«Роль образовательных технологий деятельностного типа в достижении личностных и метапредметных результатов»
методическая разработка по теме

Качура Светлана Васильевна

Рассматривается роль технологий деятельностного типа в формировании предметных и метапредметных результатов, а также представлена разработка упражнений для развития УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_obrazovatelnykh_tekhnologiy_deyatelnostnogo_tipa.rar931.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска

муниципального образования Крымский район

Методическая разработка

«Роль образовательных технологий деятельностного типа

в достижении личностных и метапредметных результатов»

Подготовила:

учитель начальных классов

Качура Светлана Васильевна

г. Крымск

2014

Слайд 2

Новый  ФГОС НОО устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы.  Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

Предметные результаты - знания и умения  программные.

Метапредметные  результаты (познавательные, регулятивные, и коммуникативные универсальные учебные действия(УУД)), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими умения учиться.

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, система ценностных отношений, и др.

Слайд 3

Виды универсальных учебных действий:

1) регулятивные

2) познавательные 

4) коммуникативные

Регулятивные УУД  обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание,  планирование действий, прогнозирование, контроль, саморегуляция, как способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД обеспечивают учащимся развитие интеллектуальных умений:

— поиск и выделение необходимой информации;

— анализ, синтез, сравнение.

— доказательство;

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

Слайд 4

 Учителям, работающим в рамках Образовательной системы «Школа 2100», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках. Деятельностный метод – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа 2100».

 Как построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?

Слайд 5

Применяю следующие типы уроков:

Урок открытия новых знаний

Цель: формирование новых понятий,  включение детей в деятельность

на личностно – значимом уровне «Хочу, потому что смогу»

Урок рефлексии

Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся. На уроках этого типа деятельность ученика организована по следующей структуре:

  • выявление индивидуальных затруднений;
  • выявление причины затруднения;
  • самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
  • анализ собственной деятельности.                                                                                                            

                      

Урок – тренинг

Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой  организации которых является групповая работа.

Наиболее целесообразно использовать тренинги при обобщении и  систематизации знаний учащихся, где обязательным компонентом урока является:

  • высказывание мнений;
  • обсуждение;
  • принятие общего решения;
  • самооценка.

Ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Урок контроля

Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;
  • сопоставление с эталоном выполнения этой работы;
  • оценка результата

В своей работе применяю технологии деятельностного типа:

1) проблемно-диалогическую технологию

2) технологию продуктивного чтения

3) технологию оценивания учебных умений

4) проектная деятельность

Проблемно-диалогическая технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала я проработала  два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Слайд 6

Приведу примеры приёмов создания проблемных ситуаций.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».

Учитель

Ученики

- В словах записанных на доске,

выделите корень.

- Все согласны?

- Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Какой же вопрос возникает?

- Ученица у доски в слове «мухоловка» выделяет один корень.

- Нет. В слове «мухоловка» два корня: -мух- и -лов-.

- Два разных мнения (осознание противоречия).

- Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (Учебная проблема  как вопрос)

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

В результате применяемой технологии 70 % учащихся класса могут обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности самостоятельно, а также определять средства   решения проблемы.

Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы.

Слайд 7

Примеры формулирования учебной проблемы.

Подводящий к открытию знания диалог.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»

Учитель

Ученики

Использует подводящий диалог.

- Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос.

Почему птичка так называется?

- Запишите «ловит мух»

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «муха». Выделите корень.

- Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень.

- Есть ли корни  -мух- и  -лов- в слове «мухоловка»?

- Так сколько же корней в слове «мухоловка»?

- Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение.

Формулирует вопрос: сколько корней в слове «мухоловка»?

- Она ловит мух.

-Да, есть.

- Два корня.

- Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)

На примере данного фрагмента урока мы видим, как происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

Слайд 8

На занятиях по  предметам я провожу работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Формирую развитие коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего – умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Применяю следующие формы организации учебного пространства  коллективные:

1) парное взаимодействие;

2) микрогрупповое взаимодействие;

3) бригадное (групповое) взаимодействие;

4) межгрупповое взаимодействие

В результате можно наблюдать динамику в развитии коммуникативных УУД учащихся, а именно :

  • умение высказывать своё мнение;
  • вести диалог;
  • работать в группе;
  • предотвращать и преодолевать конфликты.  

Слайд 9

           Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов и во внеурочноной  деятельности.

При работе над проектами развиваем:

Регулятивные УУД - определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану.

Происходит освоение  познавательных УУД - проводится сбор информации по теме, работа с энциклопедиями, справочниками, ресурсами интернет.

Совместная творческая деятельность учащихся  способствует формированию  коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные результаты при работе над проектами  мы получаем  при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, края, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.  Например «Моя родословная», «Крымск в годы Великой Отечественной войны»…и др.

Слайд 10

Остановлюсь на развитии регулятивных  универсальных учебных действий.

Развитие организационных умений осуществляется прежде всего через проблемно-диалогическую технологию. 

 

Задания, направленные на развитие

регулятивных универсальных учебных действий.

Русский язык

Литературное чтение

Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. …

Сравни тексты. Чем они отличаются? …Чем похожи?»

