ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (1 класс) по теме

Рассматриваются методы оценки инклюзивного образования в трёх основных моделях, реализуемых на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kirillovaio.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.О.Кириллова

МБОУ «СОШ №198», г.Северск Томской области

 

Инклюзивное образование, долгое время бывшее для российского образования исключением, сегодня становится нормой. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ посещают массовые ясли и сады, школы, лицеи и гимназии, учреждения дополнительного образования вместе со сверстниками. В организации образовательной среды, отборе содержания образования, способах его реализации на любой образовательной ступени функционируют три модели взаимодействия образовательных условий: инклюзии, интеграции, модель культурологического подхода в образовании.  

Каждая из реализуемых моделей основывается на разработанных философских теориях и концепциях. Основой культурологического подхода является культурно-историческая теория Л.С.Выготского, в основе модели интеграции – концепция нормализации ребёнка, инклюзии – социальная модель инвалидности.  

В случае, если особенности развития ребёнка позволяют ему осваивать социальные, культурные нормы, образовательные уровни, ассимилируясь в среде сверстников, то его образование строится в интегративной модели. Ценностью в данном случае выступает норма (или приближение к ней), а индикаторами успешности образования становятся присвоение его содержания, культурных норм, социализированность.  

Если в силу объективного состояния ребёнка приближение к норме затруднено, то акцент в образовании переносится на воспитание толерантного отношения, уважения отличий, социальную адаптацию в инклюзивной среде. В ряду инклюзивных ценностей первым выступает различие между индивидами, а индикатором – адаптированность к среде.  

В модели, реализующей культурологический подход, ценностью является развитие ребёнка, который включен в создание социокультурной развивающей среды. Это включение позволяет формировать способы проявления активности, основы социокультурного взаимодействия в мультикультурной среде. Данная модель более характерна для учреждений дополнительного образования, поэтому индикаторы успешности образования в ней будут достаточно разноплановыми, индивидуальными для каждого.

Несмотря на существенные различия рассматриваемых моделей, специальные образовательные условия для их успешного функционирования едины. Специфика условий определяется планируемым в каждой из моделей образовательным результатом, а общность условий делает возможным включение всех моделей в единую систему открытого (включенного) образования, которое сегодня принято называть «инклюзивным».  Для успешной образовательной работы необходимы:

  • программы (авторские, индивидуальные, модифицированные, адаптированные, комплексные, обеспечивающие разноуровневость и поливариантность образования);
  • подходы (коррекционный, личностно-ориентированный, здоровьесберегающий, реабилитационный и др.)
  • методы (репродуктивный, эвристический, модельный, проблемный, игровой, контекстный, программированный и др.)
  • методики (предметные, авторские, коррекционные, реабилитационные и др.)
  • формы взаимодействия (исследования, проекты, игры, соревнования, фестивали, выставки и т.д.)
  • материально-технические условия (доступная среда, средства обучения и др.)
  • полисубъектное сопровождение и поддержка (психолого-педагогическая, медико-социальная, организованные в оптимальных для ребёнка и семьи формах:  тьюторство, консультирование, коучинг, фасилитация и т.д.)
  • подготовительная и непрерывная работа со средой (по принятию инклюзивных ценностей)

Определение доли каждого из условий в образовании каждого ребёнка-инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень специфично и индивидуально. Ребёнок включается в мультикультурную образовательную среду и новообразованием становится культурное развитие личности (культурологический подход), социальная компетентность (модель инклюзии), культурная ассимиляция со средой (модель интеграции). Образовательные воздействия при этом должны быть сбалансированы, учитывать способности ребёнка, не перегружать сохранные функции, но и не снижать доступного ему социального, культурного и учебного уровней  (амплификация образовательных воздействий).  

Модели взаимодействия образовательных условий функционируют, не исключая, а взаимно дополняя и обогащая друг друга. В одном образовательном учреждении, у одного педагога, на одном занятии могут быть представлены инклюзия, интеграция, культурологический подход к обучающимся – и это нормально. В современном обществе понятие нормы размывается, что создаёт множественность норм, адекватных задачам развития, обучения, культурным потребностям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемое качество инклюзивного образования задаётся его стандартами, разрабатываемыми в настоящее время. Именно стандарты выдвигают требования к результатам образования и процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов планируемым и ожидаемым, вводят понятие «минимального, но достаточного уровня образования». Эти целевые установки становятся критерием определения необходимых ресурсов в каждом конкретном случае. Проект стандарта инклюзивного образования предметом стандартизации выдвигает:

  • уровень результата образования на каждой ступени;
  • структуру образовательной программы;
  • условия получения образования.

Оценка результата образования на каждой ступени требует иного подхода к составлению контрольно-измерительных материалов: дробление заданий, пошаговость выполнения, дозированная помощь, снижение объёма, такая интерпретация результата, которая позволяет видеть продвижение в усвоении материала, и любую оценку результата засчитывает как положительную.

Структура образовательной программы должна включать раздел социализации ребёнка, чего ранее в практике педагогов не случалось. Отсутствие теоретических знаний и практического опыта делает работу по социальной адаптации детей с ОВЗ малоэффективной, сводимой к внеклассной досуговой деятельности. Для развития этого направления работы школам необходимы социальные педагоги, которые личным участием и курированием классных руководителей и учителей-предметников смогут качественно изменить работу по социализации и социальной адаптации ребёнка с ОВЗ к образовательной среде.

В определении условий получения образования, имеющих  достаточно широкий разброс то «универсальной среды» до узкоспециальных технических приспособлений, необходимо руководствоваться сознательным разумным превышением актуальных возможностей и потребностей ребёнка. Ориентация на зоны ближайшего и актуального развития ребёнка позволяют обучению «вести за собой» развитие. Дозированное расширение и усложнение среды жизнедеятельности ребёнка с ОВЗ выстраивается с учётом его образовательных потребностей и возможностей, для стимулирования его дальнейшего развития. 

Для оценки результатов инклюзивного образования детей с ОВЗ применимы:

  • адаптированные стандартные процедуры оценки уровня учебных действий и образовательных результатов;
  • биографический метод (отражает расширение круга и улучшение качества социальных контактов);
  • экспертный метод (как объективную оценку специалистами изменений в области обучения и социализации);
  • метод психодиагностики (как интегральный метод, позволяющий видеть динамику развития интеллекта и познавательной сферы, эмоционального и психосоматического состояний, особенностей личности и межличностных отношений).

В функционировании системы инклюзивного образования, переживающей этап становления, неизбежны проблемы и трудности, проявления неучтённых рисков и эффектов. Обнаруживает себя неготовность к совместному обучению социальной среды, персонала образовательных организаций. Перед специалистами встаёт проблема персонификации образования при массовом характере обучения, отбора содержания образования, нахождения оптимального соотношения социализации/социальной адаптации и образования, проблема объективной оценки в условиях группы/класса, противоречие между доминирующими ценностями культуры (знания, интеллекта как условий достижения желаемого социального статуса и экономического преуспевания) и ориентацией на здоровьесбережение и социализацию.  

Социальная политика, проводимая на государственном уровне, предоставляет каждому человеку равные права и возможности, отсутствие дискриминации по каким-либо признакам. Гуманизация образования, формирование системы образования, открытого для каждого, создаёт более справедливые условия для конкурентной борьбы между людьми с различными возможностями и способностями, реализует принцип партнёрства на основе культурного диалога личностей.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. И в настоящее время начальная школа, которая является  важны...

Программы оценки качества школьного образования в РФ.

Целью  программы является повышение качество образования и улучшение результатов обучения. Лозунг этой программы – «Когда дети учатся, нации процветают». В рамках программы осуществляются инициат...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования.

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на осн...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...