Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
статья по теме

Пикало Галина Валентиновна

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

(выступление на педагогическом совете учителя начальной школы

Пикало  Галина Валентиновна )

   Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.

1-4-е классы – в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

    Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например, «Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки при пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой. «Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую.

    Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

    Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:                      «Буратино потянулся,

«Ветер дует нам в лицо,           «Раз, два – выше голова,                    Раз – нагнулся, два – нагнулся,

  Закачалось деревцо,                 Три, четыре – руки шире,                 Руки в стороны развел,

  Деревцо все выше, выше,        Пять, шесть – всем присесть,           Видно ключик не нашел.

  А ребята – тише, тише»           Семь, восемь – встать попросим,     Чтобы ключик нам достать,

                                                     Девять, десять – тихо сесть»              Нужно на носочки встать»

 

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

  Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

  Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

 

     На уроках учителя начальной школы используют игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках: «Водичка, водичка…», «Пальчики» и др. («Мои первые прописи», О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, 1 класс)

  1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

  1. Идет по парте человечек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!

  1. Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.

Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!

  1. Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

  1. Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.

  1. Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.

Каждый хочет победить и награду получить.

 

 

 

  1. А теперь одну ладошку развернем наоборот

И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.

  1. Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки

Развернем наоборот и похлопаем немножко.

  1. Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.

Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.

  1. В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.

  1. «Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.

  1. Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

  1. Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.

Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.

   Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.

   Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Использование здоровьесберегающих                                    технологий

в начальной школе

Выполнила:

Пикало Галина Валентиновна

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

(выступление на педагогическом совете учителя начальной школы

Пикало  Галина Валентиновна )

   Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.

1-4-е классы – в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

    Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например, «Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки при пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой. «Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую.

    Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

    Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:                      «Буратино потянулся,

«Ветер дует нам в лицо,           «Раз, два – выше голова,                    Раз – нагнулся, два – нагнулся,

  Закачалось деревцо,                 Три, четыре – руки шире,                 Руки в стороны развел,

  Деревцо все выше, выше,        Пять, шесть – всем присесть,           Видно ключик не нашел.

  А ребята – тише, тише»           Семь, восемь – встать попросим,     Чтобы ключик нам достать,

                                                     Девять, десять – тихо сесть»              Нужно на носочки встать»

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

  Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

  Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

 

     На уроках учителя начальной школы используют игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках: «Водичка, водичка…», «Пальчики» и др. («Мои первые прописи», О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, 1 класс)

  1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

  1. Идет по парте человечек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!

  1. Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.

Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!

  1. Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

  1. Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.

  1. Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.

Каждый хочет победить и награду получить.

  1. А теперь одну ладошку развернем наоборот

И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.

  1. Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки

Развернем наоборот и похлопаем немножко.

  1. Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.

Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.

  1. В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.

  1. «Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.

  1. Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

  1. Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.

Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.

   Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.

   Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

   Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание на здоровьесберегающие технологии.

   Большое значение имеет психологический климат на уроке, так называемая мажорность урока. Учитель должен создать на своем уроке ситуацию успеха, тогда исчезнет излишняя тревожность учащихся. учитель строит урок в соответсвии с динамикой внимания учащихся, темпом урока, чередует различные виды работ. Так, например, объяснение нового материала представляем проблемно-поисковым методом – результат поиска – составление алгоритма. Запишем его в орфографическую тетрадь, которой пользуемся постоянно.

   Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

   На уроках нельзя забывать об эмоциональной разрядке – 2-3 минуты. Для снижения уровня невротизма перед уроками контроля нужно проводить тщательную подготовку: перед контрольной работой разобрать подобную работу, перед контрольным диктантом – проанализировать орфограммы и пунктограммы из текста диктанта, в старших классах, где количество орфограмм увеличивается, давать 2-3 варианта диктанта для подготовки на дом.

   На уроках русского языка и литературы нужно строго дозировать объем домашней работы. На уроках литературы в старших классах можно использовать блочно-модульную систему, это снижает нагрузку учащихся в объеме домашнего задания. Дозирование домашней работы: чтение больших текстов, подготовка стихотворений  наизусть дается на несколько дней, чтобы успели подготовиться в субботу, воскресенье. Монотонность чтения можно заменить одновременным поиском каких-либо языковых примет и т.д.

   На уроках рекомендуется проводить небольшую глазную гимнастику (например, посмотрели в окно, увидели, что там идет снег, льет дождь и т.п.). обязательно нужно следить за позой учащихся во время урока. Хороший эффект дает расширение кругозора учащихся по данному предмету, формирование положительного отношения к этому предмету. Ведь доброжелательный и хороший эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Педагогическая технология «Достижение прогнозируемого результата по методу Лебедева» позволяет:

  • Максимально снизить перегрузку учащихся
  • Избегать неврозов
  • Снизить уровень тревожности

      В чем состоит суть технологии:

1) определяется меню темы: понятийный аппарат. Виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть;

2) составление алгоритмов видов деятельности;

3) разработка итоговой контрольной работы;

4) создание системы срезовых проверочных работ, которые позволяют отслеживать процесс и уровень усвоения знаний обучающихся и их готовность к написанию итоговой работы;

5) создание системы уроков, направленных на достижение прогнозируемого результата. Цель урока – это спрогнозированный, желаемый результат сформулирован в терминах результата относительно ученика. Пример: каждый ученик в конце урока умеет решать …, выполнять…

    На своих уроках часто используются алгоритмизация видов деятельности в математики. Алгоритм – это инструкция, последовательность действий, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи. Следуя четкому алгоритму, каждый учащийся сможет решить задачу. Применение таких алгоритмов для всех видов деятельности в математике позволяет снизить уровень тревожности, избегать неврозов и повысит качество обученности. Например. Одна из моих учениц, так называемый «серый троечник», вдохновляется своими успехами, называет свою брошюру с алгоритмами «волшебной книжечкой». Волшебства здесь, конечно, нет, но, безусловно, алгоритмизация всех видов деятельности является серьезным шагом на пути к тому, чтобы математика уже казалась школьникам не такой сложной и непонятной (что совершенно несправедливо по отношению к этой науке), какой она обычно бывает для многих учащихся.

   

Здоровьесбережение на уроках в школе

    Не секрет, что уже в школу приходят дети с испорченным зрением, осанкой. Наша задача и можно сказать заповедь – «Не навреди!». Если мы не в силах  исправить ситуацию, то, по крайней мере, нужно постараться ее не ухудшить – это в наших силах.

    Большое значение имеет организация урока. Учитель строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

    Индивидуальное дозирование объема домашних заданий, учебной нагрузки и рациональной распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса:

  • Учет периодов работоспособности детей:
  1. Период врабатываемости
  2. Период высокой продуктивности
  3. Период снижения продуктивности (утомление)
  • Смена видов деятельности:
  1. Опрос
  2. Письмо
  3. Чтение
  4. Слушание
  5. Рассказ
  6. Рассмотрение наглядных пособий
  7. Ответы на вопросы
  8. Решение заданий, примеров
  9. Индивидуальные задания
  • Наличие мотивации:
  1. Интерес к знаниям
  2. Стремление больше узнать
  3. Радость от активности
  4. Интерес к изучаемому материалу
  • Каждую четверть менять местами учащихся (рядами) и др.

   На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку, чередование позы с учетом видов деятельности. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предметам. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий в школе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...