Ещё раз о проектной деятельности (в помощь классному руководителю)
учебно-методическое пособие (1 класс) по теме

Лутковская Юлия Львовна

В данной статье представлен  теоретический материал по теме Проектная деятельность (виды, особенности),даны рекомендации о том как организовать проектную работу в классе, а также приведён пример проекта для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proektnaya_deyatelnost.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ещё раз о проектной деятельности

(В помощь классному руководителю)

На современном этапе одним из основополагающих принципов обновления содержания российского образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Для достижения поставленной цели требуется качественно новый подход к организации образовательного и воспитательного процессов; необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика. Учителям предлагается переосмыслить используемые ими методы, приемы, образовательные технологии и отобрать в свой арсенал самые эффективные, способствующие решению поставленных задач. Педагогов призывают к организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во  внеурочное время.

Одним из вариантов такого решения задач современного школьного образования является использование в работе с учениками технологии проектной деятельности.

Чтобы эффективно использовать проектную деятельность в педагогической работе с младшими школьниками, необходимо обеспечить комфортную психолого-педагогическую атмосферу для учащихся. Методологической основой моей системы работы по организации проектной деятельности стали психологические исследования Теплова Б.М., Рубинштейн С.Л., Ананьева Б.Г., Лейтес Н.С.,  Крутецкого В.А., Ковалева А.Г., Матюшкина А.М.,  Шадрикова В.Д.,  Дружинина В.Н., Ильясова И.И., Панова В.И., Холодной М.А. и др.; а также педагогические исследования - Дж. Дьюи, Килпатрика У.,  Коллингса Е.,  Шацкого С.Т., Шульгина В.Н., Крупениной М.В., Игнатьева Б.В., Зимней И.А., Лернера И.Я. и др.; методические исследования  Полат Е.С., Чечель И, Горячева А.В. и др.

*****

Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание.

В исследованиях Брыковой О.В., Чечель И.Д., Полат Е.С. понятие «проект» рассматривается в разных контекстах. Однако можно выделить общие положения этого понятия:

Проект (от  лат. «projectus» - «брошенный вперед»):

1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.;

2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.;

3) план, замысел.

Таким образом, проектирование - это  прогнозирование того,  что  затем  будет  воплощено  в виде предмета,  услуги,  творческого  акта  или действия. Это система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Это всегда творческая деятельность.

Существует две точки зрения на связь понятий проектная деятельность и метод проектов. В научных источниках встречаются мнения, что это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от  друга. Большинство авторов придерживаются мнения, что метод проектов и проектная деятельность тесно связаны друг с другом. Например, Брыкова О.В. [6, с.9-10], разъясняя эти два понятия, пишет следующее: «Метод проектов  -  средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь... Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели». В  основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной  практически или теоретически значимой для ученика проблемы (собственно, это и есть проектная деятельность).

Чечель И.Д. даёт следующее определение: «Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования)».   Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.[48, 11-16]

Полат Е.С. основе метода проектов рассматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути». [40]

Алябушева Г.В. даёт следующее определение: «Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». [2, с. 116-119]

Применительно к начальной школе, определение проекта даёт Горячев А.В.: «... специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». [15, с. 3–8.] Исходя из вышеперечисленных примеров, своей работе также  будем рассматривать проектную деятельность учащихся и метод проектов в неразрывной связи.

Обобщая различные подходы в определении проектной деятельности и метода проектов, предлагаю ориентироваться на определение Дубовой М.В., которая  определяет понятие «проект» (как педагогическую категорию) как целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей.  Проектную деятельность будем рассматривать как специфическую деятельность (совокупность разных видов деятельности) субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания. Где под субъектами проекта понимаются, во-первых, педагог-руководитель проекта, во-вторых, ученик (или группа учащихся), непосредственный (ые) исполнитель(и) проекта; в-третьих, все взрослые (педагоги-предметники, родители и другие лица, которые принимают активное участие в работе над детским проектом. [19, с. 62 – 68]

Преимуществами проектной технологии можно считать следующее: активизация познавательной деятельности учащихся; стимулирование их стремления к самореализации и самообразованию; развитие навыков работы с информацией; формирование  личностных  качеств - коммуникабельности, толерантности, ответственности и дисциплинированности, ведь от каждого зависит «общий» результат.

Сущность проектной деятельности состоит в том, что  цель занятий и способы достижения поставленной цели должны определяться с позиции  самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Вследствие этого, личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной деятельности, предполагает изменение основной схемы взаимодействия.

Как отмечает И.А. Зимняя, «вместо широко распространенной схемы субъектно-объекного взаимодействия S→O, где S – учитель, субъект педагогического воздействия и управления, а О – ученик, объект, должна иметь место схема субъектно-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества». [21, с. 71].  

В процессе проектной деятельности школьники учатся генерировать и анализировать свои идеи; отмечать удачные творческие находки и выбирать лучшее; помогают друг другу, работая в тесном контакте; учатся самостоятельно находить и отбирать необходимую информацию; оценивают результат своей и чужой деятельности.

        С помощью включения в свою работу проектной деятельности, педагог, классный руководитель, постепенно добивается своих, невидимых учащимся целей по формированию проектной культуры:

-    развивается  самостоятельность и активность учеников;

-    развиваются их  творческие способности;

-    формируется гражданская позиция;

- вырабатываются и повышаются навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информации;

-    расширяется кругозор;

-    формируется толерантное отношение к мнению других участников.

Овладение исследовательскими умениями и навыками в процессе проектной деятельности выступает предпосылкой формирования у младших школьников познавательного отношения к миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает их адаптивные возможности.

        Таким образом, в педагогическом контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию.

В настоящее время, проектная деятельность в воспитательной системе школы - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств воспитанников.

В настоящее время данными экспериментальных психолого-педагогических исследований (И.И. Джужук, Н.В. Матяш, И.М. Павловой и др.), опытом работы многих отечественных педагогов убедительно доказана возможность применения проектного метода в младших классах. В исследованиях Бондаренко А.И., Землянской Е.Н., Маслова А.П., Конышевой Н.М., Симоненко В.Д. отражены развивающие возможности проектной деятельности для учащихся начальной школы. В современных исследованиях отмечается, что обучение проектированию, проектной деятельности - это способ формирования проективного способа взаимодействия с миром. Поэтому проектная деятельность как педагогическая технология может быть эффективно использована уже в начальной школе (Бахтенова Е.Ф., Гордеева Н.А., Гузенко Н.В., Конышева Н.М., Черненко Н.В. и др.).

К важным факторам положительного влияния проектной деятельности на воспитанников относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении поставленных перед ними задач;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся

- развитие творческих способностей.

Младший школьный возраст является  начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В этот период  закладывается фундамент дальнейшего овладения проектной деятельностью младшими школьниками, которая учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует их адекватную самооценку. Специфика возраста накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. Однако, по мнению многих исследователей, например, Горячева А.В., начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, т. к. в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3 - 4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам, несмотря на то, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах – минимальны.

Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном  этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, помочь на этапе планирования. В этот период реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами  и участниками проекта. На данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. [48, с.11-16]  

В процессе работы с младшими школьниками преподаватель должен руководствоваться определёнными принципами, которые обеспечат более продуктивную деятельность и высокий результат. Такими принципами организации проектной деятельности, по мнению Дубовой М.В. [19, с. 62-68], являются:

  • последовательность в планировании и осуществлении проекта;
  • регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);
  • динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
  • гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участвовать одновременно в различных проектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработку своего, нового проекта;
  • инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несет мощный положительный заряд, создает благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;
  • гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и  выполнения задания; через творческую работу, через созидание самих себя и предметно-пространственной, природной и социальной среды ученики включаются в процесс жизнетворения, получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умение преодолевать негатив волевыми усилиями;
  • творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;
  • самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;
  • здоровьетворение: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям – у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей;
  •  развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.;
  • новизна и оригинальность: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;
  • результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально важной задачи;
  • завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), с тем, чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.

Чтобы учащиеся освоили основы проектной культуры, педагогом должны решаться  определённые задачи (задачи проектной деятельности):

  • обучать планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • учить анализировать (креативность и критическое мышление);
  • учить составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Кроме того, важно ставить перед учащимися цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»

В настоящее время существует множество  классификаций проектов различных авторов. Например, коллектив учебно-методического комплекта «Школа 2100» рассматривает следующую классификацию по видам конечного результата:

  • изделия ( результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция - книга, мультфильм, открытка, песня, и

т. д.);

  • мероприятия ( результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования));
  • решения проблем ( результат – решённая проблема);
  • исследования  (результат – самостоятельно полученные новые знания).

Е.С. Полат [41] была разработана классификация проектов по различным типологическим признакам:

 1. по доминирующей в проекте деятельности:

− исследовательские проекты;

− творческие проекты;

− ролевые, игровые проекты;

− ознакомительно-ориентировочные или информационные проекты;

− практико-ориентированные (прикладные) проекты.

2. по предметно-содержательной области:

− монопроект (в рамках одной области знания);

− межпредметный проект.

3. по характеру  контактов:

− внутренние или региональные;

− международные.

4. по количеству участников проекта:

− индивидуальные;

− парные;

− групповые.

5. по продолжительности проекта:

− краткосрочные;

− средней продолжительности;

− долгосрочные.

Также Полат Е.С. были выделены и основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха и т.д.);
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  • использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов).

Различными исследователями разработаны разные подходы к выделению этапов проектной деятельности, а непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и, как  следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. В частности В.В. Гузеев [17] выделяет несколько этапов работы над проектом, прописывая деятельность учащихся и учителя на каждом конкретном этапе. [Приложение 1.]

Горячев А.В. предлагает иной подход и порядок работы. Он рассматривает этот процесс как  двухкомпонентную организацию проектной деятельности (работа над темой и работа над проектами):

  •   Компонент 1 - работа над темой. („Узнаём“) Учащиеся собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
  •   Компонент 2 - работа над проектами. („Делаем“) Учащиеся работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо  отношение к теме.

По завершении представляют готовые проекты. Необходимо отметить, что на начальной ступени обучения особую роль играют групповые проекты.  Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). В частности, Горячев А.В. выделяет следующие этапы проектной деятельности:

  1. выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой;
  2. выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса;
  3. поиск информации по выбранным детьми темам;
  4. завершение работы над темой – оформление найденных сведений;
  5. выбор учениками тематики и содержания своих проектов;
  6. работа над выбранными проектами;
  7. презентации проектов.

Полат Е.С. предлагает разнообразные формы проектов  для учащихся младших классов: создание  альбома, атласа; видеофильм; выставка; газета; журнальный репортаж, публикация, интервью; картина; костюм;  макет; музыкальное произведение; оформление кабинета; рекламный ролик; спектакль; социологический опрос; справочник; сценарий; телепрограмма; учебное пособие; web-сайт  и т.д.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников. Процесс работы  должен соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам, должен быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития. Начиная с первого класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

Работа над проектом в начальной школе строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления.

Если выполнение проекта проходит в режиме внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. Родители могут помочь помощь советом, информацией. Проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

         Подводя итог, можно ещё раз выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

-    исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

-    социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной      деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь);

-    оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-    информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации, каких умений не достаёт);

-    презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

-    рефлексивные («Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-    менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности).

Проектная деятельность позволяет формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – составлять план работы по выполнению проекта, т.е. формулировать задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели; разбиваться на группы (устойчивые или сменные) и работать в них; распределять роли внутри группы; определять сроки выполнения проекта; определять необходимые для реализации проекта материалы и уметь находить их; обобщать полученную информацию; представлять результат проделанной работы; уметь анализировать свою деятельность. Существуют разные подходы в определении этапов проектной деятельности, а также  функций педагога и учащихся на каждом из этапов, что даёт каждому заинтересованному учителю-куратору проекта находить свои варианты, учитывая индивидуальные особенности детей и общий уровень сформированности необходимых для участия в проекте умений учащихся.

