педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
статья на тему

Рогожникова Надежда Фёдоровна

в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущих граждан страны 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_sistema.docx278.17 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая  система гражданского образования младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Жизнь человеческую можно сравнить с лестницей, по которой идёт восхождение от детства к зрелости. Привычные ступеньки – из года в год, от детсада к школе, из класса в класс. Кажется, переходить с одной на другую легко и естественно. Впитываешь новые впечатления, новые переживания, новые знания, новые мысли, новые влияния. Поднимаясь по ступенькам с предыдущей  на последующую, человек набирает человеческую высоту, подходит к рубежу, когда начинает осознавать своё собственное отношение к жизни, чтобы занять и отстаивать определённую позицию. Этот процесс настолько важен для человека, настолько серьёзен и значителен, что его по праву называют вторым рождением – рождением гражданина.

Поэтому, используя собственный педагогический опыт и новые направления образования в условиях ФГОС,  построила свою систему обучения и воспитания обучающихся начальной школы, взяв за основу учебно–методической комплекс «Я – гражданин», который разработан мною на основе программы «Граждановедение» Я. В. Соколова.  Определила тему: «Гражданское образование школьников через проектно-исследовательскую деятельность».

Свою методическую систему я направила на формирование гражданского образования школьников средствами краеведения, через проектно-исследовательскую деятельность на уроке и во внеурочной деятельности, используя современные образовательные ресурсы.

Основной ЦЕЛЬЮ моей методической системы является: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

ЗАДАЧИ:

     –формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и  

будущему на основе исторических ценностей и роли России;

     –развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

     –создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской

позиции;

     –развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;

     –обеспечить организационно-методическое сопровождение;

   – осуществлять отбор оптимальных форм и методов работы, применять

        инновационные технологии;

    –формировать патриотические чувства, развивать чувство гордости за свою

страну, интернационализм и толерантность;

     –приобщать детей к культуре предков, к возрождению народных традиций,

   –активно использовать краеведческий материал.

Ожидаемые результаты:

Через образовательную деятельность, систему воспитательной и краеведческой работы я предполагаю  воспитать в будущем гражданине России:

  1. Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину.
  2. Чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным участником в общественной, учебной, трудовой и досуговой  сферах жизни.
  3. Способность к творчеству.
  4. Физическое совершенствование.
  5. Умение адаптироваться  в быстро меняющемся мире.

Реализация методической системы основывается на следующих принципах:

Принцип гуманизации – ориентирует педагога на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребенка, его свобода и достоинство.

Принцип деятельности – все дела с пользой, а иначе зачем?

Принцип свободы участия – учёт интересов, личных качеств и возможностей обучающихся.

Принцип обратной связи – отслеживание результативности, полезности работы для построения перспективы.

Принцип сотворчества – работа во взаимодействии педагога, родителей и детей через интерактивные методы урочной и внеурочной работы.

Принцип успешности – каждый учащийся получает удовольствие от совместной работы, участвует в конкурсах, добивается положительных результатов.

Главное место в моей системе занимает обучающийся, его взаимодействие с учителем, при котором происходит включение школьника в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе, формирует у него ценностно-целевые личностные установки, становление правовой и коммуникативной культуры, формирует  навыки гражданского и политического участия.

Моя методическая система представляет собой совокупность следующих компонентов:

  1. Мотивационно – целевой компонент

Основная цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к созданию благоприятных условий для развития мотивации успешности школьников путём включения в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности на основе здоровьесберегающих, проектных, ИКТ технологий.

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.

В своей работе я использую разные приёмы мотивации, которые мотивируют деятельность обучающихся на успех:

  • Оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение).
  • Поощрение (похвала, подбадривание).
  • Создание ситуации успеха, оказание помощи.
  • Стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися.
  • Поддержка их начинаний, приём апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их  интересами, склонностями).
  • организация коллективной  работы по планированию и выполнению совместной деятельности;
  • проведение коллективного обсуждения итогов работы;
  • задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся;
  • сочетание различных форм  совместной работы;
  • общественная оценка действий учащихся, опора на общественное мнение.

Мотивация побуждает к деятельности всех участников образовательного процесса.

Для ученика

Ребёнок всё время стремится вперёд, он любознателен, старается узнать и попробовать всё сам. Важно поддержать этот интерес, желание задавать вопросы, находить ответы. В своей работе я использую различные приёмы, которые мотивируют обучающихся:

  • Мотивацию в учебно-познавательной деятельности учащихся я осуществляю через проблемные, игровые моменты на уроках;
  • организация поисковой работы по сохранению и развитию  традиций;
  • организация самостоятельной работы по отбору материала;
  • создания условий успешности через публичные выступления, презентации.

Для учителя– требования ФГОС начальной школы, социальный заказ родителей, общества.

Для родителей – каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок хорошо учился, с увлечением и желанием занимался в школе. Взрослые хотят видеть успешным своего ребёнка, воспитать его добрым, порядочным человеком, гражданином своей страны.

  1. Содержательный компонент

Обязательные предметные области ФГОС начального общего образования позволяют формировать следующие знания:

Филология – представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Окружающий мир – формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основы духовно-нравственной культуры народов России– формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Технология – формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

Физическая культура – укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Изобразительное искусство – воспитание чувства прекрасного, умение видеть красоту в окружающей среде.

Спецкурс «Я – гражданин»  развитие системы универсальных знаний умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

 Программа спецкурса «Я – гражданин» размещена на моём сайте.

III.Организационно – деятельностный компонент

Информационно-образовательная среда нашей школы формируется посредством:

  • Внеурочной деятельности начальной школы в условиях ФГОС.
  • Программы воспитания обучающихся начальной школы на основе программы Н. Е. Щурковой.
  • Функционирования школьного музея «Молодая гвардия» и краеведения.
  • Активной         внеклассной деятельности обучающихся 5-11 классов через ученическое самоуправление школьной республики «РИТМ».
  • Взаимодействия с окружающим социумом: общественные организации, семья, семейные традиции в истории малой Родины, страны.

Субъектами деятельности являются:

 УЧЕНИК в современном мире маленький ребёнок живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности, гражданственности. Формирование личности начинается в семье, в детском саду, в школе оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность. Каждый ребёнок природой наделён способностями и   наклонностями. Я считаю своей задачей – развивать их, формировать личность, помочь дальнейшей социализации ученика в жизни общества.

РОДИТЕЛЬ, заинтересованный в развитии и успешности своего ребёнка в жизни. Родители учеников сами вступили во взрослую жизнь в трудные для страны 90-е годы. Они там недополучили правовых знаний, многие не имеют профессионального образования, места работы. Я стараюсь через систему родительских собраний привлекать их не только к участию в образовательном процессе, но и провожу тематические собрания, позволяющие понять им процессы, происходящие в разных сферах общественной жизни. Например: родительское собрание по теме «Будущее наших детей» было проведено в интерактивной форме: родительский форум, где родители ознакомились с принципами, требованиями современной системы образования в условиях информационного общества и сами стали активными участниками обсуждения этой темы.

УЧИТЕЛЬ организатор информационно-образовательной среды, совместной деятельности участников образовательного процесса. Для более успешной адаптации ребят в начальной школе, я начинаю работать совместно с воспитателем детского сада. В течение года посещаю занятия малышей в детском саду, участвую в организации и проведении праздников. С детьми, находящимися вне образования работаю в дошкольной группе, организованной при школе.

Такая система работы, обеспечивает плавный, безболезненный переход детей из дошкольного образовательного учреждения в общеобразовательное.

Для успешной социализации детей, с 3-го класса, я начинаю работать с будущим классным руководителем моих воспитанников в основной школе. Совместно с ним проводим классные часы и родительские собрания по гражданской тематике.

