Развитие творческих способностей в начальной школе
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Максименко Елена Вячеславовна

Данная работа содержит обобщение опыта в начальной школе, рекомендации по работе над творческими проектами в рамках одного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Творчество определило открытия в науке и искусстве. Все изображения человеческой цивилизации , сами формы жизни людей тоже результат творческой деятельности. Творчество в труде –это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человеческих возможностей.

Психологические исследования показали, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к проявлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое. Считается, что художественное творчество связано с направленностью на поиск «логически возможного», в отличие от «логически необходимого», что приводит к неожиданным результатам. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание невозможно в полном отрыве от чувственного. Поэтому важное значение в процессе творчества (в любой области) имеет воображение, т.е. мысленное представление образов и оперирование им.

По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы, возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач.

Из этого следует, что перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.


   Интерес к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение. Нам нужны не просто исполнители чужой воли, а творческие люди, которые внутренне принимают стоящие перед ними задачи, со страстью и жадностью ищут, добывают, усваивают нужные знания и применяют их на практике. Иначе говоря, это люди, которые с интересом учатся и с интересом работают.

     Психологи утверждают, что познавательный творческий интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить. В связи с этим мною была поставлена цель: найти эффективные дидактические средства, способствующие развитию познавательного интереса и творческих способностей младших школьников в системе уроков «Технологии».

       При организации познавательной деятельности мною были учтены ведущие мотивы, наиболее значимые для ребенка младшего школьного возраста. Среди них я выделила: потребность ребенка в признании, в общении, в самоутверждении; интерес к новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование, труд и др.); установление, сохранение и развитие положительных взаимоотношений с взрослыми (что делает их особенно чувствительными к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, устанавливаемые ими); мотивы личных достижений, самолюбие, на основе которых у детей возникает соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучше других).

      Содержание обучения, методы и формы организации, средства и условия обучения разработаны мною за многолетний педагогический труд с позиций личностно – деятельностного и системного подходов. На основе анализа психолого-педагогической литературы и экспериментальных  данных мною был выделен комплекс педагогических условий, стимулирующих становление познавательного интереса, и с учетом этого разработан перспективный план развивающих уроков.  Моделирование содержания развивающих уроков представляет собой психодидактический подход к развитию интеллектуального потенциала школьников. В разработке уроков предусматриваю единство рациональных и эмоциональных компонентов познавательной деятельности детей.

Опыт проделанной работы позволил установить, что решающее значение в развитии и поддержании познавательных интересов имеет способ подачи новых знаний в процессе познавательных занятий. С этой целью организую совместную с детьми поисковую деятельность, а не даю знания в готовом виде, учу дутей находить истину, делать самостоятельные открытия, то есть ставлю их в такую ситуацию, когда они самостоятельно «делают открытия», в какой-то мере повторяя исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Это так естественно, потому что ребенок по своей природе исследователь. Не зря же с ранних лет он проявляет интерес к исследовательской деятельности: ломает игрушки, перекладывает, бросает предметы, многократно стучит и наблюдает, что при этом происходит. При умелом руководстве итогом такой деятельности становится развитие креативности (придумывание, вживание).

Стимулирующими творческую активность детей факторами являются:

  • создание у детей мотивации,
  • эмоциональный настрой,
  • учет желаний и интересов ребенка,
  • положительное отношение детей к занятию,
  • неоднократное эмоциональное проживание ситуаций,
  • сюжетная связанность тематики проводимых занятий,
  • создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества,
  • возможности содержательного общения, как с взрослыми, так и между детьми.

В структуре развивающих познавательных занятий учитываю триединую функцию знания, на основе которых они несут информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность). Например, наблюдая над объектом (будь то дерево, животное, неживой предмет), спрашиваю у детей о том, что это за объект, какие изменения с ним произошли и почему (предлагаю ребенку установить причинно-следственные связи); что чувствует тот или иной объект, о чем он думает, что хотел бы сказать о себе в данный момент (используя метод эмпатии и рефлексии, вызываю у детей определенные эмоции, чувства, такие как сочувствие, сопереживание, сострадание, радость и др. к данному объекту); побуждаю к деятельности, обращаясь к детям с вопросом: «Как помочь, чем порадовать, как выразить свое отношение, чтобы объекту стало лучше».

