Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка
статья по теме

Белоусова Светлана Вениаминовна

Комплексное  интеллектуальное  развитие  младшего  школьника  на  уроках  русского  языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intelektualnoe_razvitie_otchet2009g.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Комплексное  интеллектуальное  развитие  младшего  школьника  на  уроках  русского  языка.

Общепризнано,  что  традиционная  система  обучения  более  ориентирована  на  передачу  знаний  ребёнку  и  сравнительно  мало  внимания  уделяет  развитию  его  способностей,  интеллекта,  творческих  задатков.  В  тоже  время  в  ней  заложены  огромные  развивающие  возможности.  Предлагаемая  методика  обеспечивает  комплексное  интеллектуальное  развитие  младших  школьников.  В  силу  того,  что  она  предусматривает  определённые  изменения  по  сравнению  с  традиционной  системой  в  содержании  и  организации  процесса  обучения,  можно  говорить  о  системе  комплексного  интеллектуального  развития  младшего  школьника  на  уроках  русского  языка.  В  основу  предлагаемой  системы  положено  представление  об  интеллекте  как  о  совокупности  определённых  качеств  индивида,  обеспечивающих  его  способность  к  мыслительной  деятельности.  К  такого  качествам  относятся  способность  к  анализу,  синтезу,  обобщению  и  абстрагированию,  наличие  которых  означает,  что  интеллект  обладает  достаточной  гибкостью  мышления  и  творческим  потенциалом;  способность  к  логическому  мышлению,  проявляющаяся  умение видеть  причинно – следственные  связи  между  событиями  и  явлениями  реального  мира,  устанавливать  их  последовательность  во  времени  и  пространстве:  абстрактное  мышление;  а  также  восприятие,  внимание,  память,  воображение,  речь  индивида.  С  качествами  развитого  интеллекта  органически  сочетается  такой  его  компонент,  как  эрудиция,  представляющая  собой  определённую  сумму  знаний  из  различных  областей  науки  и  искусства.  Развитие  интеллекта  предполагает  формирование,  эволюцию  и  совершенствование  его  важнейших  качеств.  По  современным  психологическим  представлениям,  интенсивное  развитие  интеллекта  происходит  главным  образом  на  ранних  этапах  становления  личности.  Согласно  получившей  распространение  точке  зрения  к  шести  годам  это  развитие  осуществляется  более  чем  на  треть,  к  восьми – наполовину,  а  к  двенадцати  годам – на  три  четверти.  Некоторые  авторы  называют  ещё  более  ранние  сроки  и  соответственно  ещё  большую  роль  детства,  младших  школьных  лет  в  общем  умственном  развитии.  В  настоящее  время  большинство  исследователей  сходятся  во  мнении,  что  оптимальным  периодом  становления  и  развития  интеллекта  является  дошкольный  и  особенно  младший  возраст.  Такое  же  признание  в  научных  исследованиях  последних  лет  получил  вывод  о  том,  каждой  возрастной  ступени  ребёнка  присуща  своя,  не  свойственная  ни  предыдущим,  ни  последующим  возрастам  готовность  к  развитию  тех  или  иных  сторон  интеллекта.  Данная  готовность  задаётся  наличием  определённых  физиологических  и  психологических  предпосылок,  способных  обеспечить  высокий  результат  при  взаимодействии  с  благоприятными  педагогическими  условиями.  

  В  младшем  школьном  возрасте  первостепенное  значение  среди  них  имеет  возрастная  чувствительность.  С  течением  времени  уровень  и  направленность  возрастной  чувствительности  меняются.  Ребёнок  становится  более  чутким  к  одним  воздействиям  и  сторонам  действительности  и  менее  чутким  к  другим.  Данное  обстоятельство  объясняется  тем,  что  внутренние  благоприятные  условия,  необходимые  для  становления  и  совершенствования  конкретных  интеллектуальных  качеств  индивида,  возникают  в  определённый  период  развития  организма  растущего  человека  и  функционируют  в  течение органического  количества  времени.  Аналогичным  образом  обстоит  дело  с  развитием  воспитания,  внимания,  овладением  формами  мышления:  наглядно – образного,  наглядно – действенного,  словесно  логического.  Многочисленными  наблюдениями  педагогов  и  исследованиями  психологов  убедительно  доказано,  что  ребёнок,  не  овладевший  приёмами  мыслительной  деятельности  в  начальных  классах  школы,  в  среднем  звене  неизбежно  переходит  в  разряд  неуспевающих.  Предпосылкой  большой  значимости  является  умственная  активность  младших  школьников.  Всем  здоровым  детям  этого  возраста  присуща  потребность  в  умственных  усилиях  и  впечатлениях.  Этого  требует  их  быстро  развивающийся,  созревающий  мозг.  Высокая  умственная  активность  в  процессе  обучения  стимулируется  новизной  и  определённой  степенью  трудности  умственной  работы,  нетрадиционными  подходами  к  привычным  видам  для  учебной  деятельности.

К  числу  важных  предпосылок  успешного  интеллектуального  развития  детей  младшего  школьного  возраста  следует  отнести  их  наивно-игровое  отношение  к  окружающему  миру.  Оно  позволяет  им  без  болезненно,  не  боясь  трудностей,  на  определённом  эмоциональном  подъёме  постигать  жизнь  и  быть  её  непосредственными  участниками.  Умело  используемое  родителями  и  педагогами,  это  естественное  детское  качество  необозримо  расширяет  горизонт  для  тренировки  формальной  стороны  мышления.  Наконец,  детские  годы  характеризуются  лёгкостью  привыкания  к  необычному,  подвижностью  воображения.  Новизна  воспринимаемого,  игры,  занятия,  упражнения,  опирающиеся  на  воображение,  стимулируют  развитие  у  ребёнка  интуиции,  наблюдательности  и  соответственно  развивают  эти  качества.  Рассмотренные  предпосылки  свидетельствуют  о  том,  что  именно  младший  школьный  возраст  является  наиболее  важным,  а  с  точки  зрения  ряда  качеств  личности  единственно  возможным  периодом  эффективного  развития  интеллекта.

Система  комплексного  интеллектуального  развития  предусматривает  такое  осуществление  учебного  процесса,  при  котором  на  каждом  структурном  этапе  урока  русского  языка  в  ходе  изучения  лингвистического  материала  и  на  его  базе  одновременно  формируется  и  совершенствуется  целый  ряд  интеллектуальных  качеств  личности.  Достигается  это  посредством  внесения  определённых  изменений,  по  сравнению  с  традиционной  системой,  в  содержание  и  организацию  процесса  обучения.  Изменение  содержания  в  новой  системе  можно  назвать  обогащением  учебного  материала.  Оно  осуществляется  за  счёт:

а)  введения  дополнительной  лексики  во  время  словарно – орфографической  работы,  закрепления,  повторения  и  обобщения  изученного;

б)  увеличения  масштаба  использования  пословиц,  поговорок,  фразеологических  оборотов  на  разных  этапах  работы;

в)  расширения  объёма  работы  с  понятиями  и  терминами;

г)  широкого  включения  в  содержание  уроков  различных  видов  текстов  воспитывающее – познавательного  характера.

Обновлённое  содержание  обучения  способствует  расширению  кругозора  учащихся,  их  знаний  об  окружающем  мире,  углубляет  эти  знания  и  представления,  благоприятствует  развитию  ребёнка  как  личности,  активизирует  умственную  деятельность  детей,  даёт  возможность  плодотворно  использовать  особенности  младшего  школьного  возраста  для  полноценного  развития  речевых  способностей  учащихся.

Более  значительные  изменения  предусматриваются  в  организации  процесса  обучения  русскому  языку.

К  числу  организационных  изменений,  обеспечивающих  интеллектуальную  активность  школьников,  относятся: реализация  ряда  новых  принципов  проведения  уроков; введение  нового  этапа  урока  русского  языка  в  1  классе;  существенное  изменение  методики  проведения  каждого  структурного  этапа,  урока  русского  языка  во  всех  классах  начальной  школы.  Наиболее  важными  принципами,  которые,  наряду  с  общепринятыми,  кладутся  в  основу  организации  учебного  процесса,  являются  следующие:

1.  Принцип  разностороннего  развивающего  воздействия  на  интеллект  ребёнка.

2.  Принцип  действенного  подхода  к  обучению.

3.  Принцип  обоснованного  ответа.

4.  Условием  эффективной  реализации  трёх  вышеперечисленных  принципов  является  опора  на  принцип  сотрудничества,  делового  партнёрства  учителя  и  учащихся.

Для  реализации  системы  комплексного  индивидуального  развития  младших  школьников  используются  традиционные  типы  уроков  с  сохранением  всех  их  основных  этапов.  Однако  существенно  меняется  методика  проведения  каждого  этапа  урока,  а  в  первом  классе  вводится  новый  этап – мобилизующий.  На  минутке  чистописания  изменения  претерпели  его  структура  и  методика  проведения.  Что  касается  структуры,  то  в  ней  выделяются  две  фазы:  подготовительная  и  исполнительная.  В  подготовительной  фазе,  в  свою  очередь,  выделяются  две  части:  1)определение  и  формулирование  учащимися  темы  минутки  чистописания;  2)формулирование  детьми  плана  предстоящих  действий  по  написанию  букв  и  их  элементов.

