7 принципов успешного обучения.
статья по теме

Некрасова Ирина Николаевна

Педагогические принципы обучения. Правила и требования к применению, рекомендации для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Принципы обучения.25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 г. Азова   Ростовской области

Доклад

на тему:

«7  принципов  успешного  обучения».

Подготовила учитель начальных классов:

Некрасова Ирина Николаевна.

г. Азов

2012 г.

Принципы   обучения.

 Научность.

Наука играет очень большую роль в жизни каждого человека, так как именно научные знания, проверенные практикой, дают верное представление об объективной действительности.  Принцип   научности   обучения  требует формирования у обучаемых системы научных знаний, оказывающих непосредственное влияние на развитие личности ученика в целом  и  на характер его мыслительной деятельности в частности. Для реализации этого принципа необходимо представить учащимся системные взаимосвязи внутри конкретного предмета, что обеспечит прочную основу для овладения новыми научными понятиями.

Требования:

— учебный материал должен содержать подтвержденные научные факты и знания;

— в процессе обучения следует использовать только принятые в науке термины;

— преподаватель не должен в процессе обучения пользоваться устаревшими и жаргонными терминами;

— каждое нововведенное научное понятие должно систематически повторяться.

Последовательность и систематичность.

— формирование системных научных знаний может быть достигнуто благодаря организации непрерывного, последовательного  и  управляемого учебного процесса, который строится с учетом логики подачи учебного материала  и  познавательными возможностями учащихся;

— сохранение научных знаний возможно только при их постоянном применении на практике;

— отсутствие логического мышления даже при большом количестве научных знаний приводит к постоянным затруднениям в мыслительной деятельности. В организационном плане  обучение  с учетом этого  принципа  строится на основе правил цикличности  и  концентричности, что подразумевает отражение учебного материала в сознании обучаемого как целостной системы взаимосвязанных знаний и умений.

Правила.

Содержание учебного материала должно быть разбито на логически завершенные отрезки, которые изучаются последовательно, без больших перерывов, так как четкая система полученных знаний может предотвратить их забывание.

В процессе подачи материала необходимо применять различные способы усвоения материала, сферу чувств и эмоций, что предполагает в обязательном порядке использование наглядности, ярких фактов из жизни и литературы.

Важно показать взаимосвязь учебного предмета с другими областями знаний.

Необходимо вырабатывать четкие представления о развитии данной науки в историческом контексте.

Требования:

— установление объекта  и  предмета научной теории;

— изложение ее оснований  и  раскрытие инструментария;

— объяснение следствий теории  и  границ ее применения.

 

Доступность.

В основе  принципа   доступности  лежат классические правила, сформулированные еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Говоря другими словами, в процессе реализации данного  принципа  необходимо опираться на преемственность, последовательность  и  постепенность  обучения , так как недостаточный уровень подготовки учащихся на предыдущем этапе обучения может стать причиной поверхностности знаний, полученных на настоящем и последующих этапах.

Требования:

— доступным, то есть основывался на имеющихся у обучаемых знаниях и их жизненном опыте

— достаточным, то есть помогал выявить достигнутый уровень развития обучаемых, способствовал их переходу на более глубокий уровень развития или создавал заметные предпосылки для такого перехода

Правила.

Необходимо учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития, их уровень подготовки.

При организации обучения важно устанавливать оптимальный темп обучения в соответствии с учетом предыдущего опыта и конкретных условий.

Любой материал должен быть усвоен учащимися не на уровне отражения, а на уровне понимания. С этой целью при обучении нужно использовать такие способы подачи материала, как аналогия, сравнение, сопоставление, противопоставление.

На начальном этапе необходимо ограничиваться минимальным набором самых необходимых знаний, но добиваться их полного усвоения.

Нельзя ставить знак равенства между  доступностью  и простотой, элементарностью обучения. Обучение становится доступным лишь в результате постоянной интенсивной мыслительной деятельности учащихся. Задача учителя – помочь ученикам усвоить сложные моменты с помощью простых для понимания примеров.

Наглядность.

