Педагогический проект. Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
проект по теме

     Представляю разработку педагогического проекта по теме саммобразования: " Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных УУД младших школьников".   Предлагаю модель  организации процесс обучения по требованиям ФГОС, чтобы успешно формировать познавательные универсальные учебные действия младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_1.pptx339.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « СОШ № 2 им. А.И.Исаевой» Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» Дж. Герберт

Слайд 2

Универсальные учебные действия "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы - это невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосоверщенствованию , путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Функции УУД: Обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации.

Слайд 3

Познавательные универсальные учебные действия Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Достижение планируемых универсальных действий происходит через следующие подходы: - деятельностно-ориентированное обучение; - учение, направленное на решение проблем (задач); - проектные формы организации обучения. Актуальность: Технология деятельностного метода, по ФГОС выступает как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Слайд 4

Противоречие Между растущей информированностью детей и трудностями обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, несформированностью внутреннего плана действий, трудностью логического мышления и воображения. Проблема: Как следует организовать процесс обучения по требованиям ФГОС, чтобы успешно формировать познавательные универсальные учебные действия младших школьников?

Слайд 5

Гипотеза: Если не создать условия, обеспечивающие развитие познавательных УУД в образовательном процессе, то утратиться ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. Цель: Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе.

Слайд 6

Задачи: Изучить и проанализировать психолого – педагогическую, методическую литературу по теме. 2. Определить приёмы и методы технологии деятельностного метода, обеспечивающие формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников. 3. Отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования познавательных УДД. 4. Использовать диагностический инструментарий успешности формирования познавательных УУД. 5. Привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД

Слайд 7

Педагогический ориентир - результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником. Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю Язык ребенка «Я учусь» «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему»

Слайд 8

Условия , обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?« и "Как мне этому научиться?" Учитель знает: - важность формирования универсальных учебных действий школьников; - сущность и виды универсальных умений, - педагогические приемы и способы их формирования. Учитель умеет: - отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД; - использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД; - привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД.

Слайд 9

Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения. Педагогические ориентиры: Исследовательская культура В сфере познавательных УУД выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Слайд 10

Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные ( произвольное построение речевого высказывания, формулирование познавательной цели, выделение информации, структурирование знаний, выбор способов, рефлексия, постановка проблемы, создание алгоритмов…) Логические учебные действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование) Постановку и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Знаково-символические действия ( моделирование – пространственно –графическое, знаково-символическое)

Слайд 11

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа 2100» в начальной школе Познавательные УУД 1 класс 2 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Слайд 12

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа 2100» в начальной школе Познавательные УУД 3 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Слайд 13

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа 2100» в начальной школе Познавательные УУД 4 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Слайд 14

Методики оценивания познавательных УУД Класс Составляющие компоненты Критерии оценки Методики 1 -4 Общеучебные , логические действия, постановка и решение проблемы - умение выполнять мыслительные операции: классификация, аналогия, обобщение; - умение выстраивать логические связи Методика «Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению » Е.К.Вархотовой , Н.В.Дятко , Е.В. Сазоновой. "Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 1 класс" Е.В . Бунеевой , А.А.Вахрушева и др.

Слайд 15

Адаптация

Слайд 16

Результаты изучения школьной мотивации

Слайд 17

Входные диагностики письма

Слайд 18

Входные диагностики математических представлений

Слайд 19

Диагностика метапредметных результатов по ФГОС Пособие для детей « Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1( 2, 3-4) класс.» - М.: Баласс , 2011 . Школа 2100. » под редакцией Е.В.Бунеева , А.А.Вахрушева, С.А. Козлова и О.В Чиндилова , так же по наблюдениям учителя за работой учеников во время уроков выявляется успешность формирования познавательных УУД. Данная диагностика разработана для учащихся 1-4 класса включает в себя две проверочные работы, каждая представлена в 4-х вариантах. Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме 4, более лёгкого варианта. Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД. Ключ оценивания. Баллы не переводятся в отметки. Познавательные УУД. Виды заданий: 1. Проверяет умение ориентироваться в учебнике, искать нужную информацию. 2. Проверяет умение сравнивать и группировать предметы. 3. Проверяет извлекать информацию из сюжетного рисунка. 4. Проверяет умение переводить информацию из одного вида в другой( из рисунка в схему). 5.Проверяет умение вычитывать информацию из текста и схемы ( работа с информацией, сравнение и группировка, сходство и различие, причины явлений и событий, выводы, таблицы-схемы-диаграммы) Для родителей и учителя баллы являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребёнка и что нужно сделать для помощи.

Слайд 20

Диагностика метапредметных / познавательных результатов по ФГОС ( работа с информацией, сравнение и группировка, сходство и различие, причины явлений и событий, выводы, таблицы-схемы-диаграммы)

Слайд 21

Итоговая комплексная работа. Цель: - выявить уровень сформированности предметных умений, компетентность в решении проблем.

Слайд 22

Диагностика метапредметных результатов 2 класс

Слайд 23

«Мыслю, знаю, действую» Теория деятельности. Развитие общих способностей, лежащих в основе интеллектуальной деятельности.

Слайд 24

Диагностика уровня познавательных УУД ( психолог)

Слайд 25

«Карта знаний и достижений учащихся» Это специально отведённое место в классе (стенд), специальная детская тетрадь, разделы портфолио или таблицы требований в ученическом дневнике( Школа 2100, ФГОС) где в символах отражаются достижения учащихся в той или иной сфере деятельности. «Карта достижений» может помочь учащимся: - Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач. - Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях «Карта знаний и достижений» может стать средством: - Планирования; - Удержания предметной логики в течение учебного года; Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете; Дневник: Достижения по предмету. Определяется линия развития через общеучебные и через предметные умения: - организовывать свои дела; - пользоваться информацией;- оценивать то, что происходит вокруг; - умение общаться; Происходит через самооценку и подтверждение учителя.

Слайд 26

Основные выводы по результатам исследования и обобщения практического опыта. Пути повышения формирования познавательных результатов: Индивидуальная работа с учащимися: – подбор заданий на сравнение, классификацию, работа с текстом ( план, пересказ, определение главной мысли, составление плана, высказывание собственных суждений, версий). Работать на уроках в деятельностном режиме: - чётко отслеживая с детьми этапы урока: Постановка целей и задач на каждом этапе урока, самооценка и самоанализ (рефлексия) собственной деятельности и работы класса в целом. Правила работы в парах и группе. Нахождение способов решения по незнанию материала. Использовать в работе задания типа: - проверка работы по плану; - извлечение информации из сюжетного рисунка; - перевод информации из одного вида в другой; высказывание своих предположений; - сравнение и группирование предметов; - развивать умение правильного списывания с печатного текста ; - развитие умения задавать вопросы; - умение обосновывать версию своего ответа обоснованно и аргументировано, «найди отличия», поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, хитроумные решения, схемы – опоры, таблицы, диаграммы, работа со словарями. Кружковая деятельность. Работа с родителями.

Слайд 27

Памятка для учителя по формированию и развитию УУД. Необходимо помнить: - Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. - Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. - Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. - Создать атмосферу успеха помогать ребёнку учиться легко - Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях - Не скупиться на поощрения и похвалу Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.