Главные вкладки

    Презентация "Развитие логического мышления младших школьников в рамках УМК «Планета знаний».
    презентация к уроку по теме

    Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.

    Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика.

    Приведу примеры упражнений на развитие логического мышления  из учебников математики 1 - 4 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon razvitie_logicheskogo_myshleniya_mladshih_shkolnikov.ppt1.13 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Развитие логического мышления младших школьников в рамках УМК «Планета знаний». Фадеева Инна Викторовна, учитель начальных классов МБУ школа №21 г.о. Тольятти

    Слайд 2

    Логика как наука. Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум». Логика – есть наука о законах и формах правильного мышления.

    Слайд 3

    Актуальность проблемы. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития логического мышления является использование различных форм, методов и приёмов, а также определённых видов упражнений, учебных заданий, направленных на развитие всех видов мыслительных операций, решение школьниками нестандартных логических задач.

    Слайд 4

    Цель: анализ системы упражнений для развития логического мышления младших школьников в рамках УМК «Планета знаний».

    Слайд 5

    Задачи: 1. Проанализировать различные методические подходы к развитию логического мышления младших школьников. 2. Выявить и разработать виды логических упражнений, обеспечивающих формирование логических универсальных действий (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)

    Слайд 6

    Особенности логического мышления младших школьников. Логическое мышление, по мнению А.А.Люблинской, обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путём. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и всё это выполняется лишь посредством умственных действий.

    Слайд 7

    Выводы: 1. Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения). 2. Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее). 3. Для мышления маленького ребенка характерен процесс, идущий путем “короткого замыкания”, минуя развёрнутый этап анализа. 4. Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам.

    Слайд 8

    Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

    Слайд 9

    ДУМАЕМ… И ВЫЧИСЛЯЕМ! Приемы запоминания и самоконтроля 1-2 классы Метапредметные умения Познавательные: ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Регулятивные: САМОКОНТРОЛЬ, ПРОВЕРКА Логические рассуждения, ведущие к запоминанию табличных случаев сложения. Самоконтроль с помощью опорных случаев сложения Вспомогательные приёмы запоминания состава чисел Сложение одинаковых чисел ─ результат чётное число! Сложение соседних чисел ─ результат нечётное число! 3 + 4 = ? 3 + 3 = 6 4 + 4 = 8

    Слайд 10

    МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ (наблюдение, сравнение, гипотеза, вывод, проверка) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА Исследование свойств геометрических фигур Исследование свойств арифметических действий «Как зависит сила притяжения от массы предмета» Постановка проблемы: Какие предметы сильнее притягиваются к Земле? Выдвините предположение. Проведите опыты. Возьмите небольшие предметы, которые сильно отличаются по массе (например, воздушный шарик и камешек. Поместите их на одинаковую высоту (шкаф или подоконник) и слегка подтолкните к краю так, чтобы они упали вниз. С помощью секундомера измерьте время падения. Следите, чтобы предметы падали свободно, вертикально вниз. Сформулируйте выводы. Исследование области допустимых значений выражения с переменной Исследование в рамках проектной деятельности 1 класс 3-4 классы

    Слайд 11

    Метапредметные результаты Познавательные: ОРИЕНТАЦИЯ НА РАЗНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ 1 класс ДУМАЕМ… И ВЫЧИСЛЯЕМ! Рациональные способы вычислений 2 класс Группировка слагаемых Группировка вычитаемых Дополнение до десятка

    Слайд 12

    3. Оля работает продавщицей в магазине. Ей часто приходится продавать тетради стоимостью 37 рублей. Чтобы быстро считать, сколько стоит покупка, она решила составить таблицу стоимости тетрадей — от одной до десяти. Помоги Оле заполнить таблицу. Сосчитай с помощью таблицы, сколько стоят: 12 тетрадей, 16 тетрадей, 25 тетрадей, 30 тетрадей. 1  37 = 2  37 = 3  37 = 4  37 = 5  37 = 6  37 = 7  37 = 8  37 = 9  37 = 10  37 = Распределительный закон 8. Можешь ли ты назвать ответ, не выполняя вычислений? 256  4 – 256  3 134  3 + 134  7 374  8 – 374  7 123  6 + 123  4 Проверь ответ вычислениями. 8. а) Найди удобный способ вычисления: 8  6  5 4  7  25 3  3  3  3 б) Вычисли по образцу: Образец : 99  4 = (100 – 1)  4 = 400 – 4 = 396. 19  7 49  4 38  9 78  4 в) Придумай, как найти произведение: 51  8 36  11 12  25 19  13 3 класс ДУМАЕМ… И ВЫЧИСЛЯЕМ! Рациональные способы вычислений

    Слайд 13

    Моделирование условия задачи 2 класс Было 11 Удалил 2 Стало ? Задача легкая, но формулировка трудная Только под руководством учителя 11 2 ? Доч. 5 Сын. На 1 б. Всего ? Самостоятельно 13 5 ? Именно схема дает ключ к пониманию!

    Слайд 14

    Задачи в 1 действие: нахождение суммы, остатка. Осознанный выбор действия при решении задач Увеличилось или уменьшилось?

    Слайд 15

    Увеличение/умень-шение на… Нахождение слагаемого Решение типовых задач

    Слайд 16

    Выводы: система заданий: обеспечивает сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении и оптимально реализует взаимосвязь репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности; направлена на формирование у младших школьников умения учиться; позволяет сочетать единый темп продвижения в изучении нового учебного материала всем классом в целом с выбором заданий для одарённых детей; оптимально сочетает общеклассные, групповые и индивидуальные формы обучения; создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативы, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности.

    Слайд 17

    Спасибо за внимание.

    Слайд 18

    Ресурсы www.yandex.ru - картинки Шаблон создания тестов в Power Point М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика.1 – 4 класс


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

    Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

    РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

    В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

    Развитие логического мышления младших школьников при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач

    Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об это говориться в методической литературе, в пояснительных записках к учебным и рабочим программам. Од...

    Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

    Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

    Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

    УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

    План работы ШМО на 2016-2017 уч. год. Протокол № 3. Выступление на тему "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики" Программа "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики "

    План работы школьного методического объединения учителей начальной школы. Выступление на тему "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики" в форме отчета по теме самообразов...

    Педагогический проект на тему: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК «Перспективная начальная школа»

    Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом. Этому...