Природосообразный подход в проектировании современного урока в начальных классах
статья на тему

ФГОС: современные образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodosoobraznyy_podhod.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ФГОС: современные образовательные технологии. Природосообразный подход в проектировании современного урока»

             В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию образования.

Как сказал В.В. Путин: “Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей”. Но существует предмет тревоги – здоровье учащихся. Переутомление от компьютерной и телевизионной техники, психические расстройства у детей и подростков. И не случайно в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А. Медведев сказал: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь». Значит, нам, учителям, необходимо  реализовывать приоритет здорового образа жизни. Достичь это можно только путём выявления и развития индивидуальных способностей и склонностей ребёнка  через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей обусловленных различными факторами - от врождённых задатков до влияния на ребёнка окружающей среды. Иными словами –  обучать детей на принципах природосообразности. Природосообразный подход подразумевает следование объективным законам природы в обучении; создание условий для раскрытия потенциала ребёнка; сохранение здоровья школьников, а также высокую эффективность обучения при низких затратах сил и времени.

         Ещё основатель педагогической науки, Ян Амос Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что «как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве)». Идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти от незнания к знанию, от неумения к умению.

        Имея 32 года стажа педагогической деятельности я придерживаюсь следующих правил природосообразного принципа при изучении учебного материала:

1. Обучать наглядно!

2. Вести обучение не научным, а элементарным способом!

3. Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

4. Считаться с индивидуальностью учеников!

         Поэтому стараюсь распределять материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития учащихся, ход урока делю на известные ступени и небольшие законченные части,  чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее. Главный принцип моей работы: не навредить ребенку. Целью всей работы вижу в целостном, гармоничном развитии детей.

         Как же я использую природосообразные технологии на уроках?

         Психологами доказано, что сопровождение рассказа иллюстрацией значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного - 25 %, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %. Поэтому наглядность применяю на всех этапах процесса обучения. Её роль тем выше, чем менее знакомы дети с изучаемыми явлениями и процессами. По мере возрастания абстрактности в обучении  использую разные виды наглядности:

  1. естественную  (предметы объективной реальности и действия с ними),
  2. объемную (макеты, фигуры и т.п.),
  3.  изобразительную (картины, фотографии, рисунки),
  4. звуковую (магнитофонные записи),
  5. символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы),
  6.  словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий).

Слайд

          Проблемные задания на уроке обеспечивают творческое усвоение знаний. С этой целью предлагаю на уроках русского языка, математики учащимся задания, в которых имеются ошибки. В результате у школьников развивается способность к анализу, умению находить ошибки и обосновывать их. И прививаю учащимся эти навыки постепенно: сначала учу определять, где имеется ошибка, затем подбирать решение, опровергающие ошибки. Для этого использую такие приемы для поиска ошибок как взаимопроверка, рецензирование.

 (Слайд)

           Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству. Поэтому провожу нетрадиционные уроки:

- урок-сказка

- урок с дидактической игрой

- урок-путешествие

- урок-соревнование

- урок-исследование  (Слайд)

             Научные знания можно выразить художественно. При этом знания оседают в памяти благодаря яркому образу. Конкретными формами могут являться метафора, загадка, стихотворение.

           Большую пользу для развития творческой личности ученика  играют различные формы письменного изложения мысли, в частности, изложение с элементами сочинения на различные темы.  Художественные задания даю на дом, потому что на уроках времени недостаточно. При этом предлагаю выбор: самостоятельно написать текст, план текста, слова опоры, т.к. для одних такое задание может оказаться захватывающе интересным, а для других – запредельным и повергающим в стресс. Поэтому пусть у школьника будет право выбора.

        Применяю дидактические материалы, такие как карточки-задания, тесты, которые разрабатываю по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая).

         В своей педагогической практике системно использую технологии дифференцированного обучения. На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:

  1. разные стартовые возможности детей;
  2. разные способности, а с определённого возраста и склонности;
  3. для обеспечения индивидуальной траектории развития.

          Дифференцированную работу организую по-разному. Чаще всего учащиеся с низким уровнем успешности и низким уровнем обученности выполняют задания первого уровня. Дети отрабатывают отдельные операции, входящие в состав умения и задания с опорой на образец, рассмотренный при ознакомлении на уроке. Ученики со средним и высоким уровнем успешности и обученности выполняют творческие (усложнённые) задания.

       Мною практикуются и контрольные разноуровневые задания, тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. При одинаковом объёме материала устанавливается различный уровень требований к его усвоению. Последовательный добровольный выбор учащимися уровня усвоения материала позволяет сформировать познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности. В оценке работ я считаю главным, личностный критерий, т.е. степень усилий прилагаемых ребёнком для выполнения задания, а также сложность выбираемых заданий.

           Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В моих силах помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом именно от меня, педагога, зависит, дойдёт ли учащийся до творческого уровня. Структура урока с учетом уровней познавательной активности предусматривает не менее четырёх основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди),  мозаичным (включение  в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Только тогда учебный труд из каждодневной принудительной обязанности превратится в часть общего знакомства с окружающим миром.

Групповые технологии или педагогику сотрудничества (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках, а также на уроках-исследованиях, при подготовке устных журналов, творческих заданий. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей урока количественный и качественный состав групп бывает различен. Формирую группы и по характеру выполняемого задания: одна группа может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода.

Я, как учитель, должна не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. Поэтому:

  1. В ходе урока стараюсь создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников.
  2.  В начале урока сообщается не только тема, но и организация учебной деятельности в ходе урока.
  3. Использую проблемные творческие задания.
  4. Стимулирую учащихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  5. Оценивается  на уроке не только правильный ответ ученика, но и совместно с учащимися проводим анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  6. Обсуждаем с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали» (чем овладели), но и то, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому, т.е. проводится рефлексия.
  7. При задании на дом  подробно разъясняю, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

           В современных условиях ускорения динамики информации детям становится всё труднее найти себя в мире и обществе, не просто  включиться в общество, чтобы утонуть в нём, быть лишь винтиком в теле социального прогресса, но стать полноценным субъектом, сознательным вектором направления развития мира и общества. Именно на развитие субъектности, сознательности, креативности и конструктивности у детей нацелен природосообразный подход обучения. Содержание  природосообразного подхода образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “Я” и научиться управлять им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.Что же такое соврем...

Проектирование современного урока в начальной школе

В условиях внедрения ФГОС НОО ключевыми в построении урока являются  идеи развивающего обучения, формирование УУД, системно - деятельностный подход в обучении.Требования к уроку с позиций ФГОС:- ...

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют це...

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС...

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитета...

Технологические основы проектирования современного урока в начальной школе

Статья в Сборнике материалов Всероссийской НПК 5 декабря 2019 года...