Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».
методическая разработка (2 класс) по теме

Кадурина Наталия Александровна

В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

 

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
  • Дать представление о классификации рефлексии
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_0.docx39.28 КБ
Файл Презентация2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер- класса по теме

«Приёмы рефлексии учащихся

на уроках в начальной школе».

                                                                                                 Выступление

                                                                                                учителя начальных классов

                                                                               ГБОУ  СОШ №1959

                                                                        Кадуриной Н.А.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
  2. Дать представление о классификации рефлексии
  3. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
  4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Подготовка к мастер-классу. 

1. Раздать участникам  карточки веселого, грустного человечка (смайлики).

2.Раздать шкалу достижений в виде таблиц.

- Уважаемые коллеги, здравствуйте!  

- Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

- Покажите свое настроение  соответствующей карточкой.

 (Я тоже показываю).

  -Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии  учащихся на уроке в начальной школе».  

- Моя цель:  

- Повысить мотивацию учителей  к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

- Перед Вами на парте лежит «Шкала достижения».

-Прошу Вас заполнить её.

Я

ЗНАЮ

Я

УМЕЮ

- В одной притче говорится “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. 

-В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным .  

-Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

-А что же такое рефлексия?

 Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

-При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

-Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от  латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как   размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

-В современной педагогике под рефлексией понимают  самоанализ деятельности и её результатов.

-Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

- Она помогает ученикам  сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. 

-Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.  

-При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:  

  1) Физическую (успел – не успел);

2) сенсорную  (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу,  беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

•          Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

•          Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

•         Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

-Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

-Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

-Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

  Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

1.        Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2.        Рефлексия деятельности.

3.        Рефлексия содержания учебного материала.

-Приемы рефлексии эмоционального состояния.

1.     Карточки с изображением лица (грустного, веселого);   показ большого пальца вверх или вниз.

-Можно использовать множество других приёмов. Например, «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.

-Или, «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно  и так далее.

 Рефлексия деятельности.  

-Этот  вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов,  а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

-Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

-Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

-Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:  

1.     Сегодня я узнал…

2.     Было интересно…

3.     Было трудно…

4.     Я выполнял задания…

5.     Я понял, что…

6.     Теперь я могу…

7.     Я почувствовал, что…

8.     Я приобрел…

9.     Я научился…

10.    У меня получилось …

11.   Я смог…

12.  Я попробую…

13.    Меня удивило…

14.   Урок дал мне для жизни…

-Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

-Таким образом, рефлексия на уроке – это  совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

- А сейчас, уважаемые коллеги, разрешите мне с моими учениками продемонстрировать вам небольшой фрагмент урока, на котором я постараюсь показать один из приёмов рефлексии такой, как рефлексия содержания учебного материала.

- Сейчас я приглашу в класс своих учеников.

- Они займут приготовленные для них посадочные места.

- Ребята, которые сейчас будут со мной работать, не догадываются о чём пойдёт речь, какая перед ними стоит задача.

- Я приглашаю в класс своих учеников и с радостью вас с ними знакомлю:

…………………………. (Ф.И. учеников)

Фрагмент урока.

- Ребята, расскажите мне и нашим гостям в каком настроении вы сейчас находитесь?      ( Я с детьми).

- Для того, чтобы вы смогли мне сами, как настоящие открыватели, сказать цель нашей встречи, предлагаю вам послушать небольшой фрагмент  детской песни.  (Дважды два четыре).

- О чём пелось в песне?

- О каком арифметическом действии пойдёт речь?  (Умножение)

- Какие слова в песни подсказали вам?

- Понятие умножение знакомо вам или для вас это новый термин?

- Назовите компоненты  умножения. (Множитель, множитель, произведение)

- Как найти неизвестный множитель? (М=ПР:М)

- Каким ещё арифметическим действием мы можем заменить умножение?

- На доске написаны два столбика математических выражений.

- Найдите и подчеркните те выражения, которые нельзя заменить сложение умножением. (По цепочке, ШД)  

6+6+6+6                           9+9+9-8-8

7+7+7+7-7                       23+23+23+23+25

2+2+2+2                          5+5

4-4-4-4-4                        10+10+10+10

- Ребята, у кого вызвало затруднение это задание?

- Тимоша выйдет к доске и на шкале достижений оценит нашу работу.

- А как вы считаете, такого рода задания, зачем мы используем на уроках?

- Какова от  них польза, ели она есть, на ваш взгляд?

- У вас на столе лежат карточка с заданием.

- Вам необходимо заполнить таблицу неизвестными множителем  или произведением.

-Оцените представленную работу.

-Отметьте свой уровень на ШД.

-Если какое-нибудь задание вызовет у вас затруднение или непонимание, отметьте его знаком вопроса.

-Мы к нему вернёмся с объяснением.

- Приступаем к работе.

- Проверяем.

Множитель

4

6

1

7

4

Множитель

2

2

0

Произведение

10

12

5

16

- У кого возникли трудности?

- Оцените окончательный результат на ШД.

- Кто задавал себе высокий уровень и  справился с поставленной целей?

- У кого были другие предположения и что у вас в результате получилось?

- Ребята, как в жизни могут пригодится нам знания, связанные с умножением?

- Зачем нам учиться  умножать числа друг на друга, если их можно  заменить суммой одинаковых слагаемых?

Рефлексия.

- Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал(а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил(а) бы себя …..

- Ребята, спасибо большое за участие и работу.

- В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?

Дети уходят.

- Уважаемые коллеги, только что я показала на небольшом фрагменте уроке как можно применить рефлексию.

-Обратите внимание, что ШД, с которой сейчас работали ребята можно использовать учителем по-разному.

-Её можно вести целую неделю по всем или выборочным предметам.

-Использовать перед любым видом работы.

-ШД можно проверять в конце учебного дня, после заданий, сами ученики могут проверить её, могут принять участия и родители.

-А сейчас я попрошу Вас снова вернуться к своей ШД.

-Отметьте сейчас над понятием Я УМЕЮ  свой уровень.

-Сравните две позиции Я ЗНАЮ и Я УМЕЮ.

-На этом мой мастер-класс подошёл к концу.

-Всем спасибо за внимание.  

  РЕФЛЕКСИЯ  МАСТЕР – КЛАССА.

-Уважаемые коллеги,  у вас сигнальные карточки (смайлики): зелёная, жёлтая и красная.

-Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёный смайлик.

-Если это всё вас совсем не тронуло – покажите красный смайлик.

-Ну, а если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать, покажите жёлтый смайлик.

-Спасибо всем за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс учителя начальных классов Кадуриной Наталии александровны

Слайд 2

Тема: «приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».

Слайд 3

Цель: Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Слайд 4

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Reflexio – обращение назад. Размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Самоанализ деятельности и её результатов.

Слайд 5

Сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Слайд 6

- физическую (успел – не успел ); - сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно ); - интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал ); - духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 7

Индивидуальная – формирование реальной самооценки . Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи .

Слайд 8

Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Слайд 9

Рефлексия настроения и эмоционального состояния . 2. Рефлексия деятельности . 3. Рефлексия содержания учебного материала.

Слайд 10

Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Слайд 11

1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

В  методической  копилке   собраны    различные  виды  и  формы  проведения  рефлексии  на  различных  этапах   уро...

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

Приёмы рефлексии учащихся  на уроках  в начальной школе...

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

Понятие «рефлексия»Классификация видов рефлексии Варианты проведения рефлексии на уроках...

Презентация "Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе"

Презентация содержит материал о приёмах рефлексии учащихся в начальной школе...