ОБУЧЕНИЕ ОДАРЁННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
статья (1 класс) по теме

Описываются причины возникающих затруднений и пути выхода из них, личный опыт по разработке заданий для одарённых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirillova-seversk.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение одарённых и высокомотивированных детей:

проблемы и решения

Кириллова И.О.

МБОУ «СОШ №198»

ЗАТО Северск

Рассматривая проблему обучения одарённых и высокомотивированных детей, необходимо сказать, что концепция творческой одаренности детей была разработана А.М.Матюшкиным в 70-е годы  XX века, в наше время  психолог Е.Л.Мельникова  разработала курс «Психологические основы работы с одаренными детьми».   Концепция одаренности – это система взглядов, включающая в себя сущность, диагностику, методику и технологию работы с одарёнными детьми, и специальную подготовку учителя.

   Проводя дифференциацию учеников по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий, можно условно разделить их на три группы:

1- требующие постоянной дополнительной помощи

2- способные справляться самостоятельно

3-способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказать помощь товарищам.

   Дети первой группы отличаются  низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы: постоянная стимуляция, яркая мотивация, четкое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения, включение заданий на развитие. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания, порой в ущерб остальным учащимся.

   Дети второй группы  более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, хорошая переработка информации, исполнительность, добросовестность, достаточная учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя (чтобы у учеников не возникало иллюзий «брошенных детей» или «всезнаек-всеумеек»), небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

   Дети последней группы обладают «академической одаренностью». Это единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий. В работе с учащимися этой группы у педагогов сложился ряд стереотипов, которые не соответствуют действительности:

  • Помогать им не надо, они всегда пробьются сами;
  • Если ребенок одарен, то это «на всю оставшуюся жизнь»;
  • Таким детям нужно давать учебного материала побольше и потруднее и проблема его обучения будет решена. Есть такая категория умников, которые с энтузиазмом «глотают» учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладают, преодолевать возникающие учебные и личностные преграды не умеют.
  • С обучением такого ребенка справится любой педагог. Нет, так как у таких детей есть психологические особенности и трудности развития, которые переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них, как о детях группы риска. Работать с ними может не каждый психолог и не каждый педагог.

   Учителей подкупает их ранняя предметная увлеченность, повышенная любознательность, способность быстро обучаться, большой словарный запас, способность сосредоточиваться на длительное время при выполнении учебного задания, познавательная и исследовательская активность и т.д. Но, насколько приятен академически одаренный ученик в своих положительных проявлениях, настолько же он может быть невыносим в отрицательных. Трудно работать, когда ученик перебивает всех, в том числе и учителя, обвиняет всех в тупости и невежестве, всё делает нарочито быстро или медленно и вообще может выйти из класса, заявив, что на уроке ему не интересно, и он и так всё знает. Плюс к этому эмоциональная неуравновешенность, резкие перепады в отношении к себе и другим, невротизм и другие индивидуальные особенности.

   Одаренных детей условно можно разделить на две категории - дети с гармоничным развитием познавательных процессов, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон развития; и дети с диссинхронией психических процессов (эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, проблемы общения и поведения). И одарённых учеников с диссинхронией психических процессов становится в школах всё больше и больше.

У академически одаренных детей возникают трудности:

  • В нахождении близких по духу друзей (такие дети нуждаются в общении со сверстниками не по возрасту, а по интеллекту);
  • Проблемы участия в общих играх (роли просто участников им не интересны);
  • Проблемы конформности (стремление казаться такими, как все);
  • Проблемы креативности (склонные к логическому обоснованию своих действий, они боятся творчества, так как его конечный результат нельзя «просчитать, вычислить»- он для них - полная неопределенность);
  • Трудности самореализации в профессиональной деятельности, адекватной их способностям и уровню притязаний. Обстановка вокруг ребенка с раннего детства исключает ситуацию преодоления трудностей и неудач. Как результат, в будущем возникает болезненное несоответствие: уровень притязаний высокий, цели ставит чрезвычайные, а навыка преодолевать такие же по размеру чрезвычайные трудности нет. Как следствие такого раннего развития - недостаточная устойчивость ребенка к стрессу (в психиатрии даже существует термин «синдром бывшего вундеркинда»).

     Приемы решения последней проблемы предлагает метод развивающего дискомфорта («кризис компетентности»). Это постоянная умственная нагрузка, иногда требующая максимального напряжения сил для решения нестандартных творческих вопросов. Работам одарённого ребенка не следует давать яркой оценки - ни восторженной, ни критической; не более, чем работам других учащихся. Он достойно справился с заданием, которое было ему по силам.

      Часто уже у первоклассников можно увидеть направленность их одарённости, но выявить степень и потенциал творческого дарования сложно. Творческий потенциал различен от рождения и варьируется от очень высокого до очень низкого. Реакцию на творческий результат демонстрируют окружающие: родители, сверстники, учителя. Реакция может быть принимающей, не принимающей и безразличной. Безразличие, равнодушие окружающих более других тормозит развитие творчества. Деятельность одаренного ребенка обусловлена уровнем развития его психики. Деятельность и психика неразрывно связаны. Деятельность формирует психику, а психика обуславливает характер и уровень деятельности. Развивающая творческая деятельность способствует развитию творческих способностей психики. Поэтому ребёнку необходима помощь извне в организации и реализации деятельности. Идеальной становится модель саморазвития: я хочу – я занимаюсь деятельностью – я развиваю собственную психику – это выводит меня на новый уровень деятельности. Но ребёнку сложно удержать устойчивую мотивацию на протяжении долгого периода времени, поэтому на практике часто приходится создавать модель развития, в которой мотивация ребёнка, источники информации, способы представления продукта деятельности поддерживаются извне. Именно в такой модели случаются перекосы, пренебрегающие поддержкой мотивации, созданием особых информационных и предметных условий. Учитель, видя предметную одарённость школьника, заставляет ходить на кружок, участвовать в олимпиадах, чем отбивает интерес к предмету напрочь, тормозит развитие психики ученика (другой хочет – заставляет меня делать – я подчиняюсь, но возникает скрытое сопротивление).  

   Исследования в области одарённости детей и взрослых доказали, что одаренные люди развиваются сами. Все гении развиваются в одной логике, но период созревания психики у каждого разный. Среда влияет на собственно творческую деятельность ребенка через обучение, реакцию окружающих, материально-информационные условия и опосредованное воздействие. Недостатком современной школы также является то, что нет активно используемых распространённых методик выявления детской одарённости, учителя хватаются за то, что и так видно. Если одарённость ребёнка не академическая (не относится к сфере обучения), то в школе о ней, скорее всего, никто и не узнает. Я и сама узнала, что мой ученик пишет музыку для флейты совершенно случайно, увидев его имя на концертной афише.

     Предметная подготовка одарённых и мотивированных учащихся, как правило, больших сложностей не составляет. На сегодняшний день издано много пособий с олимпиадными заданиями и по русскому, и по математике, и по чтению, и по окружающему миру, и по иным предметам. Хотелось бы подчеркнуть, что смысл её не в прорешивании и анализе заданий, а формировании нестандартного способа мышления. Часто при проведении олимпиад видишь, как ребёнок, напрягаясь, силится вспомнить: «Как же там?.. Мы же такую же задачу уже решали!..». Он тратит время не на решение задачи, а на припоминание того, как это делалось раньше, и вряд ли вспомнит.

Из всех олимпиадных предметов мне ближе всего математика, в течение ряда лет я придумываю и составляю задания для городской олимпиады младших школьников. Задания приходят в голову из наблюдений за окружающим миром. Ведь математика, по сути – числовой способ описания окружающей нас реальности. Например, пройдя в комнате мимо часов, я обратила внимание на то, что их электронный циферблат показывал цифры в математической закономерности. Это был кусочек числового луча. Запишите, какое время могли показывать часы.

ОТВЕТ:                                01:23          12:34       23:45

Т.к. в условии говорится о цифрах, а не о числах, то варианты типа 10:11 или 20:21 не могут быть верными.

В какое время суток я точно не была в комнате?

ОТВЕТ:                    Утро, т.к. 01:23 - ночь, 12:34 – день, 23:45 – вечер.

Запишите любую из этих закономерностей, с помощью знаков действий и знака равно представь её в виде верного равенства.

ОТВЕТ:

0-1=2-3         0 · 1+2=3

0=1+2-3        0 : 1+2=3  

1-2=3-4         12=3 · 4

1=2+3-4

2=3+4-5

2-3=4-5          и т.д.

Вот другой вариант аналогичного задания. Пройдя в комнате мимо часов, наш герой обратил внимание на то, что их электронный циферблат показывал время совершенно одинаковыми четырьмя цифрами. Запишите, какое время могли показывать часы.

ОТВЕТ:                              00:00       11:11      22:22

Если две точки на табло часов принять за знак деления, то в каком случае эту математическую операцию выполнить невозможно? Запишите почему.

ОТВЕТ:                           00:00, т.к. на нуль делить нельзя.

Запишите результат деления в остальных случаях. Какое математическое правило они иллюстрируют?

ОТВЕТ: В обоих случаях ответ равен 1. Если число разделить на такое же число, то результат деления равен единице.  

Эти и ещё целый ряд авторских заданий опубликованы в сборниках городских олимпиад ЗАТО Северск.

        Индивидуализированное обучение в современной школе возможно и необходимо – это требование времени. Ключ к проблеме обучения одарённых детей в работе учителя – отказ от шаблонов и стереотипов, смешанный стиль преподавания, обучение с активным участием самих учеников, организация учебных групп, индивидуальная или парная работа, совместная работа в разновозрастных группах, тщательное продумывание структуры и содержания урока, изменение форм организации, создание условий для развития и реализации одарённости, принимающая реакция окружающих, поддержка психологических служб – всё это шаги к успеху личностно-ориентированного образования. Процессы инклюзии, реализуемые в образовании сегодня, адаптируют образовательную среду к ученикам с особыми образовательными нуждами, значит необходимо продумывать пути эволюции образовательной среды для одарённых учащихся, ведь их образовательные потребности тоже совершенно особенные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с одарёнными и высокомотивированными детьми"

Материал включает в себя четыре пункта: как найти одарённых детей и организовать работу с ними; как управлять результативностью работы с одарёнными детьми - 5 важных правил; как оценить личностные дос...

Выступление "Работа с одарёнными и высокомотивированными детьми"

Материал включает в себя четыре пункта: как найти одарённых детей и организовать работу с ними; как управлять результативностью работы с одарёнными детьми - 5 важных правил; как оценить личностные дос...

Статья "Умственная одарённость,её психологические проявления. Воспитание и обучение одарённых детей.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у реб...

Педсовет "Одарённые и отстающие дети в одном классе: проблемы и решения"

Данный педагогический совет знакомит и раскрывает основные моменты работы с одаренными и отстающими детьми....

Педагогический проект « Социализация учащихся, работа с одарёнными и высокомотивированными учениками на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

Цель проекта:создание условий для социализации учащихся,  воспитания   всесторонне и гармонично развитой личности  на уроках    и во внеурочной деятельности...

Программа « Социализация учащихся, работа с одарёнными и высокомотивированными учениками на уроках и во внеурочной деятельности"

Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание&raqu...

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучения детей с ТМНР страница 56

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучен...