Методическая разработка: «Дидактическая игра - средство поддержания у учащихся интереса к предмету»
статья по теме

Сибюк Любовь Васильевна
  1. Введение
  2. Дидактическая игра- средство воспитания и поддержания интереса к предмету.
  3. Психология игровой организации урока.
  4. Виды дидактических игр.
  5. Структурные компоненты дидактических игр.
  6. Методические рекомендации по организации дидактических игр.
  7. Заключение.
  8. Примеры дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc711 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Дидактическая игра - средство  поддержания у учащихся интереса к предмету»

Выполнила: учитель начальных классов МОБУ СОШ №1 МО Кореновский район

СИБЮК ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА


«Истинный  педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не мешает его характера серьезного труда, требующего усилия воли»

К. Д. Ушинский

Содержание

  1. Введение
  2. Дидактическая игра- средство воспитания и поддержания интереса к предмету.
  3. Психология игровой организации урока.
  4. Виды дидактических игр.
  5. Структурные компоненты дидактических игр.
  6. Методические рекомендации по организации дидактических игр.
  7. Заключение.
  8. Примеры дидактических игр

1. Введение

Главным мотивом учебной деятельности школьников является интерес.

Познавательный интерес, как мотив учения, побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь влияет на укрепление интереса.

Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения гордости, успеха, т.е. создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

Принято различать три группы условий стимулирующих развитие познавательных интересов:

  • первая группа условий связана с содержанием учебного материала;
  • вторая группа - с организацией процесса обучения;
  • третья группа определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителями.

Я остановлюсь подробнее на одном из методов, относящихся ко второй группе условий, стимулирующих развитие интересов учащихся -дидактической игре.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес у учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний»

2. Дидактическая игра- средство воспитания и поддержания интереса к предмету.

Немаловажную роль здесь отводится дидактическим играм на уроке математики, как методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, интереса.

Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательными. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания - деловые игры. Деловые игры моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность.

Играя, школьник берет на себя определенную роль и выполняет действие в воображаемой ситуации. Но игра в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением. Сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми. Большой интерес представляют игры, заставляющие думать, проверять свои возможности и способности. В таких играх совершенствуется мышление, способствующее самоутверждению детей, развивается настойчивость, стремление к успеху. Игра - это деятельность, в процессе которой ребенок отражает окружающую действительность. Содержание игры изменяется в связи переходом из одного возрастного этапа в другой. Новые отношения, которые возникают в процессе учения, новая деятельность - все это отражается в игре. Чем старше школьник, тем большее значение приобретает для них познавательный характер игры. Играя, школьник стремится овладеть качествами личности, которые привлекают его в реальной жизни.

Поэтому детям нравятся игры, в которых они могли бы проявить смелость, мужество, благородство, смекалку. В игре дети начинают изображать и себя, стремясь реализовать то, что не удается в действительности. Например, слабоуспевающий ученик берет на себя роль хорошего ученика в игровых условиях и оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным в этом случае является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, такую реальную игру следует рассматривать как способ побуждения школьников к самовоспитанию Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, изо всех сил стараясь не подвести товарищей.

Нельзя рассматривать игру как просто развлечение, хотя игровой момент на уроке дает возможность детям отдохнуть, раскрепоститься, переключиться с одного вида деятельности на другой. Например, игра «Хлопок», которую можно применять при закреплении различных тем, позволяет ребятам снять динамическое напряжение, наряду с отработкой умений или навыков. Несмотря ни на что, во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение, в том случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действие, ведущее к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благоприятно влияет и на усвоение ими знаний.

В ходе деловой игры ученики не только повторяют пройденное, воспроизводят знания, но и творчески работают над решением практических задач из различных   областей окружающей нас жизни.

В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая- либо задача, проблема, т.е. игра, выполняет на уроке те же функции, что и занимательная задача.

3. Психология игровой организации урока.

Какова же психология игровой организации урока? (из работ Е.М. Бохорского)

1 этап. Игровая деятельность ведущая отсутствует культура делового сотрудничества вне игры. Тогда первый способ организации-игровой, используют игры с дидактическим смыслом. Но дети не всегда видят в них смысл и не принимают их.