Душевная копилка   ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, чем мы её наполним. Сегодня одним из ключевых требований школы является деятельностный поход.  Поэтому в своей работе с классом я использую различные технологии и формы работы:

  • Урочная деятельность – осуществляется средствами учебных предметов по ФГОС, я создаю дидактические материалы на основе местного материала: диктанты, фотографии родного края, сочинения-описания уголков родной природы в разные времена года,  карточки с компетентностыми заданиями метапредметной направленности.

 Внеурочная деятельность – осуществляется через ежегодное  предложение обучающимся  и их  родителям образовательных курсов по выбору, кружков дополнительного образования,  а также осуществление форм воспитательной работы  в классном коллективе:

  • практикую проведение смотров-знаний для родителей,  которые способствуют воспитанию у обучающихся  ответственности за результаты учебной деятельности и формируют  совместную заинтересованность детей и взрослых в успешном обучении;
  • организую и провожу совместные праздники;
  • обеспечиваю игровую деятельность, так как детские игры воспитывают, развивают в ребёнке милосердие, память, честность, внимание, трудолюбие, воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, словом всё, что составляет ценность человеческой личности;

C:\Users\Рогожниковы\Desktop\фото для  в. н\P1000780.JPG

G:\ФОТО\фото 1 класса и дошколы\P1070551.JPG

  • осуществляю связь с социумом через экскурсии на производство;

G:\ФОТО\фото с фото\экскурсия в пожарку\P1040049.JPG

C:\Users\Рогожниковы\Desktop\фотки\P1010509.JPG

G:\ФОТО\фото с фото\экскурсия на пилораму\P1020578.JPG

  • Претворяю в жизнь социально-значимую деятельность.

В нашей школе сложилась многолетняя традиция осуществлять классами шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами труда, престарелым жителям поселения. Уважением к старшим формируется за счёт воспитания в детях внимательного и чуткого отношения к окружающим людям. В преддверии знаменательных событий  дети готовят своим подопечным подарки, сделанные своими руками, выращивают комнатные цветы. А часть собранного осенью богатого урожая моркови, кабачков, свёклы со школьного огорода, выращенного в совместной деятельности с родителями и учителями, становится приятным сюрпризом для пожилых людей.

G:\ФОТО\фото с фото\свёкла\уборка\P1040099.JPG

G:\ФОТО\фото с фото\стенд овощи2012\IMG_9493.JPG

G:\ФОТО\ШКОЛА 13-14\P1060680.JPG

Для ветеранов с ограниченными возможностями, мы вместе с детьми ежегодно проводим акцию «Концерт для одного зрителя».

G:\ФОТО\фото с фото\9 мая-3класс\9мая-Кудряшова А.С\P1010824.JPG

Хорошей традицией в нашей школе и классе стало ежегодное проведение Весенней Недели Добра. Ребята готовят театрализованные представления  для детей старшей группы детского сада нашего посёлка.

Территория общеобразовательного учреждения является образцовой по содержанию не только  в нашем поселении, но и в районе. Школа неоднократно занимала призовые места в конкурсах по благоустройству в районном и областном масштабе. Личный пример учителей, родителей, детей во время работы на пришкольном цветнике и огороде создаёт атмосферу соучастия в большом совместном деле по улучшению условий жизни, прививает способность к созидательной деятельности по облагораживанию  облика «малой Родины».

G:\ФОТО\фото с фото\цветники\P1010063.JPG

Семья, семейные традиции для ребёнка с первых дней жизни являются самыми важными составляющими их мира, главными источниками получения первого социального опыта. Поэтому я  использую проектно-исследовательскую деятельность с целью  приобщения детей к истории и традициям семьи, а это та благодатная почва, которая наполняет смыслом всё наше существование, объясняет предназначение и связь времён. Обращаясь к этому источнику, мы растим патриотов с верою в будущее России, что необходимо для полноценного формирования личности и гражданина.

IV. Результативно-диагностический компонент.

При разработке диагностического инструментария я пользовалась  пособием Перелыгиной Е.А., Фишман И.С. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы».

         Диагностику провожу в форме тестов. Каждый тест содержит 3 части – 3 уровня сложности предлагаемых вопросов и 3 варианта ответов на каждый.

Правильность каждого задания оцениваю:I уровень сложности одним баллом,  II уровень – двумя баллами, III уровень - тремя баллами.

          По результатам проверки подсчитываю суммарный балл. Максимальное количество набранных баллов – 24 балла.

Результаты диагностики

ценностно-ориентированного единства

в классном коллективе в сравнении за 3 года

Класс

Коэфф.

единства

2011год

Коэфф.

единства

2012год

Коэфф.

единства

2013год

Ценности 2013г.

Примеч.

4 класс

(Н.Ф. Рогожникова)

0,55

0,62

0,62

Аккуратность – 2,15;

Любовь – 1,71;

Смелость – 1,71.

стабильность

Гражданские ценности обучающихся формируются в результате полученных знаний в совместной деятельности детей и взрослых:

  • человек, его права и свободы - как  главная  ценность общества;
  • семья и ее традиции;
  • патриотизм;
  • толерантность;
  • национальное согласие.

Критерии и показатели гражданского  образования обучающихся

Знания и умения – это лишь первые шаги в направлении нравственной воспитанности, на которых может остановиться развитие личности, и только отношения, мотивы являются действительными показателями воспитанной личности. Поэтому, проводя диагностику, важно не только фиксировать информационный, знаньевый «прирост», сколько анализировать  изменение отношений, установок обучающихся.

1. Отношение к Родине(положительное, негативное, безразличное)

Метод диагностики: проективный - анализ результатов творческой деятельности детей (рисунков на тему: «Мой дом», «Мой посёлок», «Моя страна», «Моя семья»).

  • Негативное – тёмные тона, отказ от создания рисунка.
  • Безразличное – отсутствие позитивных элементов.
  • Положительное – стремление украсить создаваемый рисунок.

2. Уровень знаний о Родине  (районе, посёлке, области, стране)

Метод диагностики: опрос, тесты, ранжирование.

  • Высокий – сформированное представление, подкреплённое примерами, образами.
  • Средний – общее представление в основном полное и сформированное на эмоциональной основе.
  •  Низкий – неполное представление.

3. Степень активности в освоении культуры.  

Метод диагностики: наблюдение.

  • Высокая – активное участие в творческой деятельности по освоению национальной культуры.
  • Средняя – проявляет стремление к участию в творческой деятельности.
  • Низкая – не проявляет самостоятельных попыток к творческой деятельности.

Школа — это первый пример встречи с большим социумом, первый экзамен на уверенность в себе. Во все времена и у всех народов школа старалась помочь своим питомцам. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе: дать возможность увидеть перспективы для самореализации, понять свою сопричастность к истории великой страны и не оставаться равнодушным к насущным социальным проблемам и самое главное гражданское образование через проектно-исследовательскую деятельность является залог повышения качества образования.

Социализация моих обучающихся происходит в результате их участия в жизни класса, школы, посёлка, в защите научно - исследовательских проектов на конкурсах различного уровня, в совместной деятельности с родителями и  учителями.

В результате практического применения моей методической системы у обучающихся формируется убеждение в том, что человек, живущий в современном мире,  готовый к самореализации в социальной сфере это:

Член семьи носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода.

Ученик– воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, развивающий ее традиции.

Член детского сообщества– владеющий культурой межличностных отношений, готовый реализовать и защитить свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в группах и коллективе, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

Житель своего села– с любовью относящийся к месту, в котором он живёт, прилагающий силы к его развитию и процветанию.

Россиянин – гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества.

Человек– самореализующаяся личность, призванная решать личные, социальные проблемы в XXI веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....

«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Повышение самооценки у младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

      В статье автор делится опытом работы с учащимися над долгосрочным проектом. Долгосрочный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интерес...

Формирование коммуникативных УУД младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Поэтому важно создание разнообразных возможностей для самопроявления, самовыражения, самооткрытия и пробы учеником собственных сил. Чтоб...