Технологии современного урока
методическая разработка по теме

Шевченко Светлана Николаевна

Основа современного урока – это деятельностный метод обучения

Апробация и внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие  каждого ученика.Цель: развитие личности ребёнка на основе освоения УУД

Приоритет –умение самостоятельно решать жизненные задачи

Актуальны такие качества:

•      Разработка и проверка гипотез

•      Умение работать в проектном режиме

•      Инициативность в принятии решений и др.

Результаты образования прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Основа развития личности: умение учиться-познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tekhnologii_sovremennogo_uroka.zip1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Технологии современного урока

Слайд 2

Основа современного урока – это деятельностный метод обучения

Апробация и внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие  каждого ученика.

Цель: развитие личности ребёнка на основе освоения УУД

Приоритет –умение самостоятельно решать жизненные задачи

Актуальны такие качества:

  • Разработка и проверка гипотез
  • Умение работать в проектном режиме
  • Инициативность в принятии решений и др.

Результаты образования прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Основа развития личности: умение учиться-познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве.

Слайд 3

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода 

 1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2. Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов

3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.

4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

Слайд 4

Четыре группы уроков по целеполаганию :

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

Слайд 5

Структура уроков ведения нового знания

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Слайд 6

Мотивирование к учебной деятельности.

  • Ассоциативный ряд
  • Ролевой сюжет        
  • Проблемная ситуация          
  • Проблемный вопрос        
  • Видео сюжет        
  • Музыкальный фрагмент
  • Вопрос-размышление
  • Беседа , подводящая к теме
  • «Мозговой штурм»
  • ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать)

Ассоциация это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. На простых примерах практически на любом уроке в начале изучения темы спрашивают детей, какие ассоциации вызывает у них слово. В ответ будет дан длинный ряд слов, понятий, имен.

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. Каждый выдвигает свою идею. Правила мозгового штурма таковы:

  • Принимать все идеи, даже абсурдные.
  • Никакой критики. 

Таким образом, создается банк идей, происходит конструктивный поиск выхода из проблемной ситуации, с учетом почти всех возможных и невозможных вариантов. Лучший вариант выбирается группой путем общего голосования, но обычно это не нужно, так как очевидность правильного ответа всегда на поверхности.

Слайд 7

Актуализация знаний

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».

Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ. Технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) и технологии развития критического мышления (ТРКМ) помогают активизировать мыследеятельность на разных этапах урока.

Слайд8

Изучение нового материала 

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от  многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.

Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что  даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

  • Работа с литературой
  • Анализ ситуации         
  • Работа по инструкции
  • Групповая работа
  • Поисковая работа по группам
  • Сравнение, сопоставление
  • Рассказ-эстафета        
  • Составление схем        
  • Заочное путешествие
  • Работа с компьютером
  • Работа с сигнальными карточками
  • Комментированное чтение
  • Экскурсии         
  • Презентации         
  • Мини-проекты        
  • Мини-исследование        
  • Эксперименты         
  • Опыты         
  • Текст с ошибками
  • Составить определение
  • Синквейн        
  • Игра «Верите ли вы что…»
  • Инсерт

Слайд 9

Приём "Инсерт".

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

Приём используется в три этапа:

  1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
  2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
  3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Слайд 10

Обсуждение и решение проблем 

В большинстве случаев поиск решения проблемы происходит на этапе изучения  нового материала. Однако умению решать проблемы необходимо учить, и не всегда это уместно и эффективно в том, случае, когда не хватает знаний. Представляется возможным отводить время на уроке для формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана.

Слайд 11

Кластер- это графический прием систематизации материала. Вокруг располагаются крупные смысловые единицы определяющие суть главного слова. Система кластеров охватывает большее количество информации.

Как правило для решения учебных задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность детей.  На данном этапе было бы эффективно решать  не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. В настоящий момент не все современные учебники и задачники наполнены поистине учебными задачами, решение которых формирует универсальные действия школьников. Поэтому, учитель может использовать алгоритм  разработки  изобретательской  или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями,  соответствующими требованиям  системно-деятельностного подхода. А так же можно использовать иные педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся.

Слайд 12

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Найди ошибку»        
  • Диктант
  • Словарная работа
  • Кроссворды         
  • Рассказ по опорному конспекту
  • Классификация
  • Логические цепочки, схемы
  • «Верю, не верю»
  • Игры-викторины
  • «Что? Где? Когда?»

Слайд 13

Включение в систему знаний и повторение.

  • Тест         
  • Составление таблиц        
  • Задание на соответствие        
  • Группировка материала
  • Взаимопроверка         
  • Составление кластера        
  • Решение или составление кроссворда
  • Метод 6 шляп
  • Вернисаж         
  • Презентация        

Слайд 14

Формирование умения задавать вопросы

Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни  каждого человека. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. С этой целью можно использовать как «Ромашку вопросов Блума», так и авторские педагогические приемы.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

  1. Простые вопросы: «Что?», «Сколько?», «Это?» «Из чего состоит?» и т.д.
  2. . Уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял?» « Иными словами, ты сказал…?»
  3. Практические вопросы: «Как то, что мы узнали, может применено в жизни?»
  4. Оценочные вопросы: «Каковы были ваши чувства? « «Что кажется интересным?  « Что кажется понятным?» « Что кажется полезным?»
  5. Творческие вопросы:  «Как бы вы изменили?»  « Что бы вы изменили?» «Что можно было бы сделать,  если бы?»
  6. Интерпретационные (объясняющие) вопросы : «Почему?» , ответ по плану: во-первых, во-вторых, в – третьих.

Слайд 15

Тонкие и толстые вопросы

Слайд 16

Приём «Ключевые термины»

Слайд 17-18

Рефлексия

В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.

Слайд 19-20

Шесть шляп мышления Эдвард де Боно

В основе лежит конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, как в дискуссии, а сосуществуют.

Слайд 20-21

Работа с понятиями

  • Кодекс морали
  • Создание коллажей
  • Прием синквейн

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Прием "Телеграмма"

'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Слайд 22- 24

Приемы и техники

Прием  “Нестандартный вход в урок”

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Пример.

Физика. Тема урока «Теплопередача».

До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая.

Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Приём  “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие

Приём  “Удивляй!”

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует:

  • умение анализировать;
  • умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Приём  “Фантастическая добавка”

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Приём “Необъявленная тема”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Приём  «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой Приём “Игровая цель”

Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует:

  • учебные умения;
  • умение работать в команде;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

сформированности культуры поведения.

Приём  «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример.

Русский язык:

голова - Орфограммы-гласные буквы

верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

нижние косточки - морфема, правило

хвост- знать условия выбора буквы.

Приём  “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

. Приём  “Рюкзак”        

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

Слайд 25

Желаю удачи, творческих побед и душевного счастья!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные технологии современного урока в начальной школе".

«Инновационные технологии современного урока в начальной школе». В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли  на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому для учителя  особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как создать...

Технология современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»          Выступлениепо теме: «Технология совре...

Технология современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода

Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....

Технология современного урока

Презентация для педагогов начальных классов, которые работают по ФГОС....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли  на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому для учителя  особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как создать...

Технология современного урока в начальной школе на основе системно - деятельностного подхода

Статья, описывающая технологию современного урока в начальной школе....