Урок состоит из следующих этапов:

  • ритуал начала урока, состоящий из двух моментов: приветствие, создание положительного микроклимата, который достигается тактильными и зрительными контактами детей друг с другом и учителем, создающими атмосферу близости и доверия друг к другу, и встреча со сказочными героями, введение в тему , создание интереса, определенной мотивационной направленности занятия;
  • интеллектуально-творческая разминка, цель которой состоит в снятии напряжения, скованности, активации мышления (своего рода «колокольчик»), получение эмоционального удовлетворения;
  • создание мотивации и постановка проблемы;
  • совместный поиск путей решения проблемы в ходе групповой дискуссии;
  • обсуждение результатов и закрепление впечатлений в деятельности (важным условием является предоставление детям возможностей для личного выбора: материала, способов изображения, содержания работы);
  • ритуал прощания: создание особого эмоционального климата, прощание со сказочными героями. Цель – оставит положительный след от урока, ведь характер последующего контакта учителя и детей во многом зависит от того, на каком эмоциональном уровне завершается взаимодействие педагога и детей.

В моей практике по созданию оптимальных условий для приобщения детей к творчеству утвердились, в частности, такие направления:

  • педагогическая деятельность учащихся: шефство учащихся средних и старших классов над учащимися младших классов в творческой комнате;
  • изобретательство и исследовательская работа;
  • углубленное изучение теоретического материала;
  • конструкторское и художественное творчество.

 В результате этой работы я увидела, что меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезло безразличие, приобретается теплота, человечность, резко возрастает сплоченность класса, дети  лучше понимают друг друга и самих себя, радуются своим успехам, успехам одноклассников, сопереживают и помогают друг другу.

При выборе методов работы с детьми я должна хорошо представлять себе уровень технического мышления каждого ученика, развития его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.

Для этого использую шкалу, отражающую 5 уровней творческой подготовленности учащихся:

           1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

           2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменением в предъявленную техническую документацию или отдельную схему.

             3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

            4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предъявленной учителем) и его изготовление.

             5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

        Важно отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности использую не для оценки творческого потенциала школьника, а для учета возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения учащихся в творческий процесс.

В настоящее время определен ряд эффективных методов и приемов развития творческих способностей учащихся, к которым относят:

  • конструирование (моделирование) изделия
  • манипулятивное конструирование
  • применение документации с сокращенными данными творческих задач
  • выполнение творческих заданий
  • повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций
  • мысленный эксперимент
  • поиск и устранение неисправностей изделия

Используя в своей работе метод конструирования, я увидела, что у детей развивается пространственное воображение и восприятие, техническое мышление, конструкторская смекалка, ручная ловкость, умение оперировать имеющиеся знания. Ребята выдвигают творческое применение знаний на практике.

Широко использую в организации  творчества детей метод манипулятивного конструирования (конструирование объектов при помощи различного вида «конструкторов»). Этот метод позволяет устанавливать взаимосвязи, проводить анализы работы деталей, узлов и всего изделия.

Развитию творческого мышления детей способствуют такие методы как применение технической документации с сокращенными данными. Учащимся предлагаю документацию (чертеж, схема, технологическая карта) , в которой отсутствуют определенные элементы – их требуется найти. После нахождения этих элементов ученик выбирает рациональный путь изготовления изделия, вносит необходимые изменения в техническую документацию.

В своей работе также использую метод решения творческий задач. Это позволяет ребятам самостоятельно определять способы решения, искать и находить закономерности, ранее неизвестные, но необходимые при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы. В результате работы я увидела, что метод решения творческих задач формирует у детей интерес к познанию субъективного нового, побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшения размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, узла или части устройства более эффективными, улучшению внешнего оформления готового объекта) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработки изготавливаемого изделия. Такие задания предлагаю учащимся на этапе изготовления объекта.

Большое значение в развитии творческого мышления учащиеся имеют беседы, чтение научных статей, вовлечение учащихся в коллективное обсуждение научных проблем и обмен информации в связи с поисковой деятельностью.

После прохождения курсов «Проектирование инновационной деятельности в реализации приоритетных направлений развития образования » ввела в практику работы метод творческих проектов. Считаю, что проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное исскуство, математика, история. Включение школьников в проектную деятельность и для меня, и для учеников – явление новое. Чтобы не было трудностей, боязни сделать что-то не так, использую в проектной деятельности бригадно-лабораторный метод.

Девиз нашей проектной деятельности: «Спорить, заблуждаться, ошибаться, размышлять, и хотя и криво, да самим!»    

«Лошарик»

                     

 

Создавая  проект, ребята пользуются не только моей помощью, но и обращаются к  разработанному мною так называемому «Лошарику». Каждый шарик, которого помогает детям определить проблему проекта, выбрать инструменты, материалы для создания проекта и т.д. Таких шариков у «Лошарика» - 22.

Не менее популярна у ребят в проектной деятельности и «Звездочка обдумывания». Так, например, используя «Звездочку обдумывания», мы провели конкурс на лучший проект кормушки для птиц.

«Звездочка обдумывания»

В рамках этого конкурса ребята проявили заинтересованность и азарт в победе. Я наблюдала необыкновенный всплеск творческой активности у ребят. Кормушки получились оригинальные, необычные. Трудно было выбрать самую лучшую работу. Ребята предложили не выбирать победителя, а объявить все  кормушки замечательными! И мы дружно повесили их в школьной аллее.

Творчество детей проявляется в работах, которые записываются в книгу творческих достижений «Самоделкин». Это самостоятельные и творческие работы школьников, выполненные не только на уроках, но и сверх учебной программы. Наряду с общими данными об ученике отвожу несколько страниц для своеобразной ведомости учета работы.

Разделы науки, техники, искусства

Название работы

дата

Ф.И.ученика, класс

Характеристика ученика, проявившего свои склоннос-ти и способности в той или иной деятельности

К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким. Творческие работы, выполненные на уроках , выставляются в классе, школе, а наилучшие – участвуют в городских выставках по декоритивно-прикладному творчеству и техническому моделированию.  Ко дню учителя в нашей школе был проведен конкурс букетов под названием «Созвездие букетов - созвездие учителей!». Лучшие работы были отправлены на городской конкурс. Мои воспитанники-ученики 1 класса получили грамоты за 2 и 3 место.

Предмет «Технология» для большинства учащихся является самым любимым предметом школьной программы. Так приятно слышать от детей, когда они приходят и говорят: «Как мы соскучились по «Технологии», или «Продолжались бы эти уроки не 1-2 часа, а 6 часов!»

Работая над проблемой «Развитие творческих способностей на уроках «Технологии» в начальной школе», я не останавливаюсь на достигнутом, стараюсь находить что-то новое, эффективное, а главное - интересное для ребят. При этом я многому учусь у своих учеников, глядя на их творчество, делаю для себя радостные и приятные открытия. И самой великой для себя наградой за свой труд считаю искренние улыбки ребят и их теплое сердечное спасибо по окончании наших занятий.

Список литературы

  1. Андрианов П.Н., Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М., 1986.
  2. Баженова И.Н., Педагогический поиск. Третье издание. – М., 1990.
  3. Журнал «Начальная школа», №7 2008г. Развитие творческих способностей в ходе работы с бумагой.
  4. Сорокина Т.В., Воспитание школьников во вне учебное время. – М., 1980.
  5.  Тимошин Е.Б., Воспитание в труде. – С-П., 1985
  6.  Шевченко И.А., Техническое творчество на уроках труда. – М., 1997.
  7. П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев «Связь трудового обучения с основами наук» Москва «Просвещение» 1994 г.
  8. В.В. Дьяченко «Сотрудничество в обучении» М., «Просвещение» 1991 г.
  9. Н.Н. Дьяченко «Профессиональное воспитание молодежи» М., Высшая школа 1988 г.
  10. Журнал «Школа и производство» 2000 г. № 5-7.
  11. В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин «Межпредметные связи» М., Педагогика 1997 г.
  12. Л.П. Шило «Соединение трудовое обучения и воспитания учащихся с производительным трудом» Москва, Просвещение 1996 г.
  13. Н.Е. Щуркова «Когда урок воспитывает», Москва, Педагогика 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие  способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы имеет огромное значение в современном обучении. Каждый ученик - индивид. У каждого свои способности, которые учитель должен увидеть и работать...

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы.

       Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефо...

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 1.

Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 2.

Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....