На  первой  части  подготовительной  фазы  учащиеся  с  помощью  специально  разработанных  приёмов  самостоятельно  определяют  букву  (буквы),  предназначенную  (предназначенные)  для  письма.  Все  приёмы  так  или  иначе  связаны  с  изучаемым  учебным  материалом.  От  урока  к  уроку  они  меняются,  постепенно  усложняются,  увеличивается  их  развивающее  воздействие.  Примеры  таких  приёмов:

Внимательно  посмотрите  на  ряд  букв:  т, п, к, е, н.  Скажите,  какую  букву  мы  будем  сегодня  писать  на  минутке  чистописания?  В  этом  ряду  она  лишняя.

  1. На  минутке  чистописания  мы  будем  писать  букву,  которая  является  следующей  в  этом  ряду: О, Д, Т, Ч, П…  Какая  это  буква?  Обоснуйте  свой  ответ.
  2. 3)  Прочитайте  написанные  на  доске  слова:  бумага,  гиря,  ряд.  Определите,  какую  букву  мы  будем  писать  на  минутке  чистописания.  Она  обозначает  звонкий  парный  мягкий  согласный  звук.  Какая, это  буква,  и  в  каком  слове  она  находится?
  3. Прочитайте  написанные  слова:  выкопал,  налетают,  стемнеет.  Определите  букву,  которую  мы  будем  писать  на  минутке  чистописания.  Она  находится  в  приставке  глагола    настоящего  времени  и  обозначает  непарный  звонкий  твёрдый  звук.  Какая  это  буква?  В  каком  слове  она  находится?  И  т. д.

Учащиеся,  мобилизуя  внимание,  наблюдательность,  сообразительность,  анализируя  ситуацию,  выявляют  искомую  букву  (буквы)  и  дают  полный  обоснованный  ответ,  одновременно  формируя  тему  минутки  чистописания.

Для  проведения  второй  части  подготовительной  фазы  учитель  пишет  на  доске  цепочку  букв (или  букв  и  их  элементов),  для  каждого  урока  составленную  по  новому  принципу,  и  предлагает  детям  очередное  задание:  «Определите  порядок  следования  букв  (или  букв  и  их  элементов)  в  этом  ряду.  Учащиеся  объясняют.

В  результате  во  время  минутки  чистописания  учащиеся  не  только  совершенствуют  свой  графический  навык,  но  развивают  сосредоточенность,  объём,  распределение  внимания,  мышление,  сообразительность,  наблюдательность,  речевые  аналитико-синтетические  способности.  Эффективное  стимулирование  интеллектуального  развития  на  уроках  русского  языка  в  значительной  мере  обеспечивается  за  счёт  расширения  сферы  использования  поисковых,  частично-поисковых,  проблемных  методов  изучения  нового  учебного  материала. Например,  при  изучении  темы  «Большая  буква  в  именах,  отчествах,  фамилиях  людей»  поиск-рассуждение  может  быть  построен  следующим  образом.  Учитель  пишет  на  доске  два  предложения: »Надя  Сергеева,  Олег  Серов,  Оля  Руднева  готовили  клумбу  к  посадке  цветов.  К  ним  подошла  учительница  Светлана  Петровна».

Учитель  даёт  детям  задание:

- Внимательно  прочитайте  предложения.  Назовите  написанные,  в  них,  имена.  (Надя,  Олег,  Оля,  Светлана.)  С  какой  буквы  написаны  имена  людей  в  предложениях?  (Имена  людей  написаны  с  большой  буквы.)

Прочитайте  имеющееся  в  одном  из  предложений  отчество. (Петровна.)          

Как,  написано  отчество?  (Отчество  написано  с  большой  буквы.)

Найдите  и  прочитайте  написанные  в  предложениях  фамилии. ( Сергеева,  Серов,  Руднева.)  Как,  написаны  фамилии  людей?  (Фамилии  написаны  с  большой  буквы.)  Сформулируйте  правило,  в  порядке  нашего  рассуждения.  (Имена,  отчества,  фамилии  людей  пишутся  с  большой  буквы.)