 Актуализация знаний о глаголе. 

«Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».

Новые знания о происхождении названия части речи.

«Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».

Умение находить глаголы в речи. «Найди глаголы. Как будешь

действовать? … Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод.

Обобщение знаний.

«Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану: …».

Прочитай определение в рамке. (Умение соотносить полученный

результат с образцом, находить и исправлять ошибки.)

«Всё ли было верно в твоём рассказе?»

(Дети читают правило.)

Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий:

1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения);

2) на проведение самопроверки; редактирования текста.

Слайд 11

Обратимся к развитию познавательных  универсальных  учебных действий.

 Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1–2-м классах, а в 3–4-м классах ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно.

        

Задания, направленные на развитие

познавательных универсальных учебных действий

Русский язык

Литературное чтение

 3 класс. «Простые и сложные предложения».

После определений простого и сложного предложения даётся задание:

1. Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит?

2. На какой вопрос отвечает каждая часть?

3. Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текст.

4.Перескажи этот текст по плану».

4 класс. Система работы с различными словарями.

 «Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём…Запиши слова в нужной последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова».

«… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?».

Развитие умений чтения и работы с информацией обеспечивает технология продуктивного чтения, которая отражена в учебниках и тетрадях по литературному чтению:

этап 1 (работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации) – обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов ознакомительного чтения;

этап 2 (работа с текстом во время чтения) – вычитывание фактуальной и подтекстовой информации;

этап 3 (после чтения) – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.

Слайд 12

Как  же происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий?

Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется в том числе посредством технологии  продуктивного чтения, и проблемно-диалогической технологии. 

 Задания, направленные на развитие

коммуникативных универсальных учебных действий

Русский язык

Русский язык

Литературное чтение

4 класс. «Поработай над своей устной научной речью».

Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».

Провожу следующие виды работы  на развитие коммуникативных УУД:

1) обсуждение прочитанного в диалоге с учителем и одноклассниками;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному;

     В своей практике  применяю технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Технология направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников.

Слайд 13

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

На этапе рефлексии ученику, выполнившему работу задаю вопросы.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

«Помощником» учителю в работе с учащимися для достижения ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы является технологическая карта по учебным предметам. 

Технологическая карта предполагает изучение предмета по темам, а не поурочно, а также способы и приёмы, позволяющие в образовательном процессе формировать все виды УУД. Технологическая карта состоит из следующих разделов:

  • Название темы
  • Планируемый результат (предметные знания и УУД)
  • Основные понятия темы
  • Межпредметные связи
  • Система итогового и промежуточного контроля знаний и способов деятельности.

В технологических картах отслеживаются учебные достижения ученика.

В колонке «предметные результаты» закладывается планируемый результат того предмета, для которого составляется данная форма.

«Отметки» осуществляю в виде знаков, слов – характеристик: «качество сформировано», «сформировано частично», « не сформировано».

Работа по технологической карте  для меня, как учителя, открывает возможность творческой реализации, возможность планировать и осуществлять системно–деятельностный подход на практике, осуществлять результаты контроля.

Организация мониторинга  оценки предметных результатов позволяет мне  отследить динамику показателей  успешности каждого ученика. Предметный мониторинг становится дифференцированным, направленным на отслеживание отдельных видов образовательных результатов. Мониторинг осуществляется на единой критериальной и содержательной основе,  и проводится с использованием дополнительных диагностических методик.

   В технологической карте имеется 2 блока: блок, отражающий уровень обученности младших школьников, блок, отражающий формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Главное средство контроля  метапредметных и личностных результатов -  краевые мониторинговые  работы, составленные на основе требований ФГОС НОО. Это комплексные задания, требующие одновременного применения различных универсальных учебных действий.

Слайд 14

Если обратиться к результатам проведения диагностических работ, то можно проследить динамику формирования универсальных учебных действий моих учеников  с 1  по 2 класс.

На основании краевых диагностических работ, можно сделать вывод:

1) возросла способность к саморефлексии (личностные УУД);

2) умение ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат (регулятивные УУД);

3) возросло умение работать с текстом, добывать, перерабатывать информацию (познавательные УУД);

4) положительная динамика наблюдается с формирование умения излагать мысли, умение вести диалог (коммуникативные УУД).

Применяемые мной в работе  технологии  деятельностного типа  способствуют добиваться высоких  метапредметных и предметных  результатов в обучении учащихся.

Слайд 15

Использованные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах./ Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна.  М.: Баласс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья о роли внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов у младших школьников...

Эффективные пути достижения личностных и метапредметных результатов обучения.

Развитие личностных и метапредметных результатов на уроках математики в 1-м классе...

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

Беглое и осознанное чтение как фактор достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников

       Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно – э...

доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»

Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...

Педагогический проект "Формирование навыков осознанного чтения как способ достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников"

Любить чтение-это обмениватьчасы скуки на восхитительные часы.Шарль Луи Монтескье   Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви...

Роль внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов

Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, которая организуется  в свободное от уроков время для  детей определенной возрастной группы....


 

Комментарии

Прекрасные разработки упражнений для развития УУД.