информационные технологии
учебно-методический материал по теме

Матвеева Анна Николаевна

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  КАК СПОСОБ

УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inform.tehnologii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  КАК СПОСОБ

УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ.

        Современная школа должна наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика, поэтому главными задачами в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста становятся эффективное содействие актуализации, развития и проявления ребёнком своих личностных качеств. Формирование его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей; формирование знаний у учащихся через стимулирование интереса к процессу обучения; воспитанию порядочного человека, подготовленного к трудностям и проблемам современной жизни.  Эти задачи тесно взаимосвязаны друг с другом, т. к. в современном мире человек, не владеющий знаниями и не умеющий их добывать, не сможет стать активным членом общества, раскрыть все свои потенциальные возможности, найти своё место в жизни.

Отсюда возникает необходимость внедрения новых информационных технологий в систему начального обучения и воспитания. Информационно-коммуникационные технологии понимаются, как способы получения, обработки, хранения и распространения информации с помощью современных машин и программных продуктов. Они в сочетании с традиционными средствами способствуют развитию личности ребёнка в целом, повышают качество его обучения. Уроки с использованием компьютерных технологий особенно необходимы в начальной школе, т.к. дети младшего возраста имеют наглядно-образное восприятие окружающего мира, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше наглядного материала, который помогает ребёнку воспринимать новое. При этом ребёнок использует в процессе восприятия не только свои зрение и слух, но, что особо важно, и фантазию, и воображение, и эмоции.

Информационные технологии позволяют разнообразить  деятельность школьника, чтобы вызвать наибольший интерес к тому, что происходит на уроке, пробудить их активность. Обучение является основным стимулятором развития познавательного потенциала учащихся. Успехи в развитии детей создают новые возможности, предпосылки для постановки и решения более сложных задач обучения, способствуют формированию исследовательского мышления.

 Перечисленные задачи заставляют учителя работать по-новому. Конечно, предполагается наличие у педагога пользовательских умений и навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями. Так же широкое пользование учебными программами, которые имеются в медиатеке методкабинета. Конечно, учитель может и сам разрабатывать электронные приложения к урокам.

В качестве комплекса средств реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности школьников и средства обучения, среди которых важное место занимают информационные технологии. Использование звуковых и видео вставок приносит огромную пользу на уроках.

В функции учителя компьютер представляет собой: 

  1. источник учебной информации;
  2. наглядное пособие;
  3. тренажёр;
  4. средство диагностики и контроля;

В функции рабочего инструмента: 

  1. средство подготовки текстов, их хранение;
  2. текстовый редактор;
  3. графический редактор;
  4. вычислительная машина больших возможностей;

     Использование информационных технологий в учебном процессе даёт возможность эффективно решать актуальнейшие задачи начального образования.

  1. повышать познавательную мотивацию, делая процесс обучения интересным и продуктивным;
  2. развивать навыки самостоятельности и самоконтроля (выполнять извечную проблему начальной школы: «научить ребёнка учиться»);
  3. включить в работу всех детей класса, даже самых инфантильных, застенчивых и пассивных;
  4. обеспечить эффективность урока и успешность каждому ученику;
  5. достичь оптимального общего развития каждого школьника, развивая его мышление, волю, чувства, нравственные представления;

«Дитя мыслит образами, звуками, красками» (К. Д.Ушинский). Памятуя это, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Сегодня этот неоплатный и нелёгкий труд заменил монитор компьютера, который учитель использует на уроках как модернизированную классную доску. Возможность монитора намного выше, чем классной доски. Он позволяет показать всё в движении, проанализировать события, поставить определённые проблемы, организовать совместную деятельность учителя и учащихся, при котором можно управлять учебным процессом, обеспечивая каждому ученику свой путь деятельности и свой темп, тем самым, создавая комфортные условия для развития личности ребёнка, способствуя успешному усвоению знаний.

          Результатом использования новых информационных технологий как способа управления познавательной деятельностью учащихся, на мой взгляд, является более лёгкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым, активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.

     Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом материальный подъём, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жёсткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе.

   Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью НИТ,  оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, поднимает всю личность ребёнка на более высокую ступень, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

     Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, даёт возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».

     Богатый материал для проведения уроков представлен на дисках «ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ » и «БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ » компании Кирилл и Мефодий.

Наиболее часто я применяю данные энциклопедии при изучении «Окружающего мира». Этот предмет даёт ответы на вопросы ребёнка о вещах, явлениях, предметах, событиях, которые его окружают. В целом изучение окружающего мира формирует мировоззрение ученика по трём сложным линиям:

  1. окружающий тебя мир, мир многогранен, прекрасен  и всё время изменяется - наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был;
  1. опыт человечества и твоих предков  богат и пригодится тебе в жизни, уважай и изучай его;
  2. природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию.

         Диски с программным обеспечением позволяют вместе с ребятами отправиться в виртуальные путешествия по нашей планете и по вселенной, не выходя из класса. Путешествуя по Земле, ребята могут выбрать любую точку земного шара которую они хотят посетить, и встретить животных, обитающих на данной территории как бы в естественных условиях. Путешествуя по вселенной можно не только отправиться к любой из планет солнечной системы, но и запустив машину времени посмотреть, как изменится вид звёзд в далёком будущем или далёком прошлом. Данные программы не только даёт научные знания о планетах, звёздах, кометах, солнце, луне и т. п., но и возможность в игре проверить полученные знания, развивает воображение, находчивость, пространственную ориентацию, логическое мышление. В программе используется богатый научный материал, представленный в виде видео, фото и документальной информации.

       Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах. Учителями начальных классов создаются и используются мультимедийные приложения к урокам: математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Презентации позволяют учителю:

  1. наглядно представлять материал, интенсифицировать процесс объяснения  нового материала;
  2. регулировать объём и скорость выводимой информации посредством анимации;
  3. повышать познавательную активность обучающихся;

Презентации позволяют ученику:

  1. наглядно представить учебный материал;
  2. быстрее и успешнее усваивать информацию;
  3. поддерживать  и концентрировать внимание на изучаемом материале.

    Конечно, учитель может и сам разрабатывать электронные приложения к урокам.

       Всё вышесказанное касалось готовых компьютерных программ, но на уроках возможно использовать не только готовые программы. Куда более практичнее и экономичнее, что не так уж и маловажно в нашем деле, использование компьютерных программ, созданных учителем самостоятельно. Собственные разработки можно создавать и в MICROSOFT WORD, и в MICROSOFT EXCEL, но чаще для этих целей используют Microsoft PowerPoint (программу для составления презентаций).

    Использование и  применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя.

     Но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье.

По нормам СанПина непрерывная работа за компьютером учащихся начальной школы не должна превышать 10—15 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков.

    Ещё Демокрит говорил: «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Авторская программа. Технологии. Информационные технологии.

Преимущества авторской  программы: в отличии от предмета « Технологии» , «Технологии. Информационные  технологии» позволяют  учащимся приобрести навыки необходимые им  в дальнейшей...

«Совершенствование компетентности информационных технологий: мультимедийных, компьютерной грамотности, интернет-технологий»

Цель: распространение опыта работы учителя по применению ИКТ. Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития...

Конспект урока по информационным технологиям в 9-м классе по теме «ИТ-технологии-активная среда нашего будущего» (рассчитан на 2 спаренных урока)

Прибегает ко мне сегодня директор школы, приносит вот такую "бумажку".  [IMG]/upload/blogs/detsad-96756-1418240031.jpg[/IMG] Официальное требование о проведение урока по ИТ-технологиям, под общим...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...