Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы
статья (2 класс) на тему

Кудинова Анна Алексеевна

Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника  как центральную фигуру образовательного процесса, создаёт неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивает развитие у каждого школьника собственной траектории развития: внимания, восприятия, воображения, мышления, что так необходимо для успешного обучения в массовой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kudinova_a.a._ossh_58.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы.

Кудинова А.А., ОСШ №58

 учитель начальных классов

Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею.

В своей работе я удачно использую следующие компьютерные программы:  Mc Word используется мною для создания дидактических материалов, работа в Internet  Explorer позволяет мне и моим ученикам находить и извлекать нужную информацию и использовать её для создания презентаций, написания рефератов и сообщений. Но чаще всего в своей работе  использую программу POWER POINT. При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я  конструирую любые уроки в соответствии со своими  потребностями и логикой построения конкретного урока. Подача материала за счёт звука и движения становится наглядной.

  • Его красочность  создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей.
  • За счёт  размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок  видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку.
  • Происходит ускорение темпа урока на 10% - 15%.

Компьютер используется мною на всех этапах обучения.

На этапе объяснения нового материала мне оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала компьютерная техника. Проецируя картины, фотографии, печатный материал через мультимедиапроектор на большой экран, я вижу, как дети воспринимают этот материал с большим интересом, могу акцентировать внимание детей на деталях, чем добиваюсь лучшего усвоения нового материала.

   При самостоятельной работе весьма эффективно  использование как  DVD/CD дисков, которые представляют довольно богатый учебный материал, так и учебных игр. Они помогают привлечь внимание детей, вызвать интерес к учебной деятельности.

На этапе обобщения и закрепления материала я удачно использую компьютерные кроссворды, тесты, тренажёры и игры.

Так, например, на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира  я использую одну из активных форм работы с учащимися «Своя игра», содержание которой я разрабатываю сама.

Материал для этой игры подбираю в соответствии с предметом и возрастом детей.

Игра включает в себя 4 темы. Каждая тема разбита на вопросы разной сложности. Предлагаются варианты ответов, один из которых должны выбрать участники.

Убеждена, что на уроках математики  игра развивает вычислительные навыки,  на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.

Очень важно, что игра позволяет организовать работу учащихся как в группах, так индивидуально. О том, как разрабатываются такие игры, я делюсь опытом с учителями нашей и других  школ..

На своих уроках я использую и другие игры. Таблица умножения запоминается детьми без особых трудностей и психологических нагрузок с помощью мультимедийной игры «Башня знаний», а приобрести навыки устного счёта и решения задач дети могут в ходе игры «На планете чисел».

На уроках русского языка компьютер  использую для развития орфографической зоркости и грамотности. Во время словарной работы применяю слайды интерактивной доски с различными заданиями:

1.Отгадайте слово по гласным: Я-о-а, -ая- ( ягода, заяц)

2.Словарные слова даны в картинках: карандаш, лопата и т.д.

3.Словарный диктант в загадках

4. Кроссворды со словарными словами.

  Контроль знаний также осуществляю с помощью ПК. Для этого использую электронные сборники тестов, которые предоставляют широкие возможности для самоконтроля, позволяет быстро и качественно проверить знания детей по любой теме из курса русского языка и математики.

Созданные мультимедийные презентации позволяют реализовать следующие цели:

  1. стимулировать познавательный интерес;
  2. придавать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
  3. во многом способствовать обновлению содержательной стороны школьных предметов;
  4. развивать самостоятельность учащихся.

 Использование ИКТ в процессе обучения создаёт неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивает развитие у каждого школьника собственной траектории развития: внимания, восприятия, воображения, мышления, что так необходимо для успешного обучения в массовой школе.

Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу: беседы, праздники, внеклассные мероприятия, родительские собрания. Используя ИКТ мы занимаемся проектной деятельностью. Этот вид работы начали с первого класса. Вначале это были маленькие работы  по  заданной теме. В третьем классе были представлены на суд одноклассников , родителей, учителей  проекты : «Моя семья», « Здоровое питание», «Деревья», «Динозавры». Проектная деятельность способствует:  раскрытию индивидуального потенциала, поиску нестандартных оригинальных решений, принятию самостоятельных решений, Учит: работать в команде, терпимо относиться к критике, быть толерантным.

Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Родители отмечают у детей  стремление больше читать и писать. Очень высока познавательная активность детей. Моих учеников отличает самостоятельность, умение слушать. Это вы можете увидеть на диаграммах, которые составлены по результатам диагностики проведённой нашим школьным психологом.

Внимание                                                Память

        

Уровень развития познавательных психических процессов учащихся.

Литература:

  1. Ковалева А.Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе, 2006;
  2. Бурлакова А.А. Компьютер на уроках в начальной школе //Нач. школа.-2007.-№7.-с.30-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

План работы творческой группы «Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы».

План и график проведения заседаний творческой группы«Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы»....

Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10

Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10 г. Батайска...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы....

Интеграция обучения как средство повышения компетенции учащихся в образовательном процессе начальной школы

Цель мастер – класса – создать условия для профессионального самосовершествования учителя....

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы"

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы (на примере урока по окружающему миру в 4 классе "Зона лесов")&qu...