«Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
статья по теме

Суманева Вера Васильевна

 

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно    способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfoliouchenika.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Портфолио ученика как метод оценивания  индивидуальных   достижений учащихся с ограниченными возможностями   здоровья»

       

 В современном обществе приоритетом образования становится такое обучение, которое помогает выпускнику найти своё призвание, реализоваться в жизни как личность. Трудно учиться сейчас здоровым, подготовленным к школе детям. Что же говорить о детях с задержкой психического развития, детях с ограниченными возможностями здоровья. Они испытывают трудности в обучении. Нет мотивации в познавательной деятельности, не развита эмоционально-волевая сфера.

   В системе психологической, медицинской и педагогической помощи таким  детям на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребёнка. Под руководством взрослых дети с ограниченными возможностями здоровья могут компенсировать нарушения, реализовать свои возможности и благополучно адаптироваться в социальной среде.

 Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования

Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результаты образования, и выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника (не только в собственно познавательной или учебной). В свете новых задач необходимо отметить образовательные возможности портфолио, т. к. его идеология созвучна идее компетентностно - ориентированного образования.

Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект. В 80-х годах XX века в США возникла идея применения портфолио в школе, и уже через десять лет ученые

стали говорить о настоящей «портфолиомании», охватившей образовательный мир.

  В 2004 году рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ представила концепцию «портфолио достижений ученика в средней школе», которая «поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты». «У каждого ученика, – писал B.M. Филиппов, – будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Проблема портфолио, действительно, наиболее актуальна в средней и основной школе. Наша кафедра стала размышлять над вопросом: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме он может быть представлен?

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы.

        В  педагогической     литературе   портфолио   характеризуется   как:

  • Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

  • Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

    Портфолио - это и организатор деятельности (учебный органайзер), и хранилище материалов, и зеркало пути, пройденного каждым отдельным учеником в соответствии с его индивидуальностью и потребностями

  • Рабочие листы портфолио выполняют, с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть обучают некоторым действиям, с другой стороны – доносят до учащихся в адаптированном виде требования к выполнению отдельных этапов работы и становятся объектами оценки.
  • Основной  смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

      Материал портфолио собирается  в течение всего периода обучения.

     

                        Основные цели и задачи портфолио:
--создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
 -- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии
2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным.

С большим удовольствием дети раскрашивают и штрихуют рисунки в первых «Прописях» под названием «Мои волшебные пальчики», выводят первые буквы. Лучшие работы  ребята с гордостью помещают в папки достижений.

Творчество для детей с ограниченными возможностями здоровья – путь к самореализации и самоутверждению. Задача учителя помочь ребенку найти себя в творчестве, приобрести уверенность, достичь успеха.      Портфолио ученика в коррекционной школе необходимо для отслеживания динамики развития учащегося. Оно помогает проектировать его «зону ближайшего развития», коррекции отклонений и оказания ему посильной помощи в адаптации к нашей современной сложной действительности,  с целью отслеживания результатов совместной работы всех специалистов и педагогов школы по медика – психолога - педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Миссия специальной коррекционной школы VII вида состоит в том, чтобы подготовить каждого учащегося  к  жизни в социуме  с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности, учащегося к получению в будущем, профессии, трудоустройству,  пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества. И одним из таких помощником для дальнейшей социальной адаптации в обществе может стать портфолио учащегося.

Уже с первых дней пребывания ребенка в школе я побуждаю его задумываться над вопросом: «Какой я?» Совместно со школьным психологом мы проводим рисуночные тесты « «Я в школе», «Что меня радует», «Что меня огорчает»,т.д..

Большое внимание я уделяю развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики роста скорости чтения.

Внеклассная жизнь нашей школы-интерната насыщенна и разнообразна. Значительную ее часть составляют праздники, конкурсы и процесс подготовки к ним. Это традиционные осенние ,  новогодние , весенние спектакли и рождественские концерты, конкурсы для мальчиков и пап к 23 февраля, конкурс сказочных героинь и концерт для мам, посвященный 8 Марта, спортивные соревнования «Веселые старты»,  праздники, посвященные окончанию учебного года . В своём классе я традиционно провожу конкурсы чтецов , творческих работ и др. ,стараюсь не оставлять без внимания творческие успехи наших учеников, награждая их почетными грамотами, вручая благодарности,  «Лучшая тетрадь по русскому языку», «Лучшая тетрадь по математике», «Лучший писарь», «Лучший счётчик», «Самый читающий ученик», «Диплом за примерное поведение» и т.д.Грамоты и благодарности занимают достойное место в папках достижений.

    Как выглядит портфолио ученика начальной школы?  Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент не существует. Поэтому работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче.  Ведь именно творчество должно стать одним из важных звеньев современного образования.
Новые подходы и идеи всегда интересны, а тем более, когда они способствуют индивидуальному росту учащегося. Кто сказал, что дети с ОВЗ не обучаются и не развиваются? Пусть они делают это медленнее других и в меньшем объеме, но они также образовываются.
Про детей с ограниченными возможностями здоровья многие говорят: «Он не может!». Это неправда. Он может всё! Портфолио тому доказательство. Оно  зеркало ученика на протяжении всего обучения в специальной коррекционной школе.

Роль классного руководителя я вижу, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. И, что особенно важно, проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию – напротив, всячески поощряя активность школьника. Практика показывает, что не только учитель, но и одноклассники вносят свою лепту в составление портфолио товарищей, делают конструктивные замечания, дают комментарии и советы.Я уверена, что при переходе в среднюю школу классные руководители успешно продолжат начатую в младших классах работу над составлением портфолио, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни»

 (Т. Новикова, А. Прутченков). Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Моё педагогическое кредо: «Помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нём чувство человеческого достоинства»

Работая учителем  в специальной  коррекционной школе VII вида, учитывая индивидуальные способности учащихся, я стараюсь определить возможные направления составления портфолио учащегося с 1 по 4 классы.

                       

                 Создание портфолио проходит под девизом:        

                                      «Думай, дерзай, твори!»


                        Возможный вариант составления портфолио

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР":

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество;  адрес,  телефон;  

учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

  "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

  "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

  "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы.   Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

 


 "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

  "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

  "Моя учёба" - ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно


отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы:
рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
На  этих  страничках  ребенок  может  поделиться  своими  впечатлениями  о  посещении  театров,  выставок  и  музеев, вспомнить  содержание экскурсий, познавательных программ,  в  которых он  участвовал.  Дополнить свои  заметки  фотографиями   и  рисунками.


РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. В  этом  разделе  размещаются   наиболее  ценные  творческие  работы  за  прошедший учебный  год.  При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку).


Важно помнить.

В первом классе, когда ребенок начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи взрослых ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей          




                                  Главное не победа, главное - участие!
       
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно    способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.


 












































                                   

                   



















                                          Литература


 1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей» Москва. 1997г

2. Емельянова Е.Т. Технологические карты для отслеживания качества обученности  учащихся начальных классов // ж. Завуч начальной школы , № 1, 2003 г

3. Калинина Н.Ф. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе //.ж.  Завуч начальной школы , № 6, 2003 г

4. Калинина Н.Ф. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе // .ж.  Завуч начальной школы , № 5, 2003г

5. Новикова Т. В.,   Прутченков А. Н.  «15 ловушек на пути раскрытия         способностей» (Первое сентября. 2005. 29 окт.),

6.  Титаренко Н.Н. Диагностика общеучебных организационных умений         младших школьников //. ж. Завуч начальной школы , № 3, 2004 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентазия "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В презентации учитель делится своим опытом работы с портфолио учеников. Описывается работа с портфолио по следующим разделам:"Мой мир", "Моё творчество", "Мои достижения"....

Презентация "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию митивации дальнейшего ...

«Развитие творческих способностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительной деятельности не традиционными методами»

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Осо...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

В соответствии с учебным планом специальных (  коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

Развитие творческих способностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительной деятельности не традиционными методами»

Творчество есть необходимое условие существования,                  и все, что выходит за пределы рутины и в чем за...