Внедрение технологии проблемного обучения в рамках образовательной системы «Школа 2100»
статья по теме

Архипова Светлана Васильевна

Начиная работать по УМК "Школа 2100" , учитель сталкивается  с необходимостью применять в своей деятельности технологию проблемного обучения, которая является основой данной программы. Изучив методическую литературу и опыт работы коллег, я постаралась подробно описать этапы и приёмы внедрения данной технологии в учебгой деятельности. Буду рада если мои материалы будут полезны вам, дорогие коллеги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._tekhnologiya.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение технологии проблемного обучения в рамках образовательной системы «Школа 2100»

«Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям    природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

                                                                                            Ж. Ж. Руссо

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.                                                 Среди многообразия современных образовательных технологий я  выделила следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании,  на мой взгляд, является технология проблемного обучения.

         Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения,  позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю технологию проблемного обучения. 

Планируемые результаты внедрения технологии:  

  • школьники научатся самостоятельно видеть проблему;
  •  наметить пути  решения проблемы;
  •  решать проблему;
  •   полученный опыт применить в повседневной жизни;

 Так зафиксируется высшая степень познавательной самостоятельности ребёнка.

  Как организовать работу на уроке,  чтобы реализовать планируемые результаты?

Знакомясь с опытом коллег, литературой по данному вопросу, постепенно я сложила  алгоритм действий, который можно использовать для того, чтобы освоить проблемный метод обучения.

Проблемный урок отличается от других (традиционных)  этапами введения и воспроизведения знаний.

                          СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА

1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).

2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).

3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).

4. Творческое применение открытых знаний 

Из структуры проблемного урока я увидела, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении -  ставлю ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного.          

К учебной проблеме  повожу  учащихся различными способами:

Например: создаю  различного вида проблемные ситуации

Проблемная ситуация, возникшая с "удивлением

Математика, 2 класс.

Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Проблемная ситуация, возникшая «с затруднением»  (необходимость и невозможность выполнить задание учителя)

Математика, 2 класс.

Учитель: На доске дан ряд чисел.

- Что это за числа?

- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (обучающиеся легко справляются с заданием,  способ выполнения которого уже известен.)

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (обучающиеся испытывают затруднение.)

-  Вы смогли выполнить мое задание? (нет)

- Почему же это задание не получилось?  (молчат)

- Чем оно отличается от предыдущего?  (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Для выхода из проблемной ситуации   веду  с учащимися побуждающий диалог – задаю стимулирующие вопросы, позволяющие осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.                                                                                                                На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом: учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

Фрагмент урока «Окружающий мир».  2 класс. Тема: «Земля в космосе»

Постановка проблемы

  1. Предъявление противоречивых мнений

У: Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним

Д: Рассматривают иллюстрации: «Мир по « Птолемею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

У : Что вас удивило? Что интересного заметили?

Д: Птолемей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

         Побуждение к проблеме

У: Какой возникает вопрос?

Д: Кто из ученых прав? (ВОПРОС). Фиксируется на доске.

На этапе поиска решения  я  побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок  используя подводящий диалог -  систему посильных ученикам вопросов и заданий,  которая  активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников.  

Русский язык, 4 класс «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных"

Подводящий к теме диалог

У: Посмотрите  еще раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака?  (Побуждение к выдвижению гипотез.)

Д: В одушевленных существительных мягкий знак пишется (например, дочь), в неодушевленных (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1)

У: Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.)                                                           Все слова с мягким знаком  одушевленные? (Подсказка к контраргументу.)

Д:Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевленное (контраргумент).

У: Еще какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.)

Д: Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза 2).

У: С этой гипотезой вы согласны? (Побуждение к устной проверке.)

У: Просмотрите все слова на «ч» и «ж» (подсказка к контраргументу).

Д: «Ключ» на «ч», но мягкий знак не пишется; «ложь» на «ж», но с мягким знаком               (контраргумент).

У: Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез.)

Д: В женском роде мягкий знак пишется, в мужском нет  (решающая гипотеза)

У: Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе.) Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке.) Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки)

Д: Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой - мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки).

У: Делайте.

Д: Записывают слова

Что дала проверка?

Д: Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака

У: Сформулируйте общий вывод.

Сверьте вывод с учебником.

ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).

Для  выражения решения  я использую различные продуктивные задания. Один из видов  продуктивных заданий – формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят в парах или в группах как постоянного, так и переменного состава. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к  пройденному,  устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приёмов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлекторному мышлению, а в целом, развитию личностного интеллекта.

ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗНАНИЙ

Реализация этого этапа возможна в результате составления учениками опорного сигнала или художественного образа.

Разновидности сигнала: модель символ, схема, таблица, опорные слова.

Формы создания художественного образа: загадка, стихотворение, сказка, написание, сценария, инсценировка. Главное, чтобы художественный образ передал основное содержание изученного материала.

Выводы:

 В «Концепции модернизации российского образования  зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».    

Технология проблемного обучения через структуру организации урока формирует у учащихся учебно-познавательные компетенции т.к. систематически организует реализацию способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

При подготовке проектов, сообщений в урочной и внеурочной деятельности дети осваивают навыки владения современными средствами информации и информационными технологиями -  поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.   Данная деятельность формирует у моих детей информационные компетенции.

Работа в парах, группах  вырабатывает навыки владение различными социальными ролями, совершенствуют навыки владения разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), умениями искать и находить компромиссы и формирует  коммуникативные компетенции. 

        Участие  детей в исследовательской деятельности на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

Через внедрение технологии проблемного обучения, я стараюсь  формировать ключевые компетенции, определяющее современное качество образования

Главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок русского языка в 3 классе Образовательная система "Школа 2100"

Более десятка лет прошло, как я впервые познакомилась с технологией проблемного обучения и её автором – Мельниковой Е. Л. Сначала прослушала авторский курс в родном Воронеже, куда приезжала Елен...

Проект«Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка по образовательной системе «Школа 2100»

Цель проекта.   Провести исследование и проверить влияние проблемно-диалогического обучения на качество  обучения по предмету....

Урок обучения грамоте по Образовательной системе "Школа 2100"

Урок обучения грамоте разработан на основе технологии деятельностного метода. По теме "Звук и буква Дд"...

Проблемный урок в Образовательной системе «Школа 2100»

На основе многолетних исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении и психологии творчества - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить ...

Рабочая программа по технологии для второго класса по Образовательной системе "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии для второго класса по Образовательной системе "Школа 2100" в соответствии с требованиями Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта....