ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
статья (4 класс) по теме

Статья по теме  Оценка личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС.Я считаю ,что личностные результаты самые важные в воспитании детей.

Хотелось бы уделить внимание технологиям оценки личностных

компетенций учащихся и тому инструментарию, который будет использовать

учитель начальных классов.Способы оценки личностных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА  ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ  ФГОС.

   Личностные результаты – есть совокупность личностных качеств, которые необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной траектории; социального действия и морального поведения (ценностно-смысловые установки учащихся); здоровья и безопасности как условие успешной жизни в современном мире.

  Достижение учащимися личностных результатов является приоритетной  целью образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.   ФГОС определяет в качестве ведущей задачи   школы построение культуросообразных стратегий  управления личностным развитием школьников.ФГОС ОБЩЕГО (НАЧАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ стоящих перед современным педагогом является оценка предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования одной из профессиональных задач, задачи? Представляется, что он должен знать и глубоко понимать психологию, владеть в совершенстве технологиями деятельностного обучения, методами оценки результатов образования.

      Несмотря на комплексный подход к оценке результатов образования

(оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего об-

разования), хотелось бы уделить внимание технологиям оценки личностных

компетенций учащихся и тому инструментарию, который будет использовать

учитель начальных классов.

  Объектом оценки личностных результатов, являются сформированные

у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных

блока:

- самоопределение — сформированность внутренней позиции обучаю-

щегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; ста-

новление основ российской гражданской идентичности личности как чувства

гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической при-

надлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать се-

бя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

- смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла

(«значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы

учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что

я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению

этого разрыва; морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диаг-

ностика результатов личностного развития. Методы диагностики, используе-

мые педагогом, на наш взгляд, могут быть следующие: анализ продуктов дея-

тельности учащихся, стандартизированное наблюдение, тестирование, с ис-

пользованием скрининговых (быстрых и простых) методик, экспертный опрос, анкетирование родителей, анализ письменных контрольных работ учащихся, анализ результатов учебных проектов и внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

  В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником

качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной

позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

  Еще одним методом оценки личностных результатов учащихся

используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, стематизировать, классифицировать. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя. В разделах рабочего портфолио представлена информация о спортивных достижениях, об участии в олимпиадах, научно-практических конференциях, в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования.

     Система оценки достижения планируемых результатов призвана способствовать: 
- поддержанию единства всей системы образования; 
- обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
    Функции системы оценки достижения планируемых результатов:
- ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО;
- обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
    
     Объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в три основных блока:
- сформированность гражданской идентичности личности;
- готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направлений профильного образования;
- сформированность социальных компетенций, включая ценностные смыслов
ые установки и моральные нормы.

  Оценка личностных результатов
Объектом оценки  личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

   Основное содержание оценки личностных результатов на ступени  общего образования строится вокруг оценки:
• сформированности  внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
• ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности  основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности  самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

  Оценка  личностных результатов осуществляется: 
1. В ходе  неперсонифицированных  мониторинговых исследований  школьным психологом, обладающим необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. 
2. Оценка  личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию  у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
 Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.