Использование мультимедийных презентаций на уроках
учебно-методический материал по теме

Моя тема по самообразованию "Использование презентаций на уроках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arkhiv_zip_-_winrar.zip39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Томское

Профессионализм педагогического работника

Тема самообразования. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе.

Проблема исследования: каковы педагогические предпосылки  использования мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе?

.

Объект исследования: процесс обучения  в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

- выявление информационной и обучающей функции презентаций;

- повышение уровня качества знаний;

- применение презентаций на здоровьесберегающих принципах;

-реализация  целей, поставленных учителем на уроке;

 Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- наблюдение;

- беседа;

- анкетирование.

Теоретическая значимость: раскрыты теоретические основы создания и использования презентаций в процессе обучения.

Практическая значимость: выявлена методика работы по развитию мышления и реализация индивидуального восприятия полученной информации.

Гипотеза исследования: развитие и обучение  младших школьников будет более успешным, если:

1. На уроках будут рассматриваться нестандартные задания  и задания  различных уровней сложности.

2. Периодически проводить внеклассные занятия с использованием заданий повышенной сложности.

3. Грамотно будет разработана и внедрена в учебный процесс методика применения презентаций, развивающих  мышление и повышающих качество знаний младших школьников.

         Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.

     Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

     В настоящее время формирование информационной культуры ребенка необходимо выносить за рамки специализированного предмета, мотивировать его к саморазвитию в области ИКТ. Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие применение ИКТ при обучении русскому языку и литературе, а  также во внеурочной  деятельности.

     Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

     Сегодня на уроках все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

     Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.

     Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя, интерес  к учебному материалу.  Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними. Как можно использовать презентацию?

Понятие презентации имеет несколько определений.

Презентация - это: вспомогательный     инструмент    для     более     эффективного восприятия устной информации; наглядное сопровождение доклада, выступления; средство   воздействия   на   визуальный   канал   восприятия   при   объяснении нового материала урока.

    Какое бы определение ни давали этому современному явлению коммуникации, необходимо помнить: что презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, ее применение должно строиться на здоровьесберегаюших принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.

    Наиболее распространенная форма использования презентации - вывести ее с помощью проектора на экран. Это позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта . Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над проектом, исследованием, микроисследованием.  Кроме того, презентация может использоваться в качестве домашнего задания. Использование презентаций подобного типа оживляет учебный процесс, всесторонне развивает мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации

Основные правила дизайна при составлении презентации.

     Основное назначение презентации - донести информацию до учеников, поэтому излишества в оформлении работы недопустимы, так как они осложняют восприятие информации. Чем проще презентация - тем она лучше.

Презентация - это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране.

Для каждой презентации, создаваемой в режиме Power Point, выполняется единая общая последовательность действий:

  • выбор темы;
  • разработка плана (структуры презентации);
  • выбор стиля;
  • формирование слайдов;
  • настройка и изменение переходов, анимационных эффектов и ссылок, настройка показа слайдов;
  • редактирование;
  • подготовка раздаточных материалов;
  • демонстрация презентации.

         Методика создания презентаций и их использования на уроках разных типов и видов.

                Уроки изучения художественных произведений

    Для разработки любого урока, в том числе и с использованием ИКТ, в первую очередь необходимо определить тему и сформулировать цели и задачи. Для уроков изучения художественного произведения тема может быть сформулирована по названию произведения.

              Тема, цель урока будут составлять содержание 1-го и 2-го слайдов.

     Исходя из темы и учебных задач, определяется содержание материала, изучаемого на уроке, и формы организации деятельности учащихся. Для данного типа уроков содержание материала чаще всего включает в себя текст изучаемого произведения, иногда несколько текстов

     Формы и виды организации деятельности учащихся на уроках данного типа могут включать как чтение произведения, его прослушивание, то есть использование репродуктивного метода, так и анализ текста в форме беседы, постановки и решения проблемных вопросов, то есть применение частично-поискового метода.

     Что же должно являться содержанием слайдов на уроках-презентациях данного типа?

      На уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов может ограничиться по времени несколькими минутами (3-7) в начале урока либо в конце, это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, иллюстрации учеников или художников, изображение быта эпохи, описанной в произведении. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождаться музыкой, подобранной учителем в соответствии с особенностями изучаемого произведения.

     Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.

      Увеличение объёма изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и учеников, активизация самостоятельной  деятельности школьников, расширение возможностей применения дифференцированного подхода в обучении, осуществление межпредметных связей, а в целом - способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиваться наибольшей эффективности урока.

     Для обобщающих уроков презентации могут содержать как иллюстративный материал, материал информативный, так и материал для наблюдения, сопоставления, обобщения (вопросы проблемного ха­рактера, тексты для сравнения, таблицы, схемы, кроссворды, тесты). Оправдано использование в данных презентациях гиперссылок, способствующих более полному обобщению изученного материала, его системному повторению.

      На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации  - отработка ключевых понятий. Здесь эффективны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов: но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память

       Многочисленные наблюдения при посещениях уроков и других мероприятий, беседы с учениками и учителями об эффективности и результативности использования презентаций позволили  сделать выводы, что при использовании презентаций  с занимательным материалом на уроке количество активных учащихся возрастает.

   

 Диаграмма роста активности  учащихся во внеклассной работе  по предметам:

Результативность внеклассной работы по предмету показывает, что ученики являются активными участниками математических конкурсов, олимпиад.

Проводимый в классе мониторинг показал, что у учащихся повысился уровень познавательной активности, повысился интерес к предмету В этих успехах заметную роль играют мультимедийные  презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...

Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Современные технологии на уроках в начальных классах...

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

С оснащением кабинетов компьютерной техникой появилась возможность использовать современные информационные технологии. Я хочу поделиться опытом своей работы по использованию мультимедийных презентаций...

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Доклад на тему: Использование мультимедийных презентаций (ИКТ) на уроках в начальных классах...

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного ...