Использование интерактивного метода развития мышления "Шесть шляп де Боно" на уроках математики в начальной школе
методическая разработка (4 класс) на тему

Иванченко Татьяна Борисовна

Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:

·       выявить преимущества и недостатки;

·       выдвинуть альтернативную точку зрения;

·       способствует развитию мышления и умению вести дискуссию;

·       побуждает детей к поиску дополнительной информации, расширяет кругозор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_interaktivnogo_metoda.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивного метода «Шесть шляп де Боно»

на уроках в начальной школе

Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:

  • выявить преимущества и недостатки;
  • выдвинуть альтернативную точку зрения;
  • способствует развитию мышления и умению вести дискуссию;
  • побуждает детей к поиску дополнительной информации, расширяет кругозор.

Технология имеет форму групповой деятельности, которая проходит в тёплом неофициальном общении. Благодаря методам групповой работы, ребята учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга. Ценность этого вида работы состоит в том, что каждый ученик может выбрать разную роль:

  • эксперты – анализируют проблему;
  • участники – ищут варианты решения проблемы;
  • мыслители – анализируют связи между явлениями;
  • собеседники – умеют слушать, договариваться;
  • партнёры – учатся сотрудничать.

Эдвард де Боно – известный в мире психолог, автор многих книг, пионер « мышления о мышлении». Он учит мышлению как привычке, которую нужно и необходимо развивать. Упражнения Эдварда де Боно по развитию мышления могут успешно использоваться на уроках как отдельные интерактивные методики. Один из таких методов – «Мыслящие шляпы».

Эдвард де Боно предлагает использовать  для мыслительных операций  разноцветные шляпы 6 цветов, каждая из которых имеет отдельную психологическую характеристику.

Прекрасная «вводная» для группы дана самим Э. де Боно: «Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет одежды нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью. Кроме того, шляпы указывают на роль. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их».

 В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое  описание каждого из них:

Белая шляпа – работа по сбору информации – в словарях, картах, таблицах, схемах, документах.

Красная шляпа – формирование своего отношения к событиям и их участникам.

Жёлтая шляпа – это выявление позитивных сторон явления, преимуществ и достижений.

Чёрная шляпа – это указание на негативные стороны, безопасность, ошибки.

Зелёная шляпа – это новые предложения, идеи, возможные альтернативы.

Синяя шляпа – контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и  комментариев.

Метод «6 мыслящих шляп»  требует  более серьёзного и осмысленного отношения детей к обучению.

Для использования методики класс делится на 6 групп. Каждая группа выбирает себе задание по цвету шляпы. Затем учитель  в конвертах  раздаёт задания  или вопросы каждой группе, на которые детям необходимо  будет дать ответ, или подготовить небольшое сообщение.

Если метод используется на уроках литературного чтения, окружающего мира и необходимо обговорить какую-то ситуацию, то время на подготовку отводится 10-15 минут, а потом каждая группа зачитывает своё задание и даёт ответы.

Работа построена таким образом, что каждая группа дополняет информацию других групп, дискутирует, находит компромисс.

Данную методику я использовала на уроках математики в 4 классе при изучении темы «Величины». Подготовительную работу проводила заранее, за 2-3 дня до изучения темы.

Заслушивать ответы  начинали с белых шляп – потому что это – работа с первоисточниками. Ответы красных, жёлтых, чёрных, зелёных шляп можно слушать в любой последовательности. Завершали работу  подведением итогов, а это делают синие шляпы.

При изучении темы «Единицы измерения времени» группы получили следующие задания:

Белые шляпы:

-Какие единицы измерения времени вы знаете? Как измеряли время в старину?

Красные шляпы:

-Что побудило людей к введению единой меры времени? Какими часами  пользуются современные люди?

Жёлтые шляпы:

-Какие преимущества в измерении времени сейчас перед тем, как измеряли время в старину?

Чёрные шляпы:

-Какие недостатки измерения времени существуют сегодня?

Зелёные шляпы:

-Объясните назначение единиц измерения времени: минуты, часа, суток, месяца, года.

Синие шляпы:

Зачем необходимо знать меры времени? Подведите итоги.

Тема «Меры веса».

Белые шляпы:

-Какие меры веса вы знаете? Где их используют?

Красные шляпы:

-Объясните, почему возникла необходимость появления единиц измерения веса?

Зелёные шляпы:

-Как используются меры веса в современной жизни?

Чёрные шляпы:

-Укажите на недостатки единиц измерения веса.

Жёлтые шляпы:

-Какие разновидности весов вы знаете? Укажите их назначение.

Синие шляпы:

- Почему необходимо знать и уметь пользоваться мерами веса? Сделайте выводы.

Тема «Единицы измерения длины».

Белые шляпы:

-Какие единицы измерения длины вы знаете? Какие единицы измерения длины существовали в старину, какие существуют в разных странах?

Красные шляпы:

-Какие единицы измерения длины в практической жизни используются чаще, какие реже? Почему?

Жёлтые шляпы:

-Выиграло ли человечество, создав различные меры длины? Докажите свою мысль.

Зелёные шляпы:

 -Попробуйте объяснить, что измеряли в старину верстой, вершком, пядью, локтем, футом.

Чёрные шляпы:

-Назовите общие единицы измерения длины. Почему исчезли старинные единицы измерения?

Синие шляпы:

-Сделайте выводы по данной теме.

Литература:

1.Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М., 2004

2.Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995

3.Э. Де Боно. Шесть шляп мышления. Основная концепция. http://www.debono.ru/article/sixhats.htm 

4"Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд" Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004.