Формирование познавательной активности учащихся с использованием проблемситуаций
статья по теме

Шитова Ирина Николаевна

Младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района Московской области

Формирование познавательной активности учащихся с использованием проблемных ситуаций на уроках

                                                                                                     Шитова Ирина Николаевна,

                                                                                                       учитель начальных классов,

                                                                                                                      высшая категория

«Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял.»

Ж.Ж. Руссо

Младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Чтобы процесс развития познавательных интересов был более успешным необходимо опираться на элементы технологии проблемного обучения.

         Технология проблемного диалога (автор кандидат психологических наук Е.Л.Мельникова) даёт возможность формировать познавательные интересы младших школьников.

Основной методический элемент проблемного обучения - создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем, например, только с помощью памяти приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным.

Изучив методическую, психолого-педагогическую литературу, я выяснила, что центральной частью технологии проблемного обучения являются проблемно-диалогические методы.

Проблемный диалог – это не только особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. Использование диалога позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает речь, самостоятельность ребёнка.

В чём же специфика уроков по данной технологии? Урок начинается с проблемной ситуации. При постановке учебной проблемы используются основные три метода:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог,

  • подводящий к теме диалог,

  • сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Например, на уроках окружающего мира наиболее характерной является ситуация с предъявлением двух противоречивых фактов, после которой учитель произносит реплики: «Что вас удивило? Какой возникает вопрос?».

 На уроках русского языка и математики проблемная ситуация создаётся с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). На уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает разброс мнений. Тогда побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Что мы ещё не знаем?»

       Такой диалог происходит на уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Правописание букв о, ё после шипящих»

На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание подобного рода. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чём затруднение?».

   На своих уроках я использую и подводящий к теме диалог. Подводящий диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Все вопросы подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока,

например,  урок математики в 3 классе при изучении темы «Сложение многозначных чисел».

Я заметила, что при подводящем диалоге ошибочных ответов меньше. Тогда, если дети ошибаются, спрашиваю: «Кто думает иначе?».

После поставленной проблемы организуется поиск решения, который приводит к открытию нового знания. На уроках я  использую три метода:

  • побуждающий к гипотезам диалог,

  • подводящий к знаниям диалог,

  • подводящий без проблемы диалог.

Примером побуждающего диалога при выдвижении гипотез будет служить урок окружающего мира в 3 классе, при изучении темы «Грибы». 

  • учебники 3-4 классов по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой введена специальная рубрика, которая называется «Выскажем предположение». Здесь будет иметь место подводящий к знаниям диалог. Например :  Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир , 3 класс.

  • учебнике нет текста о том, почему ноги одних насекомых называют прыгательные, других - плавательные, третьих - копательные, а четвертых-хватательные. К этому знанию учащиеся подойдут в результате высказывания различных предположений: Почему у разных насекомых ноги имеют различное строение? Какое значение они имеют в их жизни?

Изучение исторических тем также сопровождается рубрикой «Выскажи предположение». Дети могут высказать несколько гипотез, обсудить их, поспорить, какие-то предположения окажутся неверными и будут отброшены, а какое-то признано истинным - в этом то и заключается смысл данной учебной ситуации.

Например, дети высказывают предположение, почему для обозначения фамилии взяли слово семья? Сначала они должны узнать, что слово фамилия не русское. В переводе с немецкого означает семья, род, а затем предложить свои версии появления такого названия. Вот высказывания учащихся по этому поводу:

У каждого человека была семья, поэтому у него и была фамилия этой семьи.

Человек получает фамилию от своих родителей, из семьи, поэтому фамилия и называется фамилией.

Фамилия - это дело семейное , вот у меня фамилия такая же. Как у моей мамы и моего папы.

Работая по технологии проблемного диалога, я использую разные формы обучения: индивидуальную, групповую, парную, фронтальную. Когда решается проблемная ситуация с затруднением, работаю фронтально со всем классом. При создании проблемных ситуаций с разбросом мнений использует групповую или парную работу. При организации таких разных форм работы у школьников формируется способность к осуществлению учебного сотрудничества.

На уроках я стараюсь создать такие условия, при которых каждый ученик может сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить свой собственный продукт. Для их выражения используются различные продуктивные задания. Например, формулирование теоретических понятий. Предлагаю учащимся проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций.

Другая форма продуктивных заданий - формулирование вопросов для взаимопроверки. Такая работа проводится в парах как постоянного, так и переменного состава. В проговаривании нового материала участвуют сразу двое: тот, кто задает вопрос, и тот, кто на него отвечает.

Современные возможности обучения (проектор) позволяют сделать уроки ещё более интересными и запоминающимися. Я объединяю организацию проблемных диалогов с демонстрацией мультимедийных презентаций, но использую презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как средство, дающее возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно.

 Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд презентации, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, либо идёт как подтверждение правильных ответов и выводов.

Демонстрация мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка. Организация проблемных диалогов с использованием презентаций

предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на уроках.

Большую роль для достижения метапредметных, личностных результатов играет качественная оценка. На уроках я практикую выполнение самостоятельных и тестовых работ с самопроверкой или взаимопроверкой – это позволяет ученикам самостоятельно разобраться в сделанной ими ошибке, приучает к самоконтролю. Этап рефлексии позволяет детям на своем уровне проанализировать работу на уроке, оценить собственную деятельность.

Таким образом, используя в своей работе технологию проблемного диалога, я убедилась, что её преимущество состоит в умении детей добывать знания, в развитии речи у учащихся, в воспитании самостоятельности, делает работу на уроках интересной для учеников и учителя. Об успешном формировании познавательных интересов учеников прошлого выпуска говорит: 100% успеваемость всех детей, стабильное качество знаний, результативное участие учеников в разных конкурсах.

Дети умеют вести беседу, отстаивают свою точку зрения, подкреплённую аргументацией, используют необходимые знания в любой ситуации, самостоятельно мыслят.

Для успешной реализации проблемной ситуации я соблюдаю следующие условия:

  • построение оптимальной системы в ситуации и средства их создания ( устные или письменные слова, мультимедиасредства);

  • отбор и использование самых активных сущностных задач (проблем);

  • учет особенностей в различных видах учебной работы и большое значение имеет личностный подход учителя, способный вызвать активную познавательную деятельность ученика.

Исходя из опыта, можно отметить, что при введении в учебный процесс учебных проблем, управление процессом усвоения становится управлением процесса выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе». 

Алгоритм создания проблемной ситуации к уроку:

1.Определить тему урока.

По тематическому планированию определить тему урока, которая в ряде случаев может стать учебной проблемой.

II. Уяснить новое знание и его тип.

(понятие, правило, вычислительный прием, способ действия) Понятие- это выделение существенных признаков предмета.

Например: задача, виды задач, виды геометрических фигур( отрезок, прямая, точка, прямоугольник и т. д.),единицы измерения величин, насекомые, млекопитающие и т. д.

Правило – это способ действия или вычислительный прием.

III.Осуществить отбор упражнений для актуализации знаний.

Содержательная область включает в себя задания , направленные на отработку ранее изученного материала, без которого невозможно усвоение нового.

Мыслительная область содержит задания, направленные на развитие мыслительных операций учащихся (анализ, сравнение. Обобщение. классификация) которые потребуются на этапе открытия нового знания.

Опыт показывает, что, определяя количество упражнений, необходимых для актуализации знаний, важно помнить о соблюдении временных рамок этого вида работы (5-7 минут)

 IV.Выбрать прием создания проблемной ситуации.

Выбор приема создания проблемной ситуации осуществляется учителем по его усмотрению.

V.Подобрать практические задания, вызывающие познавательное затруднение в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

При подборе задания нужно исходить из того, что с познавательным затруднением должен столкнуться каждый ребенок лично сам, а не просто наблюдал, как это происходит у других.

VI.Прописать побуждающий диалог от проблемной ситуации.

К осознанию противоречия (суть возникшего затруднения) Например, вопрос для раздумий.

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию» (термин С.Ю.Курганова). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ

Проблема формирования познавательной активности учащихся  с речевыми нарушениями – одна из важнейших проблем современной педагогики.На сегодняшний день в России на первый план выходит задача обес...

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Использование активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...