Могут использоваться игры с правилами:

  • Сюжетно-ролевые игры с дидактическим смыслом;
  • игры драматизации;
  • игры - соревнования

2 этап. Игровая ситуация.

Главный смысл в игре, но как побочный эффект - усвоение учебного материала. Игровая ситуация сопровождается учебной задачей, т.е. игровая ситуация задана для формирования мотивации. Игровая ситуация рассматривается как введение в учебную. В игровой ситуации сама ситуация является мотивацией. Нельзя использовать героев одной сказки, чтобы не надоедать детям. На этом этапе при решении учебной задачи можно вводить элементы группового взаимодействия.

3 этап. Переход к собственно учебной деятельности (общеклассное взаимодействие)

Начинается игра в учеников. Учитель договаривается с учениками. Вот как Амонашвилли говорил об этом с учениками: «Мы сможем работать как ученики? Что для этого нужно?»

Чем старше школьники, тем в более сложные игровые ситуации они могут вовлекаться.

В работе приведены примеры таких деловых игр, как «компетентность», «нил» (научно-исследовательская лаборатория), «точка зрения»

4. Виды дидактических игр.

Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный и творческий характер, то целесообразно выделить два вида таких игр:

  1. Игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания;
  2. Математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания. Возможны сочетания этих двух видов. Рассмотрим их подробнее.

Игровая ситуация. В подобных ситуациях внимание школьника привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики.

Рассмотри примеры.

Задумай число. Учитель предлагает каждому ученику задумать число и после этого дает указания, какие действия с этим числом надо произвести. В конце концов, учитель угадывает результат. Учащиеся заинтересованы, хотят узнать, в чем тут дело. Этому желанию и соответствует задание: обосновать «угадывание» ответа.

Назови формулу. Один из учащихся выходит к доске и берет у учителя карточку, на которой записана формула некоторой линейной функции. На доске начерчена таблица

X

У

Один из учеников называет любое значение X. Ученик у доски записывает его в таблицу и, подставив это значение в формулу, записывает соответствующее значение У. Ему называют еще одно значение аргумента, он записывает его в следующую клетку и внизу пишет соответствующее значение функции. Ему могут задать еще несколько значений X. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу, записанную на карточке.

Математическое лото. Для игры необходимо приготовить две карты: одна с рисунком, которая разрезана на несколько частей, а вторая - целая. На целом листе написаны задания, на разрезанных частях - ответы. Закрыв правильными ответами задания, ученик получает картинку. Если рисунок не получился - где-то ошибка.

Здесь уже учащиеся могут сами себя проконтролировать.

Математическая игра. В методической литературе под математической игрой понимается такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении играющим или играющими определенных действий- ходов с целью решения поставленной задачи. Например.

Игра в - 66. Играют двое. Первый записывает любое целое отрицательное число, большее - 10, второй, устно прибавив к нему целое отрицательное число, большее - 10, записывает сумму, первый к этой сумме прибавляет целое отрицательное число, большее - 10, и записывает сумму и т.д. Побеждает тот, кто запишет число - 66.(Действия с отрицательными числами», VI класс)

Одним из интересных игровых моментов на уроке является включение в урок математического героя. Этот прием больше всего подходит для учащихся V-VI классов.

Очень близок и дорог многим ребятам Незнайка. Он старается учиться хорошо, но у него не всегда все получается. Поэтому все ребята готовы ему помочь, например, в таких заданиях: «Жители Цветочного города попросили Знайку и Незнайку вычилить значения выражения: 7,4x14,3 – рх14,3 при р=6,4

Незнайка начал решать так:

1) 14,3         2)14,3

7,4               6,4

А Знайка внимательно посмотрел на пример и сразу записал ответ. Незнайка очень удивился! Ребята, а вы смогли бы решить так быстро? («Десятичные дроби. Распределительный закон умножения», V класс)

Такие задания помогают ученику понять, зачем ему нужны те или иные знания, умения и навыки, тем самым, формируется потребность в них.

Особо хочу отметить дидактические игры, которые развивают внимание у учащихся. Их можно применять на различных этапах урока.

