Статья "Вся жизнь - игра"
статья (4 класс) на тему

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

Статья «Вся наша жизнь-игра»

(развивающие театральные игры  с детьми 7-10 лет)

Каракенова Фавзия Фахрисламовна,

педагог дополнительного образования

с. Исянгулово - 2014

“Вся наша жизнь – игра”

          Нам кажется, что ребенок все время играет? И это действительно так! Ведь для него игра – это великий познавательный процесс. Дальше ребенок начинает играть во взрослые игры, во всем подражая родителям. Перенимает их манеру двигаться, говорить, реагировать в различных обстоятельствах. Мы часто слышим: « Как малыш похож на маму» или « у него папин характер», а ребенок ,подобно губке, впитывает в себя манеры и поведение близких ему людей, тем самым формируя свое « Я». Через игру зарождается и развивается новая личность, новый характер. Так, через игру, радуясь жизни, ребенок познает мир и впитывает его, по-своему, преобразовав.

Но вот однажды он слышит: « Хватит играть в игрушки, пора становиться взрослым, ты уже не ребенок». И человек берется за так называемый « ум», постепенно понимая, что игра окончена, а детство, с его беззаботностью уходит безвозвратно. Но игра продолжается. Так же как в детстве мы играем в пожарных, врачей, космонавтов, милиционеров, учителей. Разница лишь в том, что раньше от этих игр мы испытывали удовольствие, это был естественный для нас способ существования, а теперь, зачастую, эти игры становятся для нас обузой.

Так что же такое игра? Упоминание об игре встречается в индийских Ведах, в Библии, сочинениях древних философов (Платона, Аристотеля). Интересно взглянуть на корни слова «игра» в древних языках. У греков им назывались действия, свойственные детям (т.е. то, что называется «предаваться ребячеству»). У римлян смысл слова происходил от понятий радости, веселья, у евреев – от шутки, смеха. И санскрит обозначал игру как радость. А у древних германцев она связывалась с легким, плавным движением наподобие качания маятника, доставляющим удовольствие.

В XIX веке начала складываться теория игр. Первым ученым, занявшимся этим, был итальянец Д.Колонца, но честью первооткрывателя науки в этой области история удостоила не его, а немецкого исследователя К.Гросса. Опираясь на достижения упомянутого Д.Колонцы и Г.Спенсера, он создал теорию предупражнений. Название говорит само за себя: игра рассматривается здесь как тренировка практических умений.  Что совершенно расходится с определением термина «Игра»  в свободной   общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии «Википедия», в которой говориться: «Игра- вид осмысленно непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе».

К этому определению близко объяснение  З.Фрейда игры через удовольствие-наслаждение.  Т.е.   любая деятельность сама по себе несет удовольствие и результат тут не важен. Я как педагог и в первую очередь как мама совершенно не согласна с такой точкой зрения.   Игра - это свободная, добровольная деятельность, приносящая радость и удовольствие,  направленная на развитие различных способностей и навыков. Дети всегда играют всерьез, с полной погруженностью ,потому что в игре выявляется потребность ребенка в самореализации.

На сегодняшний день в дополнительном образовании существует множество образовательных программ в области театрально деятельности, основными целями которых является обучение основам театральной профессии, репетиции и выпуск спектаклей.

Но профессиональная школа театрального искусства  обладает методикой, объединяющей «четыре основы», определенные К.С. Станиславским как этика (формирование личности актера - творца, умеющего работать в коллективе), психотехника (развитие способностей, необходимых для театрального творчества и обучение школе переживания), внешняя техника (развитие техники сценического воплощения : речи и пластики) и методика ( способ) работы над спектаклем и ролью.  Именно на этой методике основана театральная школа З.Я. Корогодского, основные принципы работы которой перенесены педагогами Школы искусства «Театральная семья» в сферу дополнительного образования детей.

