Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда.
статья на тему

Увашкаева Саглара Давидовна

В материале говорится о методах и приемах развития творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение (и в рисовании тоже) имеет процесс.

Если маленький художник уже способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои переживания: радость, любовь и страх… выплескивая их на листе бумаги, ребенок как бы освобождается от них, выпускает их на волю – и в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта рисования.

В 1 классе дети знакомятся с различными видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкус детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Занимаясь на уроках изобразительной деятельностью, учащиеся имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Как сделать урок изобразительного искусства для учащихся значимым, таким же, как и основные уроки?

Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно учить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять.

Одной из главных целей преподавания становится задача развития у детей творческого потенциала, интереса к внутреннему миру человека. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к людям. На уроках искусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предков.

Прежде всего, учитель должен создать на уроке атмосферу взаимопонимания, доверия, доброжелательности, т.к. искусство предполагает духовное общение учащихся с учителем. Интерес к урокам изобразительного искусства следует формировать уже в 1 классе, когда учащиеся только начинают приобщаться к искусству. Часто на урок дети приносят свои любимые игрушки, и они хотят, чтобы урок провела их игрушка. Например, на уроке по теме «Какие бывают дома?» «пришли Вини Пух и Пятачок». От их имени учитель рассказывает, что они остались без жилья, что ураган разрушил их домик. Им негде жить. Дети предлагают построить им домики. Вместе с учителем они рассматривают разные постройки, обсуждают, кто в них может жить. В конце урока герои сказок благодарят детей за их помощь.

Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях дети представляют себя зрителями, мастерами-художниками, героями. В руках у них волшебные палочки и карандаши, которые разговаривают, обижаются, танцуют. Одним из отличий детского творчества от взрослого является ограниченность опыта детей. Творческие уроки-практикумы в начальной школе ориентированы на создание  условий в обучении для выявления и развития творческих способностей учащихся, приобретения опыта прикладной и творческой деятельности. Важно, чтобы содержание программы соответствовало этнографическим особенностям региона (местным традициям, обрядам, музыкальному фольклору, особенностям рукоделия).

Приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству представляется в наши дни очень важным. Ведь причиной падения нравов, проявления грубости и зла явилось отлучение в прошлом учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры.

Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Поэтому задачей современной школы является «передача будущим поколениям человеческого опыта в его национальной форме», воспитание высоконравственных, образованных людей, обладающих чувством национального достоинства, гражданского долга и любовью к Родине. Это значит, что основной задачей должно стать воспитание национального самосознания.

Калмыцкая народная культура обладает уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Благодаря необычной емкости народное искусство представляет интерес не только с художественной, исторической, этнографической точек зрения, но и воспитывает в учащихся определенную культуру восприятия материального мира, развивает творческие способности личности, готовность наследовать духовные ценности народной культуры.

Литературный ряд уроков изобразительного искусства включает в себя доступный возрасту учащихся познавательный материал произведениях искусства, художниках, декоративном искусстве; зрительный ряд – демонстрацию репродукций слайдов, видеофильмов об искусстве, просмотр книг, журналов, альбомов, наглядных пособий.

Игра в сказку.

Одень куклу.

Разноцветный листопад.

Иллюстрации к сказке.

Рисование животных и птиц Калмыкии.

Цаhан өвгн – каким я его представляю.

Такие разные праздники.

Интегрированные уроки.

Доклад на тему:

«Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Подготовила: Увашкаева С.Д.

БСШ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатл...

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество детей возможно в восприятии читаемых художественных произведе...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Воображение и творчество связаны между собой. Происходит творческий процесс. В статье в доступной форме предлагается раскрыть все вопросы....

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (из опыта работы)

Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Я стремлюсь организовать учебный процесс так, чтобы пробудить заложенное в каждом ребён...

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. (из опыта работы)

В данной статье говорится о роли учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся, о том, как пробудить в ребёнке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выраз...

Развитие воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

        Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость ...

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства           Развитие художествен...