1. «Попробуй сосчитай!»

На рисунке изображены треугольники, углы, круги, отрез

ки. Считать нужно подряд, начиная с верхней строчки: «Первый треугольник, первый угол, первый круг, второй угол и т.д.)

Эта игра помогает формировать у учащихся умение распределять внимание между различными предметами.

2. Игра «Хоп» («Признаки делимости»)

Двое играют, остальные следят за ходом игры. Играющие по очереди называют последовательно числа натурального ряда, но вместо чисел, делящихся на 3 и оканчивающихся на 3, должны говорить «хоп». Тот, кто ошибся, выбывает из игры, а победитель играет со следующим.

3. Игра «Сто». Играют два человека, один из которых называет любое целое число от 1 до 10 (включительно), затем другой прибавляет к этому числу любое число, не больше 10, и называет полученный результат и т.д. Выигрывает тот, кто называет число 100 первым.

Теперь рассмотрим, в чем состоит специфика дидактической игры, ее существенный признак.

Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: -

  • игровой замысел;
  • правила;
  • игровые действия;
  • познавательное содержание или дидактические задачи;
  • оборудование;
  • результат игры

В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком- наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

5. Структурные компоненты дидактических игр.

Первый структурный компонент игры - игровой замысел - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности проявления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности применить имеющиеся знания, умения, навыки для достижения целей игры. Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов, диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности, таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат-показатель уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающая игра - учащиеся в результате получают новые знания.

Контролирующие - дидактическая цель состоит в закреплении, повторении, проверки ранее полученных знаний.

Обобщающие - способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

В зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока дидактические игры могут приобретать различный характер, например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими

6. Методические рекомендации по организации дидактических игр.

1. Цель игры:

а)        что освоят учащиеся;

б)        каждому моменту игры уделить особое внимание;

в)        воспитательные цели преследует игра.

2. Количество играющих.

3. Дидактические материалы и пособия, используемые в игре.

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить учащихся с правилами игр; они должны быть простыми, точно сформулированными.

5. На какое время рассчитана игра?

  1. Как обеспечить участие всех учащихся в игре? Каждый ученик должен быть активным участником.
  2. Как наблюдать за детьми, чтобы выяснить степень их участия в игре?
  1. Какие изменения внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  2. Игру закончить на данном уроке.

10.        Выводы в конце игры обсудить (с учащимися) и оценки отдельным учащимся за:

а)        активное участие в игре;

б)        грамотность рассуждений;

в)        правильную, четкую, краткую речь

11.        Учет результатов соревнований команд должен быть открытым, ясным и справедливым.

7. Заключение

Таким образом, в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщение детей к научно-техническому творчеству, воспитание ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное - обучение математике.

Однако считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой, легко, было бы ошибочным. Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные силы математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения.

Функции игры:

  • создание положительной мотивации к школе, учебе, может формироваться положительный мотив;
  • в процессе игры, обсуждение результатов совместных действий по достижению результата формируется элементы общегруппового взаимодействия;
  • Формируются нормы и правила поведения;

Игра «Лучший счетчик»

Эту игру можно проводить в любом классе.

Учитель объявляет, что на следующем занятии будет проходить игра под названием «Лучший счетчик». Дома каждый ученик должен подобрать по данной теме 2 - 3 примера для устного счета. Класс делится на 3 команды. В каждой команде выбирается «счетчик», который будет защищать честь своей команды. Примеры ему предлагает члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой ученик из той же команды, у которой количество «счетчиков» наименьшее. Среди «счетчиков» также устанавливается личное первенство.

Игра «Эстафета»

Тема: «Нахождение процентов от числа» (V-VI класс)

Класс разделяется на 6 команд.

Количество заданий в карточке соответствует количеству учеников в команде.

По команде первые ребята начинают выполнять задание. Выполнив свое задание, они передают карточку следующему и т.д.

Выигрывает та команда, которая быстрее всех получит правильные ответы.

Эту игру можно применять на зачетных уроках, как письменную часть зачета.

В-1

Найдите:

  1. 15% от 100
  2. 30% от 20
  3. 70% от 50
  4. 17% от 1000
  5. 10% от 77

В-2

Найдите:

  1. 4% от 202
  2. 11% от 300
  3. 200% от18
  4. 75% от 125
  5. 102% от 100

В-3

Найдите:

  1. 20% от 160
  2. 15% от 20
  3. 105% от 302
  4. 70% от 160
  5. 18%от1000


В-4

Найдите:

  1. 8% от 205
  2. 11% от 100
  3. 45% от 30
  4. 200% от 14
  5. 75% от 2120

В-5

Найдите:

  1. 35% от 350
  2. 70% от 24
  3. 32% от 1001
  4. 21 % от 100
  5. 120% от 200

В-6

Найдите:

  1. 15% от 140
  2. 20% от 12
  3. 120% от 56
  4. 25% от1000
  5. 18% от 1000

Викторина для учащихся 5-х классов.

Тема: «Арифметические действия с натуральными числами».

Задачи.

  1. Найти два таких числа, произведение которых равно 163 и частное от деления большего числа на меньшее также равно 163.
  2. Вместо звездочек написать пропущенные (числа, цифры)

  1. Вместо звездочек написать пропущенные цифры сомножителей:

* * *

* 3

* 7 3

* * 2

6 * 9 3

  1. Один из сомножителей равен 42. Как изменится произведение, если второй сомножитель уменьшить на 6 единиц?
  2. Выписаны подряд числа от 1 до 99. Сколько раз при этом будет написана цифра 3?
  3. Найти произведение чисел 7x24х125.

7. Найти значение числового выражения:

(16х7)/8        25x3x4        17+28+43        34-15-14

ИГРА «Солнышко»

Тема: «Арифметические действия с обыкновенными дробями» (VI класс)

В центре записано число, которое надо сложить (вычесть, умножить) с остальными числами. Каждая команда выполняет действие на доске. Выигрывает та, которая быстрее получит правильные ответы для каждого действия.

ИГРА «Морской бой»

Тема: «Прямоугольная система координат на плоскости. Абсцисса и ордината точки» (VI класс)

10

X

9

8

X

X

X

7

6

X

X

5

X

4

X

3

X

X

2

X

1

X

X

X

a

b

c

d

e

f

g

h

l

m

Способствует формированию понятия координат точки.

Учащиеся играют парами.

Кодированные упражнения

Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» (VI класс)

1 вариант

  1. 27,3-(-2,6)=а
  2. -3,3-а+(-3,4)=b
  3. -13-b-(-11,2)=c
  4. (а+b)-с=d


  1. -5,6-3,7=а
  2. 31,2-а+(-2,5)=b
  3. -12-(-6,1)-b=с
  4. (b+с)-а=d

Кодированные ответы: 1) -41,5; 2) -36,6; 3)-43,9; 4)3,4;

5) -9,3; 6) 29,9; 7) 38; 8) 34,8

Выполнив свое упражнение, ученик ищет полученный ответ среди ответов. Если его там нет - допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подает работу учителю с кодированным ответом.

Класс делится на 6 групп по количеству вариантов. Побеждает та группа, которая выполнила быстрее всех и с наименьшим количеством ошибок.

ИГРА «Кто быстрее»

Тема: «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами» (VI класс)

Каждый ученик заготавливает табличку. По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить одно и то же действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой.

Через 2-3 минуты результаты вычислений ребята проверяют друг у друга. Проверяющий ставит оценку и подписывает свою фамилию. Учитель собирает таблички и подводит итог.

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

3

.

2

.

1

.

0

.

-1

.

-2

.

-3

.

-4

.

-5

.

ИГРА «Математические ребусы»

Тема: «Решение уравнений» (VI класс) Для каждой команды дается задание: вместо переменной записать числа, которые являются корнями уравнений, записанных по вертикали и горизонтали. Выигрывает та команда, которая больше всего решает ребусов.

2 + х + 3 =12                                                х + 1 – 2 = 4

+    –    +    –                                                –    –    –    –

z – 5 + y = 1                                                2 + y – z =3

+    –    –   –                                                        +    +    +   +

1 – u +1 = 6                                                        u – 4 +3 = 7

=   =    =    =                                                        =    =   =    =

5 +6 – 6 = 5                                                        11–3 + 0 = 8

х – 2 + 3 = 7                                                х + 4 – 3 = 3

+    –    –    +                                                –    +    –    +

5 – y + 1 = 2                                                1 + y – 6 =0

+    +    +   –                                                        +    –    +   +

z + 5 – u = 4                                                z + u – 5 = 5

=   =    =    =                                                        =    =   =    =

18–3 –10= 5                                                4 + 2 +2 = 8


1 + x – 3 = 5                                                9 + 1 – x = 6

+    –    +    +                                                –    +    +    –

4 – 2 + y = 8                                                y – 3 + 5 = 6

+    +    –   –                                                        –    +    –   +

z – 3 + 1 = 3                                                2 – z + u = 8

=   =    =    =                                                        =    =   =    =

10+8 –8 = 10                                                3 +11–6 = 8

5 + x + 6 = 12                                                z – 2 + 8 = 13

+    +    –    +                                                –    +    +    +

y – z + 8 = 10                                                1 + x + 3 = 6

+    +    +   –                                                        –    –    –   –

11–4 + u = 14                                                u – 1 + y = 5

=   =    =    =                                                        =    =    =    =

19–6 – 5 = 8                                                2 + 3 + 9 = 14

ИГРА: «Соревнование художников»

Тема: «Прямоугольная система координат на плоскости (VI класс)

На доске записаны координаты точек: (0;0); (-1;1); (-3;1); (-2;3);
(-3;3); (-4;6); (0;8); (2;5); (2;11); (6;10); (3;9); (4;5); (3;0); (2;0); (1;-7); (3;-8); (0;-8); (0;0)

ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ

Там где правит бал случай, - там азарт. Можно поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную рулетку как, в телевизионной игре «Что? Где? Когда?», достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик... Кроме рулетки используют игровые кости, подбрасывают вверх монетку, тянут жребий, запускают бумажный самолетик - в кого попадет.

Обычно я использую такие игры на обобщающих уроках. Класс делится на 5 команд. Представители от каждой команды по очереди крутят рулетку. Задание получают в том конверте, на который покажет стрелка. Задание может быть следующее.

VIII класс, алгебра «Неравенства»

I. 1) Приведите примеры числовых неравенств.

  1. В каком случае число а больше (меньше) числа в ?
  2. Докажите теорему о почленном сложении числовых неравенств.
  3. Что называется пересечением множеств?
  4. Найдите пересечение промежутков:

а) [1;8] и [5;10]; б) [4;+<] и [ 8;+ ];

в) [-4;0] и [10;15]; б) [-; 5]  и [ 0;+ ]

  1. Что называется решением неравенства ?

Является ли решением неравенства 2х-11>0 число 10, число 0?

  1. Решите неравенства: а) 11х-2>9; б)3у-1>-1+6у

в)4(2-3х)-(5-х)>11-х

II. 1) Сформулируйте свойства числовых неравенств.

  1. Докажите, что если а < в и в < с, то а < с.
  2. Что называется объединением множеств?
  3. Зная, что 2 < а < 5, оцените значение выражения: 2а; а - 5; 0,5а + 3.
  4. Докажите теорему о почленном умножении числовых неравенств.
  5. Что значит решить неравенство?
  6. Решите неравенства: а) 17-х<11; б)

в)5у-5у(у+4)>100

III. 1) Докажите, что при любом значении переменной верно неравенство: (а+1)+а<4(2+а)

  1. Сформулируйте свойства равносильности, которые используются при решении неравенств.
  2. Докажите, что если а < в и с - любое число, то а + с< в + с
  3. Что называется объединением промежутков?
  4. Какие неравенства называются линейными с одной переменной?
  1. Оцените значение выражения а+2в, если 0<а<1, -3<в<-2.

  1. Решите систему неравенств х+1< 0;

3х-1>0;

IV. 1) Изобразите на координатной прямой числовые промежутки различного вида и запишите их обозначения.

  1. Докажите, если а<в и с - положительное число, то ас<вс, а если а<в и с - отрицательное число, то ас>вс.
  2. Какие неравенства называются равносильными?
  3. Что называется решением неравенства?
  4. Решите неравенства : а) 0,2х-1<5-0,8х;

б) х - 2 > 4,7(х - 2) - 2,7(х -1).