В программе «развивающие театральные игры», театральное искусство, а именно, игра актёра, а точнее игра ребенка  рассматривается не только как средство самовыражения, но и как один из путей саморазвития и самопознания.  Учитывая мощные воспитательные возможности театра, силу его эмоционального воздействия, главная цель театральной школы - художественное воспитание и развитие личности, формирование  нравственной системы ребенка, раскрепощение через игровые формы театрального тренинга.

Программа обучения включает в себя комплекс упражнений - игр, которые способствуют  активному развитию фантазии, воображения, способностей к органичному и импровизированному действию в условиях ролевого вымысла, развития организаторских способностей учащихся,

воспитания чувства коллективизма. К тому же игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. Игра – эстетическая деятельность. Все приемы и способы в процессе обучения должны помочь главному – пробуждению творческих сил, пробуждению потребности к постоянному творчеству.

Игры - упражнения объединены в творческий тренинг.

Цель творческого туалета и тренинга – раскрепостить творческую природу учащегося, приучить к подлинной работе органов чувств в публичных ситуациях, преодолеть скованность и стеснительность.

Сквозной постоянный тренинг, основанный на играх - упражнениях, является принципом волевого сознательного самовоспитания, что есть единственное условие успешного учебного процесса. Обнаружить в ребенке, подростке живое, неповторимое начало, вернуть чистоту и остроту глазу, тонкость уху, живость воображению, т. е. разбудить и настроить природу можно только в тренинге и соответствующей творческой атмосфере.

Творческий туалет - это ряд игр - упражнений, направленных на настройку и развитие всех органов чувств – слуха, обоняния, зрения, осязания, вкуса. Воспитание органов чувств – основная методическая задача творческого туалета и тренинга.

Игры и упражнения творческого туалета и тренинга позволяют ребенку соприкоснуться со своими индивидуальными особенностями, комплексами, со своей эмоциональностью. В процессе работы необходима свободная (спонтанная) игра. Коллективная игра позволяет контролировать и развивать групповую динамику; чувство ансамбля и импровизационность. Игра это неотъемлемая часть жизненного опыта,  возможность самовыражения. Игры-упражнения необходимы также для осознания собственного эмоционального опыта, помогают развитию эмоциональности.

Цель творческого тренинга – активная, целенаправленная организованная тренировка сенсорной системы в предлагаемых обстоятельствах (если бы я сейчас был каким-либо предметом, если бы я сейчас был каким-то животным, если бы я сейчас был в зимнем лесу, если бы сейчас пошел дождь и т.д.) Тренинг – это воспитание внутренней психотехники, а ее можно тренировать только при участии воображения. Воспитание связи воображения с элементами психотехники – наиболее трудная и тонкая задача педагогического процесса.

Процесс обучения  условно можно разделить на два этапа.                             На первом этапе учащимся прививаются навыки рабочего самочувствия -  организованность, сосредоточенное и рассредоточенное многоплоскостное внимание, чувство пространства и композиции; навыки взаимодействия с партнером; навыки физического самочувствия. Проходит работа над телом -ликвидация мышечных зажимов, избавление от ненужного напряжения и разумное распределение и затрата энергии на необходимые действия, воспитание правильной осанки, походки, навыков правильного сидения; работа над голосом - устранение дикционных недостатков и тренинг правильной четкой дикции, постановка речевого голоса.                                 На втором этапе мы, применяя весь накопленный опыт, приступаем  к работе над созданием образа, коллективной работы, спектакля.

Игры - упражнения творческого тренинга и туалета развивают:

          1.Навыки рабочего самочувствия

          2.Творческие зрительные восприятия

          3.Творческие слуховые восприятия и другие сенсорные умения

          4.Творческие навыки мышечного внимания

          5.Навыки непрерывной киноленты видений и внутреннего текста

          6.Творческие навыки физического самочувствия

          7.Навыки работы с воображаемым предметом.

          8.Чувство темпа и ритма.

          9.Навыки продуктивного и целесообразного действия в событии и предлагаемых обстоятельствах.

          10.Навыки продуктивного и целенаправленного взаимодействия с партнером.

          11.Развитие «нахалина» и творческой смелости.

Игры-упражнения речевого тренинга

          1. Артикуляционная гимнастика

          2.Дыхательный тренинг

          3.Постановка голоса

          4.Дикционный тренинг

          5. Расширение голосового диапазона

Игры-упражнения на занятиях с детьми младшего школьного возраста

( или одно творческое мгновение маленьких артистов)

Я бы хотела рассмотреть применение игр - упражнений  творческого туалета и тренинга  на примере одного из  первых занятий с детьми младшего школьного возраста (1- 2 класс).  Упражнения варьируются, меняются  от урока к уроку, усложняются. Но структура занятия остается неизменной.

Дети первый (второй или третий) раз пришли на занятия театральной студии. Они еще не знают, что творческий процесс - это трудная кропотливая работа, состоящая из определенных навыков, наработанных упражнениями. Да им пока и не нужно этого знать. Они пришли получать удовольствие. И слово «упражнение» на этом этапе я даже не произношу.

 « Что делает артист на сцене?» – спрашиваю я ребят. Они хором отвечают : «Играет». « Вот и мы будем с вами играть, играть в интересные игры и эти игры помогут нам с вами перейти к игре на сцене, стать настоящими артистами».

И мы становимся артистами! ))))

Дети приходят ко мне на занятия после школьных уроков, они уставшие, возбужденные, рассеянные. Мне необходимо подготовить их для дальнейшей работы. И первая игра ( конечно же, это уже первое полноценное упражнение актерского тренинга, но дети об этом не знают, для них - это веселая игра)- «Кошки-мышки». Дети - мышки, я (педагог)- кошка. Наши занятия с этой группой  проходят в актовом зале школы, придя на занятия, дети садятся на стулья в зрительно зале, но дальше все будет происходить на сцене. Поэтому задача детей в первой игре незаметно, как мышки проскользнуть мимо меня - кошки и встать в стайку ( в шахматном порядке) на сцене. Я закрываю глаза, встаю по центру, дети начинают движение. Несколько раз все проходит шумно, т.к. начинают «вылезать» зажимы (от которых актер должен избавляться). Дети, стараясь пройти тихо, начинают задевать стулья, хихикать, наигранно красться на носочках, что приводит к шуму.  А я как кошка, ловлю самых шумных «съедаю» их  и игра начинается сначала. Я объясняю детям, что в этой игре надо быть самим собой, не надо играть в шпионов, которые стараются тихо подкрасться к своей цели, не надо трогать друг друга, надо просто спокойно пройти. Эта игра не должна длиться бесконечно, не должна превращаться в монотон, чтобы детям это не надоело. Поэтому после нескольких попыток (даже если они были не очень удачные), игру надо прекращать и дать детям возможность выстроиться на сцене. Через несколько занятий я усложняю игру. Мышки должны прокрасться мимо кошки на какой-то определенный счет, (педагог ведет счет хлопками)  например на 20 (в будущем счет уменьшается). Но при этом мышки должны еще и считать про себя хлопки, чтобы потом сказать  педагогу,  на какой счет они выстроились в стайку.

Эта игра развивает навыки рабочего самочувствия - организованность, коллективность, законченность действий, многоплоскостное внимание (тихо пробраться, при этом еще считая,  и занять место на сцене), чувство пространства и композиции (первые занятия дети просто не понимают куда им встать, не находят себе место, «прилипают» к соседу, становятся в линию»).

Дольше я провожу блок  разминочных игр-упражнений на подготовку тела. Этот блок игр похож на тот, что проводят перед любыми физическими тренировками. Но для меня важна подача упражнения. Чтобы ребенок не подумал: « Уууу, опять физкультура…..».

  1. «Пружина» Я предлагаю ребятам представить себя пружиной, вытянув руки  вверх, эту пружину начинают сильно растягивать, дети тянут руки к потолку, вытягивая и выравнивая позвоночник. Пружина очень растянута,  все тело очень напряжено. Постепенно натяжение  пружины начинают ослаблять, расслабляются пальцы, кисти, локти, плечи, корпус. Но ноги в этой игре остаются напряжены.
  2. «Марионетки» Теперь я предлагаю детям превратиться в марионеток. А я- злой Карабас Барабас, хочу разбудит своих марионеток, они просыпаться не хотят. Подходя по очереди к каждому ребенку, я тихонько подталкиваю его за плечу, должна последовать ответная реакция сонной марионетки, которая хочет, чтобы от нее отстали. «Мммммм»,- протяжно отвечает марионетка , что означает « отстань».  Это «мммммм» должно быть не формальным, дети должны знать, что они говорят.  Это упражнение-игра построено на контрасте, на разных ощущениях своего тела напряжение - расслабление. В первой части дети - пружины, все максимально напряжено, во второй части - марионетка, все кроме ног расслабленно.  Это упражнение направлено на ликвидацию мышечных зажимов, избавление от ненужного напряжения и разумное распределение энергии.
  3. «Мельницы» Мы с ребятами превращаемся в мельницы, разминая руки.  Сначала разминаем кисти - это маленькие игрушечные мельницы, потом разминаем руки от локтей ,потом разминаем руки от плеч- это большие ветряные или водяные мельницы. Так же мы разминаем и ноги. Только теперь мы не мельницы. Мы мешаем мед. Ступней мы мешаем мед в маленькой миске, от колена мы мешаем мед в бочке. Хорошо бы при этом детям «подкидывать» предлагаемые обстоятельства.  Например: мельница стоит в поле, ей очень много лет она обдувается сильными ветрами, работать мельнице тяжело; мед сладкий, липкий, тягучий, мешать его тяжело.  Это необходимо делать для пробуждения детской фантазии, воображения. Детское воображение очень живое, подвижное,  ему надо только чуть-чуть помочь, направить в нужном направлении и оно заработает само. А одним из аспектов работы актера как раз и является фантазия и воображение.
  4. «Газета». Каждый -  очень сильно скомканная газета. От большой газеты остался маленький комок. Какая это была газета: детский журнал, газета с новостями, газета, где публикую объявления о найме не работу, свежая ли это газета, а может быть эта газета, которую отодрали от стены, она много лет жила под обоями. Дети должны сами придумать, какая кто газета. И вот эту газету разворачиваю, распрямляют, растягивают, растрясают. Она из комка превращается в гладкий натянутый лист. Руки и ноги у детей максимально вытянуты в стороны. Газету прочитали, она оказалась  больше не интересна, ее опять комкают. Постепенно по хлопку педагога дети начинают  подробно сжиматься, опять превращаясь в комок. Цели у этого упражнения те же, что и у игры « пружина» и «марионетка».

Постепенно от  блока разминочных игр, мы переходим  к творческому тренингу.

  1. «Зернышко»  Комок, в который превратилась газета, становится маленьким зернышком, посаженным в землю. Какое это зернышко, какого растения, где оно посажено (в лесу, в огороде, на детской площадке), цветок ли это, кустарник или дерево). Я наговариваю это детям, чтобы они за что-то «зацепились» и начали дальше сами фантазировать. Наступает весна, зернышко просыпается, пытается пробиться через толщу земли, это очень трудно для маленько зернышка, но жить и расти хочется. Я наговариваю детям разные предлагаемые обстоятельства: засуха, наводнение, сильный ветер, град. В итоге наступает осень. Что происходит с растением? Облетают листья, оно засыхает, засыпает, чтобы весной опять проснуться.
  2. «Аквариум» По хлопку дети оказываются в аквариуме, они - водные существа: рыбы, улитки, морские звезды и т.д. Эти существа молчат, они не издают никаких звуков (что очень сложно для детей младшего школьного возраста, т.к. игр забавная, начинаются смешки. Очень важно  напоминать детям правили игры и условия существования, чтобы развить у них навыки непрерывного существования, которые потом пригодятся при создании спектакля и работе над образом). Что за рыбы? Чем она занята? Это должна быть не бездумная беготня по сцене, а какое-то конкретное дело. В центр аквариума насыпают еду? Как меняется поведение рыб, их темпо-ритм? Кто самый резвый ухватывает больше еды, кому-то вообще не достается. Вдруг в аквариуме начинает убывать вода, ее постепенно становиться все меньше и меньше. В итоге воды не остается совсем. Как за это время меняется состояние рыбы? Вода нет, но рыба очень хочет жить, она из последних сил хватает ртом кислород. Сил у рыбы совсем не осталось…Но тут потихоньку начинает прибывать вода, сначала капля, потом еще и еще. Рыбы начинают оживать. Они еще очень слабы, но постепенно силы к ним возвращаются. Блок этих игр-упражнений достаточно большой: детям предлагается стать динозаврами, насекомыми, жителями птичьего двора, космонавтами, спилиологами.