*****

Так случилось, что мне достался «трудный класс». Что значит трудный? Просто к середине второго класса я была у них третьим классным руководителем. Детки замечательные, умные, активные, но как-то потерялись… А родителей представляете? Мягко говоря, они мне не очень-то и обрадовались… Как быть в такой ситуации, когда между родителями и мной, а следовательно и между мной и детьми (ведь, к сожалению, большинство родителей все «щекотливые школьные темы» обсуждают в присутствии детей, была воздвигнута высокая и крепкая стена? Я решила, что надо организовать общую интересную работу, которая объединила бы всех – детей, родителей и школу в моём лице. Так я опять обратилась к проектной деятельности. К счастью, опыт проектирования с младшими школьниками у меня уже был.

Я наметила для себя систему занятий на основе сменяющих друг друга видов деятельности. Эти занятия были организованы   во внеурочное время, т. к. по моему мнению, являясь продолжением знакомства учащихся с проектной деятельностью, эпизодически встречающейся младшим школьникам на уроках, такая форма работы даёт больше возможностей для обучения их проектной деятельности,

Работа состояла из нескольких этапов. Начальный этап был разработан таким образом, чтобы познакомить учащихся  с основами проектной деятельности (план работы, основные понятия). Основной этап — непосредственная разработка конкретных проектов. Заключительный этап — подведение итогов «проектного года» учащимися в форме диспута: «Понравилось заниматься проектной деятельностью? Работа над каким проектом запомнилась больше всего? Что нового узнали? Будут ли заниматься проектной деятельностью в следующем учебном году? Какие проекты хотели бы реализовать?»

        Начальный этап: знакомство учащихся с правилами работы над проектом; ознакомление с терминологией; разработка кодекса проектировщиков. Учащимся было предложено составить дома правила для работы в группе, оформить их и представить на рассмотрение класса. Эти правила зачитывались и обсуждались совместно, по результатам обсуждения был создан «Кодекс проектировщиков». Таким образом, мои ребята включили следующие пункты в свои работы:

  1.  работать дружно;
  2.  уважать чужое мнение (даже если оно совсем не совпадает с твоим);
  3.  не перебивать говорящего;
  4.  выбирать тот вариант, который больше подходит для дела, а не настаивать на своём;
  5.  доводить работу до конца (иначе подведёшь товарищей)

        Для того чтобы не запутаться в последовательности работы, совместно с учащимися учитель составляет план работы - «шаги» для осуществления любого проекта. Совместно с учащимися  учитель работает  над основными положениями такого плана, позволяя учащимся самостоятельно делать выводы  и логические заключения, объясняющие необходимость работы по заранее намеченному плану:

  1.  поставить цель;
  2.  определить задачи для достижения цели;
  3.  определить сроки и порядок выполнения этих задач;
  4.  определить кадровые и материальные ресурсы;
  5.  выявить ожидаемые проблемы и пути их решения;
  6.  определить бюджет;
  7.  определить ожидаемый полезный результат (какую пользу принесёт эта работа         тебе и другим);
  8.  продумать, как определить эффективность проекта;
  9.  провести презентацию (возможно защиту) проекта;
  10.  проанализировать проведённую работу. (Что получилось? Что не получилось? Чему новому научились?)

        На данном, подготовительном, этапе, учащиеся осваивают следующие основные понятия:

  1. План – заранее намеченная система деятельности, где есть порядок, последовательность и сроки выполнения работы.
  2. Цель – планируемый результат.
  3. Задачи – шаги для достижения поставленной цели.

        Для того, чтобы выяснить, насколько учащиеся  поняли и осознали основные положения проектной деятельности, им предлагались следующие вопросы:

  • Что нужно сделать (какие шаги необходимо наметить), чтобы осуществить любой проект?
  • Что такое ресурсы?
  • Сколько целей в проекте?
  • Сколько задач в проекте?
  • Могут ли в процессе работы добавляться новые задачи?
  • Возможно ли вносить какие-либо изменения в составленный план в процессе работы?

Основной этап включал работу над следующими проектами:

- создание календаря «Мы рисуем сказки»

- «Подарок родителям». Постановка спектакля «Снежная королева»

- Игра по станциям «Повторяем правила дорожного движения».

        Кратко приведу пример работы над нашим первым проектом.

«Создание календаря «Мы рисуем сказки»

        На первом занятии учителем была создана проблемная ситуация с помощью вопросов: «Какие хорошие рисунки вы приносите на занятия! А где вы храните свои рисунки, которые рисуете дома? А в школе? Куда вы их складываете? Некоторые из вас почему-то выбрасывают свои работы... неужели вам не жалко своего труда? А как сделать, чтобы эти рисунки сохранились? Что можно сделать из ваших рисунков, как их применить?»