На  этапе  урока,  который  посвящён  закреплению  изученного  материала,  существует  возможность  целенаправленно  формировать  определённые  наборы  (комплексы)  интеллектуальных  качеств  и  умений  учащихся  путём  специфического  подбора  и  компоновки  языкового  материала  в  лексико – орфографических  упражнений.  Каждый  конкретный  тип  задания  направлен  на  совершенствование  того  или  иного  комплекса  интеллектуальных  качеств.  Таких  комплексов  в  системе  более  ста.  Рассмотрим  некоторые  из  них.

Формируемый  комплекс  качеств  и  умений  (вариант 1):  наблюдательность,  внимание,  речевые  способности,  умение  сосредотачиваться  на  нужном  объекте,  а  осуществлять  операции  сравнения  и  сопоставления.  Пример  задания,  осуществляемого  в  рамках  темы  «Большая  буква  в  именах,  отчествах,  фамилиях  людей»:  «Внимательно  прочитайте  слова  в  левом  и  правом  столбиках.  Напишите  в  строчку  слова,  которых  нет  в  правом  столбике,  найдите  среди  них »лишне».  Ответ  обоснуйте».

(М, м)  аршак                            (М, м)  ихаил

(П, п)  оэт                                  (А, а)  гния

(Б, б)  арто                                 (П, п)  оэт

(А, а)  лексей                             (С, с)  уриков

(Р, р)  епин                                 (И, и)  ванов

             Формируемый  комплекс  (вариант  2):

Внимание,  аналитико – синтетические   способности,  речь,  умение  выделять  существенные  и  несущественные  признаки  предметов.  Пример  задания,  осуществляемого  в  рамках  темы  «Слова,  которые  обозначают  признаки  предметов»:  «Установите,  какая  имеется  связь  между  словами  в  левой  части.  В  соответствии  с  ней  составьте  пару  в  правой  части,  выбрав  одно  из  четырёх  слов,  находящихся  в  скобках;  ответ  обоснуйте.  Определите,  какие  признаки  обозначают  слова,  отвечающие  на  вопросы  какой?  какая?  какое?»

         а) клюква  кислая;  мёд  (полезный,  лечебный,  сладкий,  майский);

         б) стул  деревянный;  игла  (острая,  тонкая,  короткая,  стальная).

Формируемый  комплекс  (вариант  3):  внимание,  сообразительность,  аналитико – синтетические  способности,  речь,  умение  логически  мыслить.  Пример  задания,  осуществляемого  при  изучении  темы  «Слова,  обозначающие  действия  предметов»:  «Напишите  слова  каждой  строки  в  последовательности,  отражающий  порядок  действий;  ответ  обоснуй.

Найдите  общее  и  различие  в словах  обоих  рядов»:

        а) убежал,  испугался,  увидел;

        б) читает,  открывает,  закрывает.

Формируемый  комплекс  (вариант  4):  мышление,  внимание,  смысловая  память,  умение  быть  сосредоточенным.  Пример  задания,  выполняемого  при  изучении  темы  «Ударные  и  безударные  гласные»:  внимательно  прочитайте  написанные  на  доске  пары  слов,  постарайтесь  их  запомнить  (через 1-2 минуты  после  предъявления  учитель  стирает  вторые  слова  каждой  пары)  Ориентируясь  на  первое  слово  каждой  пары,  запишите  в  столбик  по  памяти  вторые  слова.  Подберите  к  ним  проверочные  слова  и  напишите  их;  орфограммы  подчеркните».

    Мост,  река,  гвоздь,  доска,  лес,  грибы,  шум,  вода,  рой,  пчела,  больница,  врачи.

Формируемый  комплекс  (вариант  5):  абстрактное  мышление,  сосредоточенность  внимания,  оперативная  память,  аналитико – синтетические  способности,  речь.  Пример  задания,  выполняемого  при  изучении  темы  «Предлоги»:  «Напишите  в  строчку  имена  существительные  с  предлогами,  ориентируясь  на  следующие  клетки:  

а) 1, 3, 4, 7, 8, 9;  б) 12, 14, 15, 18».  

       

           

Имя  сущ.

в

на

под

от

без

с

над

к

из

стол

1

2

3

4

5

6

7

8

9

книга

10

11

12

13

14

15

16

17

18

В  процессе выполнения  упражнений  комплексного характера  у  учащихся  не  только в  максимальной степени  активизируется речевая  деятельность. Но  при  этом  формируется речь  доказательная,  аргументированная,  логичная. Вместе  с  ней  развиваются  другие  важнейшие   интеллектуальные  качества  детей.

Творческий  отчет  январь  2009года.