Далее мы переходим к речевому тренингу. На первых занятиях сюда входят игры - упражнения, направленные  на  развития подвижных частей артикуляционного аппарата- губ и языка и игры и упражнения на развитие дыхания, резонаторной системы.

Игры для развития языка:

  1. «Хоботок - улыбка». Я предлагаю  сначала детям поиграть в комариков. Их губки  сильно-сильно вытягиваются   и превращаются в тоненький хоботок, потом растягиваются в улыбку (каждое упражнения выполняется по несколько раз).  
  2. «Круги». Так случилось, у вас связаны руки (например, вас взяли в плен), необходимо написать зашифрованную записку. Ручку или карандаш ( воображаемый, конечно) можно взять только вытянутыми губами  и плотно сжав, написать записку. Текс зашифрован - это круги (сначала рисуем круги губами в одну сторону, потом у другую). Подумайте, что вы пишите. Теперь записку надо подписать, написать свое имя отчество и фамилию. После каждой игры необходимо расслабить губы. Дети - лошадки, которые после долго пути устали и издают губами звук «пррррррррррррр»).

Игры для развития губ:

1.«Лягушка». Все превращаются в зеленых красивых болотных лягушек, которые выходят на охоту и языком  ловят комаров. Чем больше лягушка совершит движений языком, тем сытнее она будет.

2.«Хамелеон». Лягушки превращаются в хамелеонов, и я зыком выплевывают свой яд.

3. «Язык - чашечка», «шпага», растяжка языка. (После каждой игры необходимо расслабить язык, поболтать им)

Игры на развитие дыхания:

  1. «Насос». Предлагаю детям представить, что перед ними ручной насос, которым необходимо накачать мяч или колесо. Накачиваем звуком «Ссс,ссс,ссс)
  2. «Свеча». На воображаемом столе стоит воображаемая свеча, надо подуть на нее так, чтобы не задуть, тоненько струей воздуха, плавно. А потом выдохнуть резко, чтобы свеча потухла.
  3. «Собачье дыхание». Дети - собачки, которые долго бежали, добежали до цели. Дыхание у них тяжелое, горячее, язык высунут.

Игры для развития резонаторной системы:

  1. «Колокол». Дети - большие колокола, а рука - язык колокола. Язык колокола ударяется о стенку и издает  длинный звук «маммммм,моммммм,муммммм,мэммммм,миммммм,мыммммм)
  2. Рука - это самолет. Когда он летит издалека, звук «ууууууууу» тихий, постепенно самолет приближается, звук усиливается, самолет удаляется, звук опять затихаете.

После речевого тренинга мы переходим к  играм-упражнениям из цикла «Тренинг сенсорной системы».

Ребятам предлагается на счет (10,15, или 20) построить из стульев полукруг и сесть в него. Сначала упражнение проходит очень шумно, «грязно», но постепенно от занятия к занятию дети учатся строить полукруг  аккуратнее, тише, быстрее.

