"Формирование мотивации в учении младших школьников. Применение жестов и мимики на уроках"
статья (4 класс) по теме

Логунова Валентина Григорьевна

 В статье оповещены вопросы формирования мотивации в учении младших школьников.

И один из путей повышения мотивации - это применение жестов и мимики на уроках ( из собственного опыта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_motivatsii_u_mladshikh_shkolnikov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В УЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

( Применение жестов и мимики на уроках)

Логунова В.Г.

(Учитель начальных классов, Акмолинская обл., Шортандинский рон, Дамсинская СШ)

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

 Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Виды мотивации:

   а) Познавательная мотивация

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

   Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

 Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.

 б) Мотивация достижения успеха.

      У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.

 Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

       в) Престижная мотивация

       Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

      Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

      Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

  г) Мотивация избегания неудачи.

      У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.

  К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

 д) Компенсаторная мотивация .

       У неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.   В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

           Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов — с другой.

Как  развивать  у  школьника  интерес к  предмету?

Я работаю над проблемой « Формирование и развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

 Скажи мне, - я забуду,

 Покажи мне,- я запомню,

 Вовлеки меня,- и я научусь.

         ( восточная философия)

А известный психолог Л.В. Выготский когда-то говорил о том, что только там, где есть движение руки и тела ребёнка, начинается движение души и ума.

 За годы работы в школе я убедилась, что это действительно так.

 На уроках мои ученики любят отвечать пальчиками, жестами, мимикой.

А придумываем эти жесты мы с детьми.

 Применение жестов и мимики на уроках приносит моим ученикам столько же радости, сколько и пользы.

  Я хочу познакомить вас с некоторыми  элементами из моей методики:

  1. Мнемонический приём запоминания словарных слов (создание искусственных ассоциаций)
  2. Применение жестов и мимики на уроках
  3. Правила в стихах

Мнемонические приёмы  при обучении грамотному письму.

Мнемоника – (греч. – искусство запоминания), мнемотехника, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций.

Безударная гласная о.  Сгруппировать слова с безударной гласной о так:

Дикие животные: волчата, бобры, олень, косуля, обезьяна, леопард, слонёнок, гиппопотам…

Домашние животные: корова, поросёнок, котёнок, собака, коза, осёл, олень, лошадка, буйвол, волы…

Птицы: орёл, сова, воробей, соловей, оляпка, козодой, иволга, сорока, жаворонок, горихвостка, коростель, скворец, попугай…

Деревья и кусты: облепиха, осина, ольха, боярка, боярышник, можжевельник, смородина, сосна, орех, жимолость, тополя…

Зерновые культуры: овёс, горох, бобы, просо…

Цветы и трава: осот, ковыль, подорожник, рогоз, зверобой, одуванчик, ромашка, колокольчик…

Ягоды: костяника, морошка, голубика, облепиха, смородина, крыжовник…

Грибы: боровик, подосиновик, подберёзовик, опёнок, сморчёк, поганка, волнушка, дождевик…

Овощи: огурец, помидор, морковь…

Слова с гласной а:

Домашние животные: кабан, баран…

Дикие животные: барсук, шакал…

Птицы: малиновка, гагара…

Деревья и кусты: калина, малина, жасмин…

Цветы и трава: нарцисс, камыш…

Грибы и ягоды: маслята, шампиньон, малина, калина, арбуз, паслён…

Овощи: капуста, кабачок, баклажан…

  Если глагол «шипит», то требует мягкий знак на конце: ходишь, любишь, роешь, копаешься, ругаешь…

 Чтобы ученики не сделали ошибку в написании глаголов на –ться- и –тся-, помимо вопросов к этим глаголам, для «страховки» правильного написания предлагается отбросить возвратную частицу –ся, тогда ясно слышно, как писать. Например: Дети катают-ся на коньках. Дети будут катать-ся на санках.

 Безударная и у глаголов –имать: обнимать, снимать, унимать, внимать, занимать, отнимать, донимать, перенимать, вынимать, принимать.

 Все приставки пишем с о, только на и за пишем с а: о, об, обо, от, ото, со, под, подо, про, во, до.

Приставка  под- приставки «пот» не бывает: так как пот на лбу.

Приставки «па» не бывает, кроме ПАсынок, ПАдчерица; приставки «пра» не бывает, кроме ПРАдедушка, ПРАбабушка.

 Сочетания –чк-, чн-, нч-, рщ- не пишется мягкий знак, так как ч и щ  всегда мягкие: кончик, борщ, каменщик, женщина, скворечник и т.д.

 Не пишем мягкий знак: стя, сте, стю, сти, вня, вне, вню, вни: гость, костя, кости, гвозди, деревня, внёс, Настю.

Двойная согласная.

 Все слова с удвоенной согласной надо проговаривать не по слогам, а целым словом и обязательно вслух, при этом чувствовать свой язык: язык прилип к нёбу (медленно, длинный, ванна, аллея), закались (касса, масса).

  • Попробуем отлепить его? (длинный)
  • Так произносятся все слова с двойной согласной.

Сочетания.

- оро –                      -оло -                    -ере –

хорошо                    олово                    дерево

порошок                  золото                  деревня

дорога                     долото                   серебро

коромысло              колос                    нерест

ворона                    полоса                   перечить

корова                     половик                берег

ворота                    болото                    серёжка

порог                      солод                     берёза

окорок                    колокол                 верёвка

морока                    голод                     перепёлка

сторож                                                  веретено

- еле-                    -есе -                   -ете –

селение               весенний            тетерев

зелень                 весело                  метель

пелена                 песенка               петелька

телёнок               лесенка                ветер

белена

 - епе -                      -ебе -                    -опо -                     -ово –

лепесток                 небеса                  хлопоты                  говор

лепечет                   ребёнок                                              сковорода

репейник               жеребёнок                                          говорить

теперь                                                                                 поворот

 Круглые слова:    молоко, хорошо, золото, около, долото и др.

В них три о. Пишем о и только о!  

Вот какие ассоциации придумали мои дети к словарным словам:  

Берёза – белый ствол,

Медведь – любит мёд,

Столица – сто лиц в Астане,

Улица – чтобы выйти на улицу, откроем калитку,

Спасибо – спаси бог,

Извините – из вины выньте,

Богатырь – богатый от бога,

Пальто – шапка, шарф, варежки, пальто – все –а-

Посуда –  чашка, чайник, тарелка, кастрюля – с –а-

А, одним словом ПОСУДА (много)

Применение жестов и мимики на уроках и правила в стихах.

Фонетический разбор:

     Фонетический разбор –

     И не сложен он и скор,

     Надо нам сперва толково

    Разделить на слоги слово

    И труда в том нет почти

    Ударение найти.

    А потом на том же листике

   Звукам дать характеристику:

   Сколько букв и сколько звуков

   Посчитай и вся наука.

  Вот, например, как проходит фонетический разбор жестами:

  1. Согласный – 4 пальца вытянутые вперёд и сомкнуты с большим (ротик закрыт, не поётся)
  2. Гласный – 4 пальца вытянутые вперёд, и не смыкаются с большим (ротик открыт, поётся звук).
  3.   Согласный мягкий – ладони обеих рук сложены лодочкой и положены под висок,  – спим на мягкой подушечке.
  4. Согласный твёрдый – дети стучат кулачком по кулачку, как молоточком.
  5. Согласный звонкий – дети имитируют движения колокольчика.
  6. Согласный глухой – дети ладонями закрывают уши.
  7. Ударная гласная – взмах руки сверху вниз.
  8. Безударная гласная – взмах руки слева направо.

   В заключении хочется отметить, что искусство воспитания всё-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих»  и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Литература:

  1. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 25с.
  2. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. –

Волгоград, 1983. - 27-41с.    

3.   Леонтьев А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребёнка. – М.: Просвещение, 1959. – 58с.

4.   Е.И. Бесчастная. Мнемонические приёмы при обучении грамотному письму. Начальная школа. -  

             1997. -  №3. – 36с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"

Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения младших школьников

В статье описаны  направления и формы работы учителя начальных классов, которые положительно зарекомендовали себя в развитии широких познавательных интересов и мотивов учебной деятельности ...

Практические рекомендации родителям по теме "Повышение мотивации к учению младших школьников"

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как могут помочь родители  детям в этой ситуации?...