Необходимо помнить, что наглядность не сводится к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления

Правила.

Ни один из видов наглядных пособий, направленных на различные виды восприятия (зрительные, слуховые, осязательные и др.) не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Часто возникает необходимость использования одновременно нескольких видов наглядных средств при изучении одних и тех же вопросов.

Очень важен творческий подход учителя. Так, к примеру, использование наглядности не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций позволяет организовать успешную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

Не следует перенасыщать занятие большим количеством наглядности, так как это мешает сосредоточиться и активизировать абстрактное мышление, что препятствует пониманию сущности всеобщих закономерностей. Наглядность должна служить лишь толчком для развития отвлеченного мышления учащихся.

При использовании наглядности необходимо учитывать возраст и уровень развития учащихся, так как в старших классах предпочтительнее использование символической наглядности, а не предметной.

Наглядные пособия эффективны только в сочетании со словом учителя. Существуют разные способы сочетания слова и наглядности:

— сообщение сведений об объектах и явлениях, а затем подтверждение правдивости своей информации с помощью наглядных пособий;

— приобретение учащимися знаний в процессе непосредственного наблюдения под руководством учителя.

Сознательность и активность.

Данный принцип успешного обучения напрямую связан с проблемой мотивации, так как поведение и деятельность человека, его сознательное отношение к учению побуждаются, направляются и регулируются мотивацией. Именно потребности человека являются источником его активности. Сознательно усвоенные знания являются наиболее прочными. При этом сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций.

Правила.

Интерес, причем не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения.

Формирование четких мотивов и целей учебной деятельности требует от учителя знания потребностей каждого ученика.

Постоянный анализ своей деятельности способствует сознательности и активности учащихся.

Постановка перед учащимися проблемных задач должна исключать каких-либо механических действий, так как важным свойством сознательности является понимание учащимся того, что он делает.

Сознательность и активность лучше вырабатывается в процессе самостоятельной работы. 6. Чем четче учащиеся понимают цели и задачи предстоящей работы, тем выше уровень их мотивации и, соответственно, сознательности и активности. 7. Необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы усвоение последующего материала было затруднено без достаточного усвоения предыдущего, так как наличие логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями является существенным признаком сознательности обучения. 8. Достижение понимания учащимися внутренней сущности предметов и явлений, а также взаимосвязи изучаемого материала с требованиями реальной практики значительно повышает уровень их сознательности и активности. 9. Обязательным элементом процесса обучения должны стать самоконтроль и самооценка.

 

Прочность умений и навыков.

Умение воспользоваться тем, чем располагает память.

Положения.

Необходимо контролировать процесс восприятия учащимся того или иного предмета или явления, так как лучше запоминается сознательно усвоенный и хорошо осмысленный материал.

Логика подачи материала, так как только системные знания могут обладать высокой степенью прочности.

Парадоксальным является тот факт, что наибольший процент потери информации происходит сразу после изучения материала. Поэтому на прочность знаний на первом этапе влияет частота и время повторений.

Повторение необходимо подавать учащимся один и тот же материал с различных точек зрения.

Постоянная связь изучаемого учебного материала с практической деятельностью.

Индивидуализация.

Индивидуальный подход – это поиск и использование форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося для достижения целей обучения. Построение процесса требует постоянного учета особенностей мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные общеметодические принципы организации обучения иностранным языкам.

Принципы обучения иностранным языкамПринцип (от латинского слова principium– основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее...

Обучение геометрии в начальной школе. Диагностика успешности обучения в 1 классе.

Обучение геометрии в начальной школе.Диагностика успешности обучения в 1 классе.Содержание инструкций и заданий, предлагаемыхдля групповой работы....

«Реализация принципов развивающего обучения в работе по УМК «Перспективная начальная школа».

Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие учащихся в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций и ситуаций учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач, учеб...

Статья «Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины - один из принципов развивающего обучения в начальной школе»

Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования  практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритето...

Формирование успешной мотивации, побуждающей обучающихся к успешному обучению

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания....