Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Комарова Татьяна Владимировна

Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_perekhoda_v_srednee_zveno.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС

Каждому взрослому человеку  известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное.

 И тогда человека  одолевают самые противоречивые чувства:  печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного... Он находится в постоянном напряжении.

Каждому взрослому  знакомо подобное состояние.  Тогда становится легче понять психологическое состояние ребенка в трудный период его жизни -в промежуток перехода из начальной ступени обучения в среднее звено (между статусом младшего школьника и младшего подростка).

Как и взрослые, дети 10 – 11  лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом; у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые «шероховатости» характера; упрямство, несосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п. Ребенку трудно. И взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье цепей, желаний, ожиданий.

Приход на экскурсию в среднюю школу, приобретение нового портфеля, пенала и прочих школьных аксессуаров придают некоторую определенность контурам школьного будущего пятиклассника и значительно успокаивают душевную сумятицу ребенка.

Для ребенка приход в школу — это своеобразное «оформление на должность» (по меткому выражению ТА. Нежновой). И должность эта весьма заманчива, но для большинства детей выступает своей внешней стороной. «Настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель Школьных Правил. Он слушает(ся) учителя, поднимает руку и получает отметки» — сыграть а такую игру жаждет практически любой будущий пятиклассник

Но достаточно ли психологически подготовлен обладатель подобных представлений для успешного начала обучения в средней школе?

Нам кажется, что в таком слишком поверхностном детском представлении о школе таится серьезная опасность и для ребенка, и для его будущего учителя. ?

Наш курс «Введение в школьную жизнь. Пятая ступенька» создан для того, чтобы на пороге средней школы, в промежутке между статусом младшего школьника  и младшего подросткам, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника».

Это своеобразное посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

 Цель курса: формирование положительного отношения к школе.

 Задача курса : Создание условий, способствующих успешному протеканию процесса адаптации учащихся пятых классов при переходе из начальной ступени обучения в среднее звено.

 Курс состоит из четырех разделов:

Подготовительный этап:

Время проведения: IV учебная четверть

- Психологическая игра «Впереди у нас – пятый класс!»

- Открытые занятия для четвероклассников (химия, физика, история и др.)

Цель: повышение учебной мотивации (май)

- Экскурсия по средней школе (IV учебная четверть)

Основной этап:

Время проведения: I учебная четверть

- I  раздел  -  5 занятий, которые лучше проводить в период адаптации пятиклассников, т.е. в сентябре - ноябре ( 1 четверть).

Занятие состоит из нескольких частей :

1)      интеллектуальная минутка (3 мин);

2)      активизация  познавательных способностей (15 мин.);

3)      валеологическая пауза (5 мин);

4)      развитие навыков сотрудничества и общения. (15 мин.)

5)      Рефлексия (2 мин)

Общая продолжительность занятия- 40 мин.

II раздел  – проведение «Недели пятиклассника»

III – раздел  – диагностика учащихся 5 классов (начальный этап)

Результатами обучения на курсе является формирование навыков сотрудничества и общения, активизация процессов памяти, внимания, что является необходимым условием для успешного протекания процесса адаптации школьника к условиям среднего звена.                

Содержание занятий курса «Пятая ступенька»

(II раздел) 

№ пп

кол-во

часов

тема занятия

1

1

«День знакомств»

- Игра «Будем знакомы!»

- Виртуальная экскурсия по школе «Путешествие по школе от А до Я»

2

1

«День правил»

- Знакомство с правилами  школьного  этикета.

Интеллектуальная игра «Этикет для подростков»

3

1

«День наук»

Интеллектуальная игра «ШКОЛА»

4

1

«День класса»

Психологическая игра «Планета моего класса»

- Написание мини - сочинений «Моя новая школа»

5

1

«Школьный день»

Интеллектуальная игра «Строим школу радости, школу успеха»

Рисование на тему «Моя новая школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)

Комплекс экспресс методик для определения уровня познавательных способностей учащихся с помощью которой, можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного...

Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...

Диагностика готовности ребенка к переходу в среднее звено

Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень...

Педагогический совет по теме "Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в условиях ФГОС"

Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления....