Технология дифференцированного обучения
статья по теме

Вардазарян Нунэ Размиковна

Успешность процесса учения в настоящем зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, то есть дифференцированное обучение. В настоящее время это одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

Овладение инновационными образовательными технологиями в связи с введением ФГОС НОО.

( технология дифференцированного обучения )

Выполнила: Вардазарян Н.Р.

2013

«Любить детей - этого мало,

 Надо знать их».

       Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, мы учителя ищем модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

    Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели  воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности . Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя , свои индивидуальные особенности, чтобы он мог стать подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

   Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.    Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.

    Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения  Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски и  исходить из  этого утверждения заставляли нас не законы природы, а идеология.  В результате этого школу не любили, а нередко и ненавидели  не только “лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.

    Большинство применяемых в образовании технологий было ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносило значительных результатов в обучении.

  Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую мы вынуждены вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления,  памяти. Поэтому  нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.

       Успешность процесса учения  в настоящем зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, то есть дифференцированное обучение. В настоящее время  это одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы.

     Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

       Цели дифференцированного обучения:

  • обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает  учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

    Основная задача: 

  • увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

    Дифференцированным можно считать учебно-воспитательный процесс,  для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

   Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:

  • Внешняя дифференциация, которая  предполагает создание особых типов школ и классов, куда зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями.
  • Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы),

предполагающая организацию работы внутри класса, соответственно группам учащихся, отличающихся  одними  и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Организация  внутриклассной  дифференциации включает несколько этапов:

  • определение критериев в соответствии, с которыми создаются группы;
  • проведение диагностики на основе выбранных критериев (наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы);
  • распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой;
  • определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий;
  • реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока;
  • диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Положительные стороны дифференцированного обучения:

  • сильным учащимся можно дать время на самостоятельное выполнение задания;
  • слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • создаётся ситуация успеха;
  • повышается самооценка у слабого;
  • повышается уровень мотивации.

    При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учёт выполнения работы учащимися:

  • фиксация ошибок, затруднений;
  • определяется динамика развития;
  • в соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий.

    Распределение по группам не  является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперёд.                

          При делении на группы педагоги выделяют два главных критерия:    

  • успеваемость;
  • способности .

 Для этого используются результаты  педагогической  диагностики проводимой школьным психологом и  учителем.  Ее характер определяется выбранным критерием дифференциации. 

     Так,  для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель должен проанализировать результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях.  Наиболее полную картину дают разноуровневые  проверочные  работы.  На основе результатов диагностики дети распределяются по группам (уровням).  Психологи не рекомендуют рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, или возникнет недоброжелательное отношение к ним. Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель  может зачитать состав групп, дать им нейтральное название.

 Можно  и не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп.

1-ая группа - ученики , которые ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач. Это учащиеся:

  • с высокими учебными способностями и возможностями;
  • с хорошими показателями успеваемости по определенным предметам;
  •  с большим словарным запасом;
  •  умеющие хорошо работать;
  • с уравновешенными процессами возбуждения и торможения;
  • обладающие устойчивым вниманием;
  • в ходе обучения успешно осваивающие процессы обобщения.

2-ая группа – ученики, которые выполняют задания первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам. Это учащиеся:

  • со средними способностями и показателями обучаемости;
  •  с интеллектуальной работоспособностью;
  • с учебной мотивацией и интересом;
  • с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения;
  • их представления бедны и отрывочны;
  •  для запоминания материала им необходимы многократные повторения;
  •  внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности;
  •  уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа – ученики, которые требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений на уроке. Это учащиеся:

  • с низкими учебными способностями;
  • нет сформированности познавательного интереса, мотивации учения;
  • с низкими показателями успеваемости;
  •  быстрой утомляемостью;
  •  с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий;
  • они попадают в разряд “слабых”;
  • они медлительны, апатичны, не успевают за классом;
  •  при отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе;
  •  отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

       Состав групп ( уровней)  позволяет нам адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развития” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

      «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора», -   сказал Ш.А.Амонашвили.   Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом, где варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики  могут сами определять  какой вариант будут выполнять. Возможно применение учителем  игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Это могут быть кораблики, которые попали в шторм, и которых  нужно  спасти. Учащимся надо  выбрать, какой корабль  каждый из них будет спасать. Труднее всего спасти большой корабль,  полегче - средний,  еще проще - маленький. Но даже если  они будут спасать маленький корабль , всё равно будет польза. Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Игровая ситуация может меняться.

     Но дифференцированная работа не может использоваться на каждом уроке. Для этого  учителем учитывается тип урока, его цели и содержание.  На уроках закрепления и повторения ранее изученного  материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом, а выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений. Дифференцированные задания  могут быть записаны на доске. Некоторые способы дифференциации, например, по степени самостоятельности вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети  могут сами выбрать  себе задание.

      Форма предъявления дифференцированных заданий:

  • индивидуальные карточки;
  •  записи заданий на доске в двух-трёх вариантах;
  •  устные указания.

    Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных первой группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй  и  третьей групп.

   По содержанию учебных заданий  дифференциация может быть:

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму.

  Способ организации дифференцированной работы тоже может быть разным:

  • по степени самостоятельности;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

     Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы можно оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию  (учитель не сообщает, какие задания проще, какие  труднее,  не использует рисунки - учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности). Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности учебной мотивации можно учитывать при подборе заданий. Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива. Например, на одном конверте красочная картинка , а задания при этом самые обычные из учебника.  Во второй конверт помещаются задания, которые можно выполнять в паре   или группе. В третьем конверте - творческие, нестандартные задания. Обычно  первый  конверт выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов,  третий -для тех детей,  у которых развиты познавательные мотивы.

     Мы приходим к выводу, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует  повышению их познавательных интересов.

        Модернизация Российского образования и смена образовательной парадигмы в настоящее время  связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование  современных технологий обучения.  Преимущества  этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала  личности.

        Современная парадигма образования состоит в переходе  образования  на деятельностное, личностно-ориентированное обучение. Наша школа должна дать выпускнику не только сумму знаний, но и предполагать ориентацию на развитие их личности. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими. 

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»

Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...

Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.

ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Доклад "Использование технологии дифференцированного обучения"

доклад по использованию современных образовательных технологий...

Основные понятия технологии дифференцированного обучения

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение ...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе

Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе

Цель - рассмотрение дифференцированного подхода к проведению уроков математики...