета кубанские казаки надевали черкеску.

 

- Почему она так называется? (Заимствовали у черкесов)

 

   На груди черкеску украшают напатронникигазырницы. (от слова «газырь» - футляр для пороха). Носили черкеску под пояс, который считался обязательным элементом костюма. Пояс украшали серебряными подвесками.

   На голову казак надевал круглую меховую шапку с красным верхом (кубанку).

   Завершал костюм красный башлык (от тюрского «баш» - голова) - капюшон с длинными лопастями, которые заматывали вокруг шеи (в хорошую погоду он висел свободно).

    Праздничная обувь – сапоги. Особенно ценились хромовые сапоги, из мягкой тонкой кожи. Рабочая обувь – башмаки из кожи с пришивной подошвой. Их называли ходоками или черевиками, черевичками. Обувь обычно надевали на шерстяные носки, в которые заправляли шаровары.

Вывод:      Кубанцы связывали предметы обмундирования с принадлежностью к казачеству, преданностью заветам предков, отстаиванием своих традиций и прав.

 

2). Мини- доклад учащегося.

 

Повседневная мужская одежда.

    Казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки стремились носить её и в обычные дни. У мальчиков до 5 лет рубаха с поясом была часто единственной одеждой. Рубаха шилась длинной, почти до колен, с прямыми рукавами, которые вшивались с прямоугольной вставкой под мышками.

      Голову летом в поле покрывали войлочной шляпой горского типа или плетёными из соломы брылями – широкополыми шляпами.

     Зимней одеждой казаков служили кожухи - шубы, зажиточные казаки носили шубы из сукна, на енотовом меху.

 

 - Посмотрите на женские костюмы: адыгской и кубанской девушки.

Как строго и нарядно платье адыгской девушки!

  Видна тонкая ювелирная работа: серебряные застёжки и поясок, золотое шитьё, нарядная шапочка.

 

- Опишите костюм казачки.

(Широкая цветная юбка, вышитая рубаха, яркий платок, на ногах – сапожки или кожаные тапочки- чувяки.)

 

- Найдите сходство.

 

3). Мини-доклад учащегося.

 

Женская одежда.

  Основа женского костюма – рубаха. Девочки в подпоясанной рубахе ходили до 10-12 лет. В черноморских станицах на рубаху надевали широкие юбки на продёрнутом очкуре. Для работы использовали передники или фартуки.

  Со второй половины 19 века среди кубанских женщин распространяется городская одежда – юбки и кофты из покупных тканей. В зажиточных семьях их шили из шёлковых и шерстяных тканей, в бедных - из ситца.

  Виды кофт:

-«гусарка» – короткая кофта, немного ниже талии. На груди «гусарка» имела украшение из шнурков.

- «кирасы» - шитая по фигуре кофта с выкройными спинками, длинными рукавами.

 

5) Творческое задание.

 

 - Люди каких национальностей проживают у нас на Кубани?

- «Оденем» кукол в костюмы разных кубанских народов. Одежду нарисуем.

 

(Выставка работ учащихся.

Рассказы детей о тканях, моде, украшениях.)

 

4) Разгадывание кроссворда «Одежда кубанского народа»

 

Задание к кроссворду

 

1.Шаровары шили на продёрнутом  …., поскольку застёжки из пуговиц и крючков не выдерживали джигитовки. (Очкурок)

2.Рабочая обувь из грубой кожи с пришивной подошвой. Их называли ходоками или … (Черевички)

3. Широкие мужские штаны. (Шаровары)

4. Основа повседневного мужского и женского костюма. (Рубаха)

5. Праздничная обувь. (Сапоги)

6. Название короткой, немного ниже талии кофты, с украшением на груди из шнурков. (Гусарка)

7. Для работы поверх юбки надевали фартук, а ещё его называли …. (Передник)

8. Верхний головной мужской убор. (Кубанка)

 

 

5. Итог урока.

 

- Для чего нужна была казаку форма?

- Как казак ощущал себя в ней?

  А. Пивень писал: «Когда казак надевал форму, то гордо поднимал голову вверх, выпячивал грудь вперёд, даже по сторонам не смотрел.»

- Какие элементы костюма других народов взяты за основу казаками? Каких народов?

- Найдите на рисунке указанные части костюма (шаровары, бешмет, черкеска, кубанка, бешмет) и покажите их.

- Как вы думаете, меняется ли внутреннее состояние человека в зависимости от того, во что он одет? Приведите примеры.

  Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю наших предков.

 

  1. Домашнее задание:

     подготовить мини – сочинение описание казачьей одежды.

 

 

Приложение №4

Внеклассное мероприятие (1-3 класс)

Тема: «Кубанское лукошко»

Действующие лица:

·  ведущая;

·  Осень.

·   Грибы (боровик, подберезовик, мухомор, подосиновики, опята);

·   Овощи (Горошек, Свекла, Капуста, Огурец, Редиска, Морковь, Помидор,   

Лук, Картошка).

  • Театр мод. Осенняя коллекция. (От класса 2-3 костюма)

    Песни:

·  "Золотая осень" (Г. Парфенова);

·  "Осенние дорожки" (О. Полякова – В. Орлов);

·  "Осень постучалась к нам" (И.Смирнова, И. Прописнова);

·  "Дождик" (М. Парцхаладзе, Н. Соловьева);

·  "Осень наступила" С. Насауменко.

Источники стихов:

·  сцена в стихах "Спор овощей" - из сборника сценариев Рябцевой И. Ю., Ждановой Л. Ф. "Приходите к нам на праздник" - Ярославль: "Академия развития", 1999;

·  стихи грибов из сборника Лукониной Н. Н. и Чадовой Л. Е. "Утренники в детском саду: Сценарии о природе" - М.: Айрис-пресс, 2002.

Игры:

·  "Бег в мешке";

  • Собери овощи и грибы

    Оснащение праздника:

·  кассеты;

·  центр;

·  наряд, "трон" для Осени;

·  четыре корзинки;

·  картофель;

·  кегли;

·  мешки;

ХОД ПРАЗДНИКА:


Под песню "Золотая осень" дети вбегают в зал, усаживаются на места. 

1-й ребенок:  Осень нас к себе на бал 
                         Нынче пригласила. 
                         Чтоб никто не опоздал 

                           Осень попросила. 

2-й ребенок:  И вот мы здесь. Сверкает зал. 
                         Теплом согреты лица. 
                         Пришла пора открыть наш бал 
                         И в танце закружиться. 

Ведущая:       Но где же Осень? 
                        Вдруг она забыла к нам дорогу? 
                        С делами, может быть, 
                        Замешкалась немножко? 
                        Давайте, Осень позовем, 
                       "Осень, тебя мы в гости ждем". 
                        А ну-ка, дружно! 

Все: "Осень, тебя мы в гости ждем". 

           Входит Осень и исполняет танец с девочками Листочками.

Осень:  Как вы славно веселитесь! 
               Здравствуйте, друзья, 
               В день осенний, в день чудесный 
               Рада вас увидеть я. 
               Я – Осень золотая, 
               Поклон вам мой, друзья! 
               Давно уже мечтала 
                О встрече с вами я. 

Ведущая:  В платье золотистом 
                   Осень к нам явилась в зал, 
                   Как прекрасная царица – 
                   Открывает бал. 
                   И возникает, словно волшебство, 
                   Осенних красок и нарядов колдовство. 

                    Театр мод, осенняя коллекция.

Ведущая:
  Спасибо, Осень, что сейчас ты с нами, 
                    И даришь нам такую щедрость красок. 
                    Тебя мы славим песнями, стихами. 
                    Любуемся красой осенних сказок. 

                                      Звучит песня "Осень ". 

Осень:   Спасибо Вам за песню.
                А я хочу представить всем своих гостей с кубанских полей!. 
                Аплодисментами встречаем свиту овощей!

(Аплодисменты, под музыку "Парад Алле!"

овощи выходят в центр зала. )

Осень:   Только с некоторых пор, 
                Затевают они спор. 
                Чтобы не было там ссор, 
                 Выслушаем разговор? 


                                       Сценка "Спор овощей" 

Овощи (хором):    Кто из нас, из овощей, и вкусней, и нужней? 
                                Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Горошек (весело):   Я такой хороший зелененький мальчишка!
                                   Если только захочу, всех горошком угощу.

Свёкла (важно):
                 Дай сказать хоть слово мне,
                 Выслушай сначала:
                 Свёклу надо для борща
                 И для винегрета.
                 Кушай сам и угощай —
                 Лучше свёклы нету!

Капуста (перебивая):
                 Ты уж, свёкла, помолчи!
                  Из капусты варят щи!
                  А какие вкусные
                  Пирожки капустные!
                  Зайчики-плутишки
                  Любят кочерыжки.
                  Угощу ребяток
                  Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):
                    Очень будете довольны,
                   Съев огурчик малосольный!
                   А уж свежий огуречик-
                   Всем понравится, конечно!
                   На зубах хрустит, хрустит...
                   Я могу вас угостить!