        Учащиеся говорили о том, что рисунки можно дарить (но только, если они выполнены аккуратно), можно отправлять на конкурсы, украшать комнату и просто складывать в папку. Дальше немного пофантазировали о том, кто кем станет через несколько лет. Может быть, кто-нибудь из них станет очень знаменитым. Например, знаменитым художником. И тогда его первые школьные работы будут очень цениться... Как можно сохранить все рисунки? Где их можно использовать? В результате этой беседы учитель подвёл учащихся к мысли, что на основе рисунков можно сделать календарь.

        Далее учителем были заданы следующие вопросы: «Как же делаются календари? Почему одни календари очень маленькие и помещаются в карман, а другие можно листать как книгу? Какие календари есть у ребят дома? Какие там иллюстрации? Есть ли какие-то общие правила для разного вида календарей? Что обязательно должно быть у календаря, а без чего можно обойтись? Как возник календарь, кто его придумал? и т. д.»

        Учащиеся не знали ответов на  поставленные вопросы, тогда решено было составить план работы для того, чтобы не упустить важную информацию. [Приложение 2.] В последующей работе мы всегда придерживались именно такой схемы. Она удобна для работы.

Надо отметить, что в начале, при составлении плана работы (или бизнес-плана) учителю приходится работать очень активно, буквально «наталкивая» ребят на варианты решений. Естественно, что в последующих проектах такая явная активность учителя уходит, выводя работу учащихся на передний план.

        На нескольких последующих занятиях ребята озвучивали ту информацию, которую они нашли в различных источниках, а также показывали различные календари, которые принесли из дома. Учащиеся  выяснили, что бывают разные виды календарей: настольные, настенные, карманные; отрывные, состоящие из нескольких страниц с разными креплениями — на пружинах и на скрепках; ещё бывают бизнес-календари, где можно увидеть сразу три месяца... Также выяснили, что иллюстрации на страницах календаря могут быть разнообразными: это может быть реклама какой-нибудь фирмы, фотографии животных и пейзажи, фотографии автомобилей, репродукции картин и т. д.         По отзывам родителей, некоторых учащихся так увлекло желание разобраться с разными видами календарей, что они пытались собрать все календари в доме, чтобы продемонстрировать их одноклассникам.

        Ира З. предложила в нашем календаре отметить дни рождения всех одноклассников и даже выполнила всю работу по сбору необходимой информации (опрос одноклассников) и распределению этой информации по месяцам. В результате от этой идеи пришлось отказаться, т.к. такая дополнительная работа вела к заметному „удорожанию“ календаря.

        Но вот, наконец, отобраны лучшие рисунки, озвучен огромный объём информации об истории календарей, выбран эскиз будущего календаря и всё сдано в работу! (Естественно, нам помог родительский комитет, спасибо ему огромное!) Мы все в ожидании!

        Наконец календарь «прибыл» в класс и «водружён» на почётное место. Каждую перемену ребята толпятся около и снова и снова перелистывают его. Когда к нам заглядывает кто-нибудь из других классов, ему обязательно показывают нашу работу. Нам завидуют! А мои дети гордятся – ведь такого нет ни у кого в школе!

        Надо отметить, что в работе над первым проектом у меня осталось несколько человек, которые никак не хотели включаться в общую работу, но, забегая вперёд, скажу, что впоследствии работа велась уже целым классом. Увлеклись все!

На заключительном этапе мои ребята высказали всеобщее одобрение и желание продолжать творить! А я поняла, что они уже усвоили основные правила и порядок работы.

*****

В новом учебном году ко мне опять приходят первоклашки. Как заинтересовать их? Как сделать так, чтобы они подружились? Как сделать жизнь в классе интересной и яркой? Как привлечь родителей, создав у них положительное отношение к школе? Ответ на эти вопросы я знаю точно – буду заниматься со своими ребятами проектной деятельностью!

Приложение 1

Этапы работы над проектом  (по В.В. Гузееву)

Стадии работы

Содержание работы на этой стадии

Деят-ть учащихся

Деят-ть учителя

Подготовка

Определение темы и цели проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию.

Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует уч-ся. Помогает в постановке целей.

Планирование

Определение источников информации; определение способов сбора и анализа информации.

Определение способа представления результатов.

Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей.

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает идеи. Высказывает предположения.

Исследование

Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Анализ и обобщение

Анализ информации. Оформление результатов, формулировка выводов.

Анализируют информацию. Обобщают результаты.

Наблюдает, советует.

Представление
или отчёт

Формы представления отчётов: устная или письменная.

Отчитываются, обсуждают.

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Оценка результатов и эффективности процесса (рефлексия)

Участвуют в коллективном обсуждении

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников, делает предложения по качеству отчёта.

Приложение 2

План работы над проектом «Мы рисуем сказки»

Цель проекта:

Создание календаря на основе творческих работ учащихся «Мы рисуем сказки»

Бюджет: от 500 до 700 рублей за работу над календарём (сканирование и обработка рисунков, печать страниц и брошюровка)

Начало работы:

сентябрь

Окончание работы: октябрь

Ожидаемые проблемы:

необходимость получения дополнительной информации

Поиск издательской фирмы, которая занимается печатью календарей.

Отсутствие материальных средств

Пути их решения:

поиск материала в библиотеках, в интернете, в домашней литературе.

Попросить помощи у родителей. Самим изучить рекламные предложения на улицах города.

Обратиться к родительскому комитету.

Задачи

начало

окончание

1.Подготовить работы

2.Узнать историю возникновения календаря. Выяснить, какие бывают календари.

3.Выбрать лучшие работы

4.Найти фирму, которая занимается изготовлением календарей. Выяснить стоимость работ.

5.Отдать материал на печать.

6. Провести анализ работы(рефлексию)

сентябрь

сентябрь

конец сентября

сентябрь

середина октября

сентябрь

сентябрь

начало октября

до середины октября

конец октября

конец октября

Ожидаемый полезный результат:

получим новый опыт;

узнаем историю создания календаря;

создадим календарь своими руками

Ресурсы

Кадровые:

Учащиеся

Родители,знакомые, учителя

Материальные:

оплата работы по изготовлению календаря

Использованная литература:

  1.  Алябушева Г.В. Проектная  деятельность как средство развития познавательных интересов//Вестник Калининградского Юридического института МВД РОССИИ  (2)
  2.  Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников// Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 2.
  3.  Брыкова О.В.  Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий. – СПб: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» - 2007    (6)
  4.  Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  5.  Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии//Педагогическое  обозрение. - 2000. - №  4.
  6.  Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. - 2000.-  №4.
  7.  Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100»// Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 5.   (15)
  8.  Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. -  № 6.    (17)
  9.  Дубова   М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода//Начальная школа плюс До и После. - 2010.- №1.   (19)
  10.  Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.  (21)
  11.  Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. -  2004. - №4.
  12.  Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников// Начальная школа плюс До и После.- 2010.- №1
  13.  Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  14.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана-Граф, 2008.
  15.  Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых// Начальная школа. -  2008. - №5.
  16.  Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000. (40)
  17.  Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. - 2002.-  №9.   (41)
  18.  Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// Директор школы. - 1998. - № 3.   (48)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник статей "В помощь классному руководителю"

В сборнике представлены анкеты,памятки,крылатые выражения для работы с детьми и родителями....

В помощь классному руководителю

В помощь классному руководителю...

В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ЛИСТОК УСПЕШНОСТИ " МЫ ВМЕСТЕ "Прилежание.1. Я стараюсь в учебе.2. Я внимателен.3. Помогаю другим и сам обращаюсь за помощью.4. Мне нравится самообслуживание в школе и дома.МЫРОДИТЕЛИУЧИТЕЛЯ...

В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.

Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....

Проектная деятельность в работе классного руководителя в начальной школе.

Проектный метод можно применять не только на уроках, но  и во внеклассной работе. Разрешите поделиться  своими идеями по его использованию в работе классного руководителя....

доклад "Проектная деятельность в работе классного руководителя"

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осущ...

Разработки классных часов, в помощь классному руководителю.

https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/konspekty-klasnyh-chasov-dlja-2-klasa.html...