Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».
методическая разработка (2 класс) по теме
В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
- Дать представление о классификации рефлексии
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_0.docx | 39.28 КБ |
Презентация | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер- класса по теме
«Приёмы рефлексии учащихся
на уроках в начальной школе».
Выступление
учителя начальных классов
ГБОУ СОШ №1959
Кадуриной Н.А.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
- Дать представление о классификации рефлексии
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Подготовка к мастер-классу.
1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка (смайлики).
2.Раздать шкалу достижений в виде таблиц.
- Уважаемые коллеги, здравствуйте!
- Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
- Покажите свое настроение соответствующей карточкой.
(Я тоже показываю).
-Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».
- Моя цель:
- Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
- Перед Вами на парте лежит «Шкала достижения».
-Прошу Вас заполнить её.
Я ЗНАЮ | Я УМЕЮ |
- В одной притче говорится “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
-В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным .
-Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
-А что же такое рефлексия?
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
-При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
-Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
-В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
-Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
- Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
-Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
-При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) Физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
а) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
• Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
• Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
• Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
-Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
-Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.
-Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2. Рефлексия деятельности.
3. Рефлексия содержания учебного материала.
-Приемы рефлексии эмоционального состояния.
1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
-Можно использовать множество других приёмов. Например, «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
-Или, «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно и так далее.
Рефлексия деятельности.
-Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
-Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
-Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
-Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
-Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
-Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
- А сейчас, уважаемые коллеги, разрешите мне с моими учениками продемонстрировать вам небольшой фрагмент урока, на котором я постараюсь показать один из приёмов рефлексии такой, как рефлексия содержания учебного материала.
- Сейчас я приглашу в класс своих учеников.
- Они займут приготовленные для них посадочные места.
- Ребята, которые сейчас будут со мной работать, не догадываются о чём пойдёт речь, какая перед ними стоит задача.
- Я приглашаю в класс своих учеников и с радостью вас с ними знакомлю:
…………………………. (Ф.И. учеников)
Фрагмент урока.
- Ребята, расскажите мне и нашим гостям в каком настроении вы сейчас находитесь? ( Я с детьми).
- Для того, чтобы вы смогли мне сами, как настоящие открыватели, сказать цель нашей встречи, предлагаю вам послушать небольшой фрагмент детской песни. (Дважды два четыре).
- О чём пелось в песне?
- О каком арифметическом действии пойдёт речь? (Умножение)
- Какие слова в песни подсказали вам?
- Понятие умножение знакомо вам или для вас это новый термин?
- Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение)
- Как найти неизвестный множитель? (М=ПР:М)
- Каким ещё арифметическим действием мы можем заменить умножение?
- На доске написаны два столбика математических выражений.
- Найдите и подчеркните те выражения, которые нельзя заменить сложение умножением. (По цепочке, ШД)
6+6+6+6 9+9+9-8-8
7+7+7+7-7 23+23+23+23+25
2+2+2+2 5+5
4-4-4-4-4 10+10+10+10
- Ребята, у кого вызвало затруднение это задание?
- Тимоша выйдет к доске и на шкале достижений оценит нашу работу.
- А как вы считаете, такого рода задания, зачем мы используем на уроках?
- Какова от них польза, ели она есть, на ваш взгляд?
- У вас на столе лежат карточка с заданием.
- Вам необходимо заполнить таблицу неизвестными множителем или произведением.
-Оцените представленную работу.
-Отметьте свой уровень на ШД.
-Если какое-нибудь задание вызовет у вас затруднение или непонимание, отметьте его знаком вопроса.
-Мы к нему вернёмся с объяснением.
- Приступаем к работе.
- Проверяем.
Множитель | 4 | 6 | 1 | 7 | 4 | |
Множитель | 2 | 2 | 0 | |||
Произведение | 10 | 12 | 5 | 16 |
- У кого возникли трудности?
- Оцените окончательный результат на ШД.
- Кто задавал себе высокий уровень и справился с поставленной целей?
- У кого были другие предположения и что у вас в результате получилось?
- Ребята, как в жизни могут пригодится нам знания, связанные с умножением?
- Зачем нам учиться умножать числа друг на друга, если их можно заменить суммой одинаковых слагаемых?
Рефлексия.
- Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.
Мне было легко выполнять…..
Я испытывал(а) трудности ……
У меня особенно получилось ….
Я бы похвалил(а) бы себя …..
- Ребята, спасибо большое за участие и работу.
- В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?
Дети уходят.
- Уважаемые коллеги, только что я показала на небольшом фрагменте уроке как можно применить рефлексию.
-Обратите внимание, что ШД, с которой сейчас работали ребята можно использовать учителем по-разному.
-Её можно вести целую неделю по всем или выборочным предметам.
-Использовать перед любым видом работы.
-ШД можно проверять в конце учебного дня, после заданий, сами ученики могут проверить её, могут принять участия и родители.
-А сейчас я попрошу Вас снова вернуться к своей ШД.
-Отметьте сейчас над понятием Я УМЕЮ свой уровень.
-Сравните две позиции Я ЗНАЮ и Я УМЕЮ.
-На этом мой мастер-класс подошёл к концу.
-Всем спасибо за внимание.
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
-Уважаемые коллеги, у вас сигнальные карточки (смайлики): зелёная, жёлтая и красная.
-Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёный смайлик.
-Если это всё вас совсем не тронуло – покажите красный смайлик.
-Ну, а если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать, покажите жёлтый смайлик.
-Спасибо всем за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».
Цель: Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Reflexio – обращение назад. Размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Самоанализ деятельности и её результатов.
Сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
- физическую (успел – не успел ); - сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно ); - интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал ); - духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Индивидуальная – формирование реальной самооценки . Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи .
Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния . 2. Рефлексия деятельности . 3. Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Что такое рефлексия?...
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
В методической копилке собраны различные виды и формы проведения рефлексии на различных этапах уро...
«Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».
Сценарий мастер-класса....
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе...
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Понятие «рефлексия»Классификация видов рефлексии Варианты проведения рефлексии на уроках...
Презентация "Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе"
Презентация содержит материал о приёмах рефлексии учащихся в начальной школе...
Сценарий мастер - класса по теме Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе....