Пути совершенствования профессиональной компетентности учителя в процессе реализации ФГОС
статья на тему

Любовь Николаевна Ковкова

Педагогические инновации рассматриваются как целенаправленная деятельность по созданию и внедрению в педагогическую практику инновационных элементов разных уровней и содержания.

Профессиональная  готовность  является  закономерным  результатам  специальной  подготовки, самоопределение, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. 

Модернизация всей системы образования требует от учителя постоянного творчества, педагогических находок и развития умений экспериментировать и внедрять в процесс обучения и воспитания современные методы преподавания. Таким образом, деятельность учителя – это сложный по

функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий от него проявления личностных качеств и профессионального мастерства. Определяющими факторами в педагогической деятельности учителя выступают положительное   мотивационно-ценностное   отношение к педагогической профессии и готовность к качественному выполнению профессиональных функций.

Идея: учитель – ключевая фигура не только в образовании, но и в обществе в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovkova_l.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Министерство образования и науки

управление образования администрации

округа Муром Владимирской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 4»

Форум образовательных инициатив

Мастер – класс

Номинация «Учитель – ключевая фигура в образовании»

Тема «Пути совершенствования профессиональной компетентности учителя       в процессе реализации ФГОС»

Авторы: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Любовь Николаевна Ковкова,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Альбина Викторовна Шешунова

2014г.

Введение.

Современное  состояние  отечественной  образовательной  системы  характеризуется  активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс.  

Педагогические инновации рассматриваются как целенаправленная деятельность по созданию и внедрению в педагогическую практику инновационных элементов разных уровней и содержания.

Профессиональная  готовность  является  закономерным  результатам  специальной  подготовки, самоопределение, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания.  

Модернизация всей системы образования требует от учителя постоянного творчества, педагогических находок и развития умений экспериментировать и внедрять в процесс обучения и воспитания современные методы преподавания. Таким образом, деятельность учителя – это сложный по

функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий от него проявления личностных качеств и профессионального мастерства. Определяющими факторами в педагогической деятельности учителя выступают положительное   мотивационно-ценностное   отношение к педагогической профессии и готовность к качественному выполнению профессиональных функций.

Идея: учитель – ключевая фигура не только в образовании, но и в обществе в целом

Цель мастер-класса: проанализировать систему психолого-педагогические сопровождения.

Задачи мастер-класса:

  Систематизировать  понятийно-теоретическое  поле:  определиться  с  понятием  “готовность педагога  к  инновационной  деятельности”;  определить  основные  пути  и  технологии формирования данного качества.

  Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой (слайд 2)

Оборудование мастер-класса:

  Компьютер.

  Проектор.

  Презентация мастер-класса.

  Раздаточный материал для индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Аудитория мастер-класса: участники форума – учителя начальных классов

Ход мастер-класса:

1.Организационный момент:

  Приветствие.

  Представление ведущего.

  Краткая  характеристика  мастер-класса:  тема,  цели,  задачи,  деятельность  (индивидуальная групповая и фронтальная работа).

  Раздача индивидуальных рабочих листов мастер-класса.

  Организация  первой  части  работы  по  графической  схеме  «ЗХУ»  («Знаем.  Хотим  узнать. Узнали»). Разъяснение 1 и 2 колонки. Фронтальное обсуждение, заполнение 1 и 2 колонок общей

схемы на доске.

Энергизатор-1,2, 3,   Упражнение-Знакомство «пропой своё имя»

Знаем  Хотим узнать  Узнали

2. Основной этап.

1)  Современное  состояние  отечественной  образовательной  системы  характеризуется  активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс.  

Педагогические инновации рассматриваются как целенаправленная деятельность по созданию и внедрению в педагогическую практику инновационных элементов разных уровней и содержания.

Профессиональная  готовность  является  закономерным  результатам  специальной  подготовки, самоопределение, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания.  

Модернизация всей системы образования требует от учителя постоянного творчества, педагогических находок и развития умений экспериментировать и внедрять в процесс обучения и воспитания современные методы преподавания. Таким образом, деятельность учителя – это сложный по

функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий от него проявления личностных качеств и профессионального мастерства. Определяющими факторами в педагогической деятельности учителя выступают положительное   мотивационно-ценностное   отношение к педагогической профессии и готовность к качественному выполнению профессиональных функций.

 Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности  является высокая ответственность, инициативность и творческая активность.

Одним из важных качеств педагога, условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности.

3.Мозговой  штурм  -  Что же такое готовность педагога к инновационной деятельности? (фронтальное обсуждение, фиксация ключевых моментов на доске) (слайд 3)

Под  готовностью  к  инновационной  деятельности  понимается  совокупность  качеств  учителя, определяющих  его  направленность  на  развитие  собственной  педагогической  деятельности  и деятельности  всего  коллектива  школы,  а  также  его  способности  выявлять  актуальные  проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения  

Первая  составляющая  готовности  учителя  к  инновационной  деятельности  –  наличие  мотива включения в эту деятельность  

Вторая  составляющая  рассматриваемой  готовности  –  комплекс  знаний  о  современных требованиях  к  результатам  школьного  образования,  инновационных  моделях  и  технологиях образования,  о  том,  что  определяет  потребности  и  возможности  развития  существующей

педагогической практики  

Третий компонент готовности  учителя к инновационной деятельности  – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций  (слайд 4)

4.Упражнение  «Перечислите инновационные технологии,  

какие из них вы используете в работе»

Готовность  к  инновационной  деятельности  в  современных  условиях  –  важнейшее  качество профессионального  педагога,  без  наличия  которого  невозможно  достичь  и  высокого  уровня педагогического мастерства

  5.  Для  того,  чтобы  выявить  уровень  готовности  педагогов  к  инновациям,  нами  используется методика «Незаконченные предложения» Сакса.  Продолжите предложения (индивидуальная работа)

  Современное  образование  нуждается  в  успешных  педагогах.  Только  успешная  личность  сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей.

Педагог - ключевая фигура в образовании. Будущий и сегодняшний интеллектуальный потенциал общества, образовательной системы, отдельного образовательного учреждения зависит от профессиональной квалификации, творчества, социальной активности педагога, наличия у него

стимулов для самоотдачи в работе и самообразовании, то есть от его индивидуально-личностных качеств.  

6.упражнение «Портрет идеального учителя».  (слайд5)

  Объединившись  в  группы  по  5-7  человек,  на  листе  бумаги  при  помощи  маркеров,    нарисуйте  портрет  идеального  учителя  для  нашей  школы.  Портрет  создается  следующим  образом:  лист передается  по  кругу,  и  каждый  участник  рисует  только  одну  черту,  необходимую,  по  его мнению,  идеальному  учителю.  Нужно    перечислить  10  характеристик  идеального  учителя.

Группы представляют результаты своей работы. Фронтальное обсуждение наиболее важных 10 качеств  учителя.  После  этого  индивидуальная  работа  по  сравнению  своих  личностных особенностей с качествами идеального учителя.  

 Современное  образование  нуждается  в  успешных  педагогах.  Только  успешная  личность  сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей.

Основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются (Слайд 6):

- высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания,

- психологическая компетентность,

- педагогическая самостоятельность,

- методическая оснащенность реализуемых программ,

- высокая степень принятия обучающимися.

    Обсуждение: «Мы считаем, что дети должны знать то, что знаем мы. Хотя, к сожалению, сами мы  зачастую  не  знаем  того,  что  знают  они.  Чтобы  быть  авторитетом  для  детей,  быть  им интересными, необходимо быть с ними на одной волне»(слайд 7)

Подходит к завершению наш мастер-класс, я надеюсь, что многое  для вас   было  нового и интересного   Мы  вместе  многому  научились.  Старайтесь  чаще  испытывать  радость,  ценить  каждое  мгновение жизни.

3.  Этап  рефлексии.  Уважаемые  участники  мастер-класс,  ваше  мнение  о  эффективности    его очень ценно для нас. Напишите, пожалуйста, какое значение имел для вас  мастер-класс.

Организация  итоговой части работы по графической схеме «ЗХУ» («Знаем. Хотим узнать. Узнали»).

Знаем  Хотим узнать  Узнали

    Оценка  приобретений  мастер- класса:

-узнали

-скорректировали

-научились

-поняли

-решили

-…………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....

Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС

В статье описывается опыт работы по развитию профессиональных компетентностей учителя....

Пути повышения профессиональной компетентности учителя

Повышение уровня преподавания в школе –актуальная методическая проблема,которая волновала и продолжает волновать ведущих зарубежных и отечественных ученых-методистов.Особенно остро звучит она на...

Семинар ШМО «Инновационный опыт профессиональной компетентности учителя в аспекте реализации задач ФГОС»

Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях для достижения более высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и пра...

Презентация на тему: " Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС"

Презентация на тему: "Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС" будет полезна   педагогам в методической работе...