Надо ли ругать за плохую успеваемость?
методическая разработка на тему

Зверева Мария Васильевна

Надо ли ругать за плохую успеваемость?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_klassn.nado_li_rugat_za_plohuyu_uspevaemost.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Надо ли ругать за плохую успеваемость?

Цель. Уверить родителей в необходимости ежедневного общения с ребёнком и контроля за его успехами в школе.

Вот и прошёл праздник. Начались будни. Дети переступили порог школы с  одним желанием: хорошо учиться. Пройдёт немного времени, и они познают как радость, так и горечь, связанные с оценкой.

В психике ребёнка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с действиями сверстников. И это проявляется в любой деятельности. Ребёнку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные.

Дети всегда соревнуются, ив любой работе, ив любой игре: кто сильнее, кто выше, кто быстрее. Стремление проявить себя не хуже других сказывается в любых обстоятельствах.

Любое обучение несёт дух соревнования, поэтому нет школьников, равнодушных  к своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радостное, счастливое состояние»заработавшего» похвалу учителя м подавленное, тоскливое настроение получившего от учителя замечание по поводу невыполненного задания, грязного ведения тетради или невнимательного слушания учителя на уроке. Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас замечания учителя оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребёнка. Для какого-то ученика хорошая учёба – окрылённость, взлёт, вера в себя, а низкая – падение, крушение надежд.

Успехи в школе сосредоточивают в себе и собственные устремления детей, и притязания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, и плохая успеваемость переживается также дважды: и в школе, и дома. Некоторые дети так переживают свои неудачи, что их видно со стороны даже постороннему человеку. И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе не ставятся оценки, это очень разумное решение.

Однако вот тут-то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей, пока не ставились отметки, сказывается в будущем неприятностями для ученика.

«Как дела, Рома?» - спрашивает мама. «Хорошо!» - отвечает Рома. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно. Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положение. За старание, хорошую работу – похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и добиться улучшения. Именно с первых дней первоклассник должен ощутить помощь и контроль родителей, а позже, когда запущена учёба и в дневнике появились неприятные записи, это будет сделать труднее.

В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успеваемость детей, чувствительные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую отметку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая оценка их может совершенно расстроить и вызвать слёзы. Но к детским слезам взрослые часто относятся очень спокойно.

Но если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в течение длительного времени приводят к истощению нервной системы и могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сердечнососудистой системе.

Страх быть вызванным учителем на уроке и боязнь получить при этом плохую отметку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей, что это приводит к заболеваниям, так называемым школьным неврозам. В медицинской практике известно, что такие дети утром, перед школой, начинают жаловаться на плохое самочувствие, и оно действительно может быть: это бывают боли в желудке, рвота, даже повышение температуры. И стоит такого ребёнка оставить дома – болезнь как рукой снимает.

Конечно, в силу характера ученика или сложившихся невысоких требований родителей не все дети склонны так переживать свои неудачи в школе. У них может быть своеобразная адаптация к своему положению. У таких учеников большое потрясение может вызвать хорошая отметка, нежели плохая. И этот психологический момент надо обязательно учитывать и использовать. Казалось бы, чего стоит простое одобрение: «Вот видишь, ты можешь хорошо писать, у тебя чистая тетрадь, а посмотри, как ты красиво написал эти буквы, я верю в тебя». Вроде бы, незначительное замечание, но как оно может поднять дух и заставить стараться детей!

И здесь хочется заметить, какое тонкое понятие – воспитание и как важно сказать нужные слова вовремя и к месту. Между тем нередка такая ситуация. Дочка получила низкую оценку по чтению. Мама раздосадована. При разговоре с соседкой, обсуждая этот факт, добавляет: «А ведь способная, может хорошо учиться, если захочет. А вот не старается!» тут же сидит маленькая ученица, и, как говорится, «наматывает» эти слова на ус». «Вот, - думает она с гордостью, - я способная, только не хочу, а вот если захочу…» Это «если захочу» так и может остаться нереализованным из-за родительского промаха, из-за недостаточной твёрдости в один момент и недостаточной мягкости в другой.

Особую напряжённость вызывает оценка, если у родителей повышенный уровень притязаний к своим детям, которые не имеют достаточных способностей к обучению. Несмотря на это, родители, чаще тщеславные отцы, добиваются, чтобы их сын или дочь обязательно были отличниками. В этом случае предметом расстройств школьника может стать малейшая неудача.

Для таких ребят любой ответ у доски, каждая контрольная работа даётся ценой большого нервного напряжения. Специальные исследования показали, что в ситуации ответа на оценку организм человека находится в состоянии напряжения: учащается сердцебиение, увеличивается частота дыхания, повышается давление. Повышенное нервное напряжение приводит к быстрому умственному утомлению. Такое напряжение организма расценивается как стрессовое. А оценка представляет стрессовый фактор. Постоянное нервное напряжение, переживание за отметку могут приводить к истощению нервной системы. Поэтому порицать тревожных детей за низкую успеваемость надо очень осторожно.

Вот поэтому некоторым родителям, которые очень ратуют за выставление отметок, следует подумать: а нужны ли оценки с первых дней учёбы ребёнка в школе? А не лучше ли просто следить за тетрадями, чтением, увлечённостью учёбой? То есть сделать так, чтобы ребёнок бежал с радостью в школу за знаниями, а не за отметками.

Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграждать. Другое дело – как?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надо ли ругать за двойку? Материал для проведения родительского собрания

Материал для проведения родительского собрания в 1 или 2 классе....

Почему дети ругаются?

Консультация для родителей о речевом воспитании детей в семье....

Я. Л. Обухов: Скажи мне, как ты ругаешься, и я скажу, кто ты

В ситуациях эмоционального напряжения или срыва - при ссоре, оплошности - многие люди часто нуждаются в адекватном словесном выражении этого состояния. Мат - это не столько стремление нагрубить,...

Надо ли ругать за плохую успеваемость?

Обучение в школе важный стимул умственного развития ребёнка. Необходимо поддерживать его интерес к учению, помочь ему почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у него наблюда...

Если ребёнок ругается матом...

Статья помогает взрослым ответить на вопросы:1. Кто виноват? 2. Почему дети используют мат?3. Что делать?...

Тематическое родительское собрание "Роль оценки в процессе обучения школьника. Надо ли ругать за двойку?"

Беседа с родителями о роли оценки в процессе обучения школьника, о том, что успехи в школе сосредотачивают в себе собственные устремления детей и притязания родителей....

Родительское собрание в 1 классе НАДО ЛИ РУГАТЬ ЗА ПЛОХУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ?

Уверить родителей в необходимости ежедневного общения с ребенком и контроля за его успехами в школе....