  1. Решите двойное неравенство: -1<3+2х<3

V. 1) Докажите неравенство:

  1. Сформулируйте свойство числовых неравенств.
  2. Докажите, что если а и в - положительные числа и а<в, то
  3. Что называется числовым промежутком?
  4. Что называется решением системы неравенств с одной переменной?
  5. Решите системы неравенств и укажите все целые числа, которые являются ее решениями:

а)                                 

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны.

Очень часто можно разыграть сценку на учебную тему. Например, на уроке алгебры в 8 классе по теме «Квадратные корни» может появиться фокусник, который показывает чудеса.

«Я задумал положительное число. Возвел его в квадрат, результат записал. Оказалось, что одно из полученных чисел в 27 раз больше другого. Какое число я задумал?»

Или: «Какой бы корень вы не записали, я смогу устно его умножить на некоторое число и в результате получится рациональное число». В чем секрет фокуса?

«Подобие треугольников»(Геометрия) Сценка: «Усталый северный чужеземец пришел в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошел к великолепному дворцу Фараона, что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном холодном плаще, а перед ним на золоченом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители тайн природы.

-Кто ты ?- спросил верховный жрец.

-Зовут меня Фалес. Родом из Милета.

Жрец надменно продолжал:

■ Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на нее? – Жрецы согнулись от хохота – Будет хорошо, - насмешливо продолжал жрец, если ты ошибешься не более чем на пол-локтя.

- Я сделаю это завтра - ответил Фалес.

Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужестранец утверждает, что может вычислить то, что не могут они - Жрецы Великого Египта.

- Хорошо, - сказал фараон. - Около дворца стоит пирамида, мы знаем ее высоту. Завтра проверим твое искусство...»

Учитель: «Попробуйте предложить способ измерения высоты пирамиды».

«ДА-НЕТКА»

Это универсальная игра. Она способна увлечь и маленьких и больших.

Она учит:

■ Связывать разрозненные факты в единую картину;

■ Систематизировать уже имеющуюся информацию;

■ Слушать и слышать учеников.

Формула: учитель загадывает нечто (число, предмет, фигуру и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

После игры обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие (и почему ) - слабыми? Ведь мы стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.

Удобно эту игру применять на геометрии. Например, «Четырехугольники» (VIII класс).

  1. В некотором четырехугольнике диагонали равны, а он не прямоугольник, диагонали взаимноперпендикулярны, а он не ромб. Что это за фигура?
  2. В некотором четырехугольнике есть равные стороны. Что это за фигура?
  3. В некотором четырехугольнике две стороны равны, другие две стороны тоже равны, диагонали равны. Что это за фигура?

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Игра 1. «Компетентность».

Участники:

■ конкуренты - две команды учащихся;

■ наниматели - группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу;

■ арбитр - учитель, решающий спорные вопросы

До игры:

  1. Учитель знакомит класс со схемой игры.
  2. Формируются команды, определяется состав фирмы-нанимателя.

Во время игры:

  1. Учитель задает тему.
  2. Команды придумывают по 5 заданий по этой теме.
  3. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает, например по 5 - бальной системе каждое задание и по 10 - бальной системе - каждый ответ.
  4. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полета», обращает внимание на ошибки, делает выводы. Может возникнуть вопрос: «Что же делают остальные учащиеся класса, если в каждой группе по 4 – 6 игроков, 3 – 5 нанимателей?» Есть несколько вариантов. Например, класс делится на болельщиков той или иной команды. Болельщики могут задать командам соперницам по несколько вопросов и тем самым заработать несколько баллов для своих – если соперники не могут ответить.

Другой вариант: команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в игру.

Можно формировать больше двух команд. Тогда игру можно «закольцевать». То есть команда А дает задание команде Б, та, в свою очередь, команде В ..., а последняя - команде А.

Еще одна разновидность этой игры. До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю - две.

Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды - соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники.

Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересована в знаниях каждого своего ученика. А значит, сильные подтягивают слабых. Пример. Алгебра (VIII класс) «Решение квадратных уравнений»

Задание команды №1

  1. Какие уравнения называются квадратными?
  2. Почему в квадратных уравнениях ?
  3. Решите уравнения

а) 5х2-7х+28=0

б) х2-9х+15=0

в) 2х2+16х+2=0

  1. Расшифруйте следующую запись:

2-n=0,

2-

= или =-

  1. Несколько друзей, встретившись, поздоровались каждый с каждым. Сколько было друзей, если известно, что число их оказалось равным числу рукопожатий?.

Задание команды №2.

  1. Какие квадратные уравнения называются неполными?
  2. Сформулируйте теорему Виета (прямую и обратную)
  3. Решите уравнения:

а) 5x2-45=0

б) х2-6х+8=0

в) х2-6х=0

  1. Витя Верхоглядкин утверждает, что если в квадратном уравнении АХ2+ВХ+С=0 числа а и с имеют разные знаки, то уравнение имеет корни. Согласны ли вы с ним?
  2. При каком значении в уравнение 16х2+вх+9=0 имеет 1 корень?

ИГРА 2. «НИЛ» (научно-исследовательская лаборатория)

Участники:

■ задачедатель - эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;

■ изобретатели, или исследователи, или решатели – в зависимости от вида задания – группа или несколько групп учеников;

■ приемная комиссия - эту роль тоже берет на себя учитель, но уже в ансамбле с 2 – 3 учениками. До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие - желательно подать обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть будет мини - спектакль на пару минут.

Во время игры:

  1. Группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используют УМШ. Задачедателя можно использовать как консультанта.
  2. Группы обрабатывают результат, обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу.
  3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает решения.

Пример. Геометрия. VII класс. «Подобные треугольники»

Речь задачедателя: - Господа научные сотрудники!

Перед вами сложнейшая задача: разработать способы измерительных работ на местности. Первая лаборатория, изучив подробно подобие фигур, должна разработать способ определения высоты предмета, например, телеграфного столба.

Вторая лаборатория займется определением расстояния от пункта А до недоступной точки В. Результат ваших исследований будут очень полезны для проведения геодезических работ.

ИГРА 3. «Точка зрения»

Участники:

■ оппоненты - группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;

■ наблюдатели - учитель с несколькими помощниками.

Содержание игры: две группы учеников докладывают правильность противоположных точек зрения. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры:

  1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
  2. Группы вступают в диспут.
  3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто был более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре?

Литература

  1. Е.М. Бохорский «Игровая учебная деятельность» (лекции)
  2. А.Гин. «Приемы педагогической техники» Москва «Вита-пресс», 1999 г.
  3. Дидактические материалы для 5,6, 8 классов по математике.
  4. Г.И. Зубелевич «Занятия математического кружка в 4 классе» М., Просвещение. 1984 г.
  5. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» М., Просвещение. 1990 г.
  6. П.В. Стратилатов «О системе работы учителя математики» М., Просвещение. 1984 г.
  7. «Учебник- собеседник»
  8. М. Ю Шуба «Занимательные задания в обучении математике» М., Просвещение. 1984 г.
  9. Журнал «Математика в школе» №2,1989 г.

1

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Дидактические игры на уроках математики в 1 классе»

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что уч...

Методическая разработка - Дидактические игры и упражнения «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Игры и упражнения для развития общей моторикиУпражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.      Ребенку предлагает...

Методическая разработка дидактической игры «Большие буквы» (по рассказам Л.Н. Толстого)

Мультимедийная интеллектуальная игра «Большие буквы» игра способствует развитию мышления, речи, орфографической зоркости, воспитывает интерес к книге. Это весёлая командная игра. В каждой ...

Методическая разработка: "Дидактическая игра на уроках в начальной школе"

Дидактическая игра на уроках в начальной школе....

Методическая разработка дидактической игры в нравственно-патриотическом уголке "Четвертый лишний".

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку на тему:"Дидактическая игра в нравственно-патриотическом уголке".В методической разработке предоставлена дидактическ...