Главные вкладки

    Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность
    проект (4 класс) на тему

     Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края. Как же это направление реализуется в моём классе во внеурочной деятельности?   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitanie_chuvstva_patriotizma_dobra.docx24.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на муниципальном педсовете 28.08. 2013 г.  подготовила Казакова Татьяна Анатольевна,  учитель начальных классов Муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов    № 2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской обл.

    Воспитание чувства патриотизма, добра через внеурочную деятельность (из опыта работы)

     Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края. Как же это направление реализуется в моём классе во внеурочной деятельности?  

    В 1 классе по этому направлению велись кружки «Юный патриот» (рук. Ходыкина Г.Л.),  «Мастерок» и «Юный исследователь» (рук. Казакова Т. А.), при планировании которых учитывались такие виды деятельности как проблемно-ценностное общение, непосредственно познавательная деятельность, игровая, краеведческая, исследовательская, творческая, практическая помощь.

    На кружке «Юный патриот» дети с удивлением узнавали об истории своей школы, ее выпускниках, о правилах поведения в школе на примере героев мультипликационных и детских фильмов. Дети рисовали родной город в будущем, говорили о своей роли в создании этого города. Они обсуждали предложенные ситуации и искали выход персонажам. Если на первом занятии дети не могли дать ответ на вопрос, кого можно назвать патриотом, то, благодаря многократному повторению и обращению к данному понятию во время разбора ситуаций к концу 1 класса 80 % ребят уверенно определяли, является ли данный персонаж патриотом своей Родины. А во 2 классе по данному направлению я ставила воспитательную задачу второго уровня – узнавать правильные поступки и высказывать оценочное суждение, и по данным диагностики 70 % учащихся с этой задачей справляются.      

    На кружках  «Мастерок» и «Юный исследователь» первоклассники исследовали свой город: исторические и современные здания, храмы и их роль в жизни горожан, моделировали детскую площадку и другие объекты для детей. Были созданы коллективные проекты: «Моя малая родина», в процессе создания которого ребята узнали о прошлом и настоящем родного города;  «Традиции моей семьи», «Моя родословная», «Сказочный город моего детства» и др. На основе увиденных во время экскурсий фасадов зданий, клумб, музейных экземпляров ребята моделировали с помощью пластилина, бумаги и картона свои варианты вида  родного города.  

      Во 2 классе по данному направлению ребята работали на  кружках «Народные игры и традиции» (ДДТ), «Цветной мир» (ШИ), продолжали заниматься проектной и исследовательской деятельностью во внеклассной работе, где они приобщались к народным традициям, народному творчеству. Благодаря профессиональному увлеченному руководителю  занятия на кружках помогли не только развить интерес, но и совершенствовать умения, ловкость, сноровку, способность трудиться в коллективе на общее благо, на радость себе, родным и близким. В конце учебного года многие ребята в параллели захотели продолжить занятия в будущем году.

    Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания, которое ведется во внеклассной работе  в форме классных часов, дискуссий, бесед, проектной деятельности, диспутов, конкурсов, КТД. Успешно прошли классные часы «Наши права и обязанности», «Уважай старших», «Что я значу в этой жизни», «Мы в ответе за класс», «Чем я богат», «Что такое доброта?». При выполнении предметных и социальных проектов дети посетили типографию, где познакомились с историей учреждения, особенностями труда в нем, задачами районной газеты, что оставило глубокое  впечатление в их сознании. Работники районной и детской библиотек показали второклассникам, где и как узнать об истории родного города и его жителях, названиях улиц и т.д. Экскурсия  в архив запомнилась масштабами папок с документами, очень важными для людей, дети узнали о роли работников архива и, возможно, кто-то из них выберет эту профессию. Неотразимое впечатление оставил в сердцах ребят проект «Твори добро», результатом которого стало посещение социального центра реабилитации с целью общения со сверстниками и вручения им собранных игрушек, вещей, канцтоваров.

    Любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным.  Кроме  заданий о своей семье учащиеся получили задание узнать, какие улицы родного города носят имена героев войны, какие памятники поставлены в честь героев. А с каким энтузиазмом дети создавали  проект «День Победы»! Как много они узнали о своих родственниках – участниках ВОВ и с каким воодушевлением рассказывали о них!

    Затронули душу ребят и оставили добрый след  беседы «Скажем друг другу «Здравствуйте», «Умеем ли мы общаться», «Ничто не обходится так дорого как вежливость», «Честность прежде всего», «Знаешь сам – помоги другому». Круглый стол «Кем быть?» заставил задуматься о пути к нужной людям профессии, а дискуссия «Правила хорошего тона и в шутку, и всерьез» - о необходимости взвешивать свои слава и сдерживать эмоции, чтобы не сделать больно окружающим.

    Неотъемлемой частью успешности духовно-нравственного воспитания считаю работу с родителями. За последний год проведены родительские собрания «Человек начинается с детства» и практикум «Поговорим о                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           воспитании», после чего были сделаны выводы:  

    • нравственноcть – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек - отзывчивость, сочувствие,        добро, радость, милосердие, сострадание, патриотизм и, чтобы их воспитать, необходимо бороться с равнодушием;
    • необходимо прививать любовь и уважение к родителям, Родине  с детства;
    • воспитывать правильные привычки в соответствии с традициями и законами семьи и государства;

    По результатам анкетирования 92% родителей довольны результатами занятий на кружках. Но были высказаны мнения о неудобствах в связи со второй сменой и пожелание вести спортивные кружки для учащихся начальной школы.

    Шаги  духовно-нравственного роста, как и по другим направлениям,  анализируются в работе с портфолио. Наша параллель взяла за основу «Мой портфолио» А.В. Иванова. Ребята сами оценивают свои достижения и пробелы, ищут источники побед и причины неудач, радуются шагам к победе в том или другом деле, намечают пути продвижения к цели.

    Диагностика уровня воспитанности в конце  2 класса показала, какие ценности  и интересы и насколько важны детям:

    • доброта – 100%
    • уважение к старшим – 100%
    • бережное отношение к природе – 93%
    • интерес к историческому прошлому малой родины – 86%
    • человечность – 74%
    • стремление к красоте – 68%

    Считаю, что для 2-классника результат неплохой.

    Анализ работы дополнительного образования по данному направлению показал, что все, что делается – это хорошо. Но есть проблемы, для ликвидации которых нужно продумать:

    1. расширение и активное использование информационно-образовательной среды (музей, библиотека, привлечение родителей, специалистов)
    2. материально-техническое оснащение для занятий (уж слишком много ложится на плечи родителей)
    3. и чисто технический вопрос – недостаточность помещений для отдыха между уроками и занятиями кружков, специального оборудования этих помещений…

    28.08. 2013.          Казакова Т. А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

    Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

    Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

    Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

    Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

    Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

    Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

    Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

    Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

    Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

    Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

    Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

    Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

    Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...