Редиска: (скромно):
                 Я — румяная редиска.
                Поклонюсь вам низко-низко.
                А хвалить себя зачем?
                Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):
                 Про меня рассказ не длинный.
                 Кто не знает витамины?
                 Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
                 Будешь ты тогда, дружок, крепким, 
                 сильным, ловким!

Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
                  Помолчи немного!
                  Самый вкусный и приятный,
                  Уж, конечно, сок томатный!

Лук:  Я — приправа в каждом блюде.
          И всегда полезен людям.
          Угадали? Я ваш друг.
          Я — простой зеленый лук.

Картошка: Я, картошка, так скромна,
                    Слова не сказала.
                    Но картошка всем нужна:
                    И большим, и малым. 

Все овощи: Кто-то, кажется, стучится.

                                      Входит Айболит.
 

Все овощи:  Это доктор Айболит!

Айболит:  Ну, конечно, это я.
                   Что вы спорите, друзья?

Лук:  Кто из нас, из овощей,
           Всех вкусней и всех нужней?
           Кто при всех болезнях,
           Будет всем полезней?

Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
                  Нужно овощи любить.
                  Все без исключенья!
                  В этом нет сомненья.
                  В каждом польза есть и вкус,
                  И решить я не берусь,
                  Кто из вас вкуснее,
                  Кто из вас нужнее.
                  Где больные? 

Осень: Что вы, что вы, дети у нас здоровы! 

Айболит (смущенно): Значит, я попал в беду, адрес перепутал. (вынимает                                  записку из кармана, пытается ее прочесть)
И очки я не найду. (очки на лбу) 

Осень:  Одну минуту! Где записка? Мы прочтем. 
               Правильно, конечно: Наша улица наш дом. 
               Мы давно вас в гости ждем, рады вам сердечно! 

Айболит:  Как я рад, что все здоровы. 
                   А кубанские загадки отгадать готовы?


                         Загадывают Айболит, Ведущая и Осень.


1. Как на нашей грядке 
    Выросли загадки – 
    Сочные да крупные, 
    Вот такие круглые. 
    Летом зеленеют, 
    Осенью краснеют.                          (Помидор)


                                                  (Помидор кланяется.)

    (После каждой загадки аналогично кланяется соответствующий овощ)

2.
Расту на грядке я – 
    Длинная, красная, хвостатая.
                                                                (Морковь) 


3. Бордовые, пузатые, как бочки, 
    Сидят в земле поодиночке.
                                                              (Свёкла) 

4. Сарафан на сарафан, 
    Платьице на платьице. 
    А как станешь раздевать, 
    Досыта наплачешься.
                                                               (Лук) 

5. Неказиста, шишковата, 
    А придёт на стол она, 
    Скажут весело ребята: 
   "Ну, рассыпчата, вкусна!"
                                                               (Картошка) 

6. Наши поросятки выросли на грядке, 
    К солнышку бочком, хвостики крючком.

                                                                  (Огурцы) 

Осень: А вот интересно, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы всю зиму лакомиться овощами, кроме как вырастить урожай? Совершенно верно, собрать его и сохранить. А для этого урожай нужно собрать в мешки.  Для игры мне нужны по 5  смельчаков от класса. Выходите. Для вас я приготовила мешки-скороходы, забираясь в которые вы превращаетесь в урожай. И тот, кто быстрее и без падений оббежит кеглю и возвратится обратно, будет считаться самым хорошим хозяином, сохранившим свой урожай от холодной зимы. Задание понятно? Итак, на старт, внимание, марш…

                                              Игра проводится 2 раза. 


                                                        Звук дождя.

                                        Выходят девочки с зонтиками.

1-ая девочка с зонтиком:   Солнце осенью не жди,
                                                Часто капают дожди.

2-ая девочка с зонтиком: Мне купили зонтик самый настоящий,
                                              Он, конечно, маленький, но зато блестящий.
                                              Дождик будет весело зонтик поливать, 
                                              Я буду под зонтиком на улице гулять.

                                           Исполняется "Танец с зонтиками". 

Осень: Здорово повеселились, но в дождь в лесу вырастает много грибов. А      сегодня господа грибы – гости на нашем балу. Прошу вас, представьтесь, господа. 

Первый гриб (боровик):  Старый, важный боровик 
                                              Самый важный лесовик. 
                                              И грибы со всех сторон 
                                              Дарят белому поклон. 

Второй гриб (подберезовик):  Не серый, не белый, 
                                                     Я, братцы, попроще, 
                                                      Расту обычно в берёзовой роще. 
                                                      Я – подберезовик. 

Третий гриб (мухомор):   Посмотрите на меня. 
                                               Я красавец хоть куда. 
                                               В красной шапке мухомор. 
                                               Вылез прямо на бугор. 
                                               У меня нарядный вид, 
                                               Жаль, что очень ядовит. 

Четвертый гриб (подосиновик):  В красной шапке набекрень 
                                                            Красоваться нам не лень. 
                                                            Братец младший молодец, 
                                                            Но пока еще малец. 

Пятый гриб (подосиновик): Постою под дождиком 
                                                   Я на серой ножке 
                                                   С до братца старшего 
                                                   Дорасту немножко. 
                                                   Мы – подосиновики. 

Шестой и седьмой грибы (опята):   Нет грибов дружней, чем эти – 
                                                                Знают взрослые и дети, - 
                                                                На пеньках растём в лесу, 
                                                                Как веснушки на носу. Мы – опята. 

Один из грибов: Мы знаем, что у вас бал! Ну что, братцы- грибы, покажем, как мы умеем веселиться?


                                              Грибы исполняют танец.


Ведущий: Спасибо тебе, Осень, за красоту твою, за яркость красок, за бал, который ты для нас сегодня устроила. А мы на прощание хотим подарить тебе песню. 

Осень:  Спасибо вам, дорогие гости, за то, что пришли на мой бал. 
               Я хочу отблагодарить вас подарками. 
               И пожелать быть здоровыми, сильными и веселыми. 
               До новых встреч! 
 

                                              Исполнение песни про осень.

 

 

 

 

Приложение №3

МБОУСОШ №2

Апшеронский район

г. Апшеронск

 

ПРОЕКТ

«Кубанские казаки-

герои и патриоты

Родины»

 

     Выполнил:   Ковтун Антон

                              3 «А» класс

 

                Руководитель: Погиба Г.И.

 

 

 

 

2012 г

 

Содержание

 

 

 

  1. Введение…………………………………….3

1. Цели проекта

2. Задачи проекта

3. Актуальность

4. Методы исследования

 

  1. Основная часть

 1.Улицы, как страницы интересной книги, могут рассказать об историческом прошлом и настоящем города……………………………………………………4-5

 

 2. Школа №2, в которой я учусь, носит имя почётного гражданина нашего города, защитника Родины ……..6-7

 

 3. Мне родители рассказывали………………………. 7-9

 

 

           III.Вывод………………………………………10

 

Литература …………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ковтун Антон Альбертович МБОУСОШ №2 г. Апшеронск Апшеронский район

Проект «Кубанские казаки-герои и патриоты Родины»

 

                                   Введение

 

 

  Цель проекта:

Узнать о героях-казаках, познакомиться с историей своей семьи, расширить знания о каждом члене своей семьи, сформировать духовное единство семьи, понять и оценить важность семьи в жизни человека

 

 

                     Задачи проекта:

  1. Собрать и изучить материал (информацию) о своей семье
  2. Зафиксировать интересные факты из жизни каждого члена семьи
  3. Оформить совместно с родителями результаты своей работы

 

 

                Актуальность проекта:

Своей работой я хочу заставить задуматься каждого человека о необходимости больше знать о своём городе, о героях – земляках, о своей семье

 

        

           Методы исследования:

1. Беседа с родственниками «расскажите мне о прадедушке»

2. Беседа с учителем «расскажите мне о героях-земляках»

3.Сбор и обработка информации

4. Архивные материалы и фотографии  

         

 

Ковтун Антон Альбертович МБОУСОШ №2 г. Апшеронск Апшеронский район

Проект «Кубанские казаки-герои и патриоты Родины»

 

                      2. Основная часть

                                      

1. Улицы, как страницы интересной книги, могут рассказать об историческом прошлом и настоящем города.

 

      Однажды, гуляя по городу, я обратил внимание на то, что улицы нашего города носят названия фамилий почётных людей города. Я задумался над тем, кто же эти люди?  Почему их именами названы улицы города?

И узнал много интересного для себя. О некоторых героях я сегодня Вам расскажу.

 

    Есть в нашем городе улица Мищенко.  Она пересекает улицу Ленина и улицу Ворошилова. На ней располагается налоговая инспекция, кредит- банк.

   Улица И. В. Мищенко названа в честь мужественного, отважного героя, нашего земляка, совершившего героический подвиг.

 

 

Улица имени И. В. Мищенко.

 

 

image    image               

 

    24 апреля 1944 год. Готовилось наступление в Крыму. Надо было взломать укрепление врага. Завязался неравный бой. С каждой минутой ряды наших бойцов редели. Оставшись с 2 ранеными

 

Ковтун Антон Альбертович МБОУСОШ №2 г. Апшеронск Апшеронский район

Проект «Кубанские казаки-герои и патриоты Родины»

 

товарищами, Иван Мищенко продолжал бой, пока не закончились патроны, в ход пошли гранаты, душили немцев руками. Погиб от неравной схватки. После боя товарищи нашли его, а вокруг него лежало около 40 убитых им врагов.

     На здании школы №1 установлена мемориальная доска с именем героя.

 

       В Соцгородке есть улица имени Заболотнего. Она названа в память погибшего партизана Николая Заболотнего.

 

Улица имени Н. Заболотнева.

 

image

   

    Апшеронск. Январь 1943 год. Немцы хотели вывезти военнопленных 5 тысяч человек из концлагеря (сейчас там Вечный Огонь). Партизаны, в их числе Н. Заболотнев, получили задание из штаба взорвать железнодорожный мост, тем самым «помешать немцам». В том бою Николая Заболотнева смертельно ранили.

   Жители Апшеронского района свято чтут память своих земляков.

 

 

 

 

 

 

 

Ковтун Антон Альбертович МБОУСОШ №2 г. Апшеронск Апшеронский район

Проект «Кубанские казаки-герои и патриоты Родины»

 

2. Школа №2, в которой я учусь, носит имя почётного гражданина нашего города, защитника Родины.

 

     На здании школы №2 установлена мемориальная доска с именем

Владимира Фёдоровича Ледяева. Мне очень стало интересно узнать про этого человека. В этом мне помогли книги в библиотеке, источники в школьном музее, городском музее.

 

                                        12321321.jpg

 

     Оказывается, Владимир Фёдорович Ледяев наш земляк, Почётный гражданин  г. Апшеронска, герой войны. Он родился в 1922 году. В 1940 году поступает в Ейское высшее военно-морское авиационное училище. Заканчивает училище В. Ледяев в 1942 году, когда шла война, и сразу на фронт. Владимир Ледяев прошёл всю Великую Отечественную войну. Он дрался в небе Кубани, обеспечивал высадку десанта на Малой земле, участвовал в освобождении Прибалтики. Сбил 12 немецких самолёта, совершил 196 вылетов.

к4545.jpg

Ковтун Антон Альбертович МБОУСОШ №2 г. Апшеронск Апшеронский район

Проект «Кубанские казаки-герои и патриоты Родины»

                  

      Владимир Ледяев – полковник, кавалер пяти орденов Боевого Красного Знамени, летчик истребитель, Почетный гражданин города Апшеронска.

 

          лед.jpg                2лед.jpg                    

 

 

 

3.Мне родители рассказывали

 

Подпись:

 

 

   

 

 

 

 

 

 

     Мне стало интересно узнать о том, есть ли у меня в семье родственники, которые воевали, защищали нашу Родину от врага. Мои родители мне рассказали, что у нас в семье мой прадед Антон воевал. И немного о нём я хочу рассказать.

    Моего прадедушку звали Квачёв Антон Максимович. Он родился в 1911 году. Во время Великой Отечественной войны  с июня 1941

 

 

Ковтун Антон Альбертович МБОУСОШ №2 г. Апшеронск Апшеронский район

Проект «Кубанские казаки-герои и патриоты Родины»

 

 года по сентябрь 1941 года Квачёв Антон служил в 193 стрелковой дивизии и был артиллеристом.

 

 

Мой прадедушка А. М. Квачёв

 

Подпись:

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Первый день боя прадедушка принял вечером 28 июня 1941 года против 298 пехотной дивизии фашистов. Были большие потери у наших воинов, но атака противника была разбита.

     10 июля 1941 года участвовал в контрударе войск 5-й армии. Были тяжёлые наступательные бои. В то время в дивизии оставалось всего 600 человек. 28 августа 1941 года дивизия заняла позицию по берегу Днепра у посёлка Лоев Гомельской области. Израсходовав все снаряды, дивизия оказалась  в окружении врага. Из окружения смогли выбраться только 300 человек, в том числе и мой прадедушка Антон.

  К концу сентября 1941 года дивизия прадедушки была разбита, оставшиеся в живых солдаты были взяты в плен врага.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

Использование активных методов обучения на уроках в 1 классе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД Урок обучения грамоте по  образовательной системе  УМК «Перспективная начальная школа» организован в соответствии с тре...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, ...

Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:1 Пассив...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

Источник изменений          В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится ли...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

                 Использование АМО в организации образовательного и воспитательного процессов обеспечивает устойчивый положительный р...