  1.  « Большое ухо» После построения полукруга и перехода, внимание детей рассеялось. Необходимо их собрать. И я предлагаю им превратиться в большое ухо. Послушать улицу, послушать, коридор, послушать зал, где мы занимаемся, послушать себя. Дети настроились и готовы заниматься дальше.
  2. «Свои пять пальцев» (наблюдательность, зоркость глаза) Предлагаю ребятам изучить свою ладонь, внимательно на нее посмотреть, найти то,  на что они никогда не замечали, не обращали внимание, что-то необычное.
  3. «Шпион» Эта игра длятся на протяжении нескольких последующих игры до конца занятия.  Каждый ребенок превращается  в агента «007» и наблюдает за кем-нибудь. Его задач - остаться незамеченным и при этом  пронаблюдать и запомнить все, что делала его «жертва»
  4. «Изменения» Для занятий и использую игротеку, которая состоит из разных предметов (кубики, лоскутки ткани, пуговицы, маленькие игрушки, мячи). Игротека разложена на педагогическом столе. Предлагаю детям внимательно посмотреть на стол, запомнить, что где лежит.  Потом вожу новую игру «предмет на букву». Надо найти все предметы вокруг (существительные) на какую-либо букву, например «п». Пока дети ищут предметы, я делаю на столе несколько изменений (4,5,6). При этом дети не должны забывать про игру «шпион». Предлагаю найти изменения на столе, а потом назвать все предметы на заданную букву.
  5. «Пуговица» Каждому ребенку раздаю пуговицу. Ее надо запомнить на ощупь (текстильная память). Потом собираю все пуговицы в одну коробочку, дети опускают руки назад за спины.  Я стою в начале полукруга, даю в руки пуговицу, надо найти свою пуговицу.  (Такую же игру проводим и с лоскутками ткани)
  6. «Кубик» (слуховая память) Дети закрывают глаза, я кидаю на центр полукруга кубик и называю имя одного ребенка.  На слух он должен определить, куда упал кубик  и  с закрытыми глазами найти его.
  7.  Все это время шла игра «Шпион». Теперь кому-нибудь предлагается выти на центр, поставить стул и показать того за кем он наблюдал. Остальные угадывают. Очень важно не превращать эту игру в хохму. Хорошо если ребенок  уловил движения, позу, взгляд.

Это заключительная игра, после которой мы прощаемся с ребятами до следующей встречи.

Современному обществу необходим человек творческий, ищущий, испытывающий потребность в совершенствовании себя самого и окружающего мира, в создании нового, прогрессивного в разнообразных областях человеческой деятельности. Такой человек активен, инициативен, позитивно настроен по отношению ко внешнему миру, именно поэтому так важно с детства воспитывать потребность в творчестве, в поиске, в самосовершенствовании. Театр, наверное, самая простая, но и самая увлекательная возможность, где ребенок, подросток сможет полностью раскрыть себя, освободиться, самореализоваться. На первых этапах это раскрытие и самореализация  происходит по средствам игр - упражнений, которые педагог использует в работе театральной студии.

Список литературы:

  1. Альянский Ю.Л. Азбука театра – М.: Прсвещение,1998
  2. Анаставьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. - М.: АСТ-ПРЕСС,2001
  3. Бесова М.А. Познавательные игры для младших школьников от А до Я – Ярославль.: Академия развития, 2004
  4. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль.: Академия развития, 2005
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Прсвещенеи,1991
  6. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.- СПб.: Речь,2001
  7. Иванова О.В. Театрализованные праздники для дошколят и младших школьников. – Ростов-на-дону.: Феникс, 2004
  8. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности школьника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Речь, 2002
  9. Корогодский З.Я. Начало.- СПб,1996
  10. Петрусинский В.В. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. - М.: Новая школа, 1994
  11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.-М.:ВЛАДОС,2004
  12. Цукасова Л.В., Волков Л.А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди,советы.- М.: Книжный дом  «Либроком»,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Что наша жизнь? Игра!

Хобби нашей семьи- сцена( танец, вокал, театр)...

Сценарий экологической игры по станциям "Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!"

Игра по станциям может быть проведена во 2-4 классах в рамках Недели окружающей среды. Она является одним из агитационных мероприятий в рамках экологического проекта «Чтоб природу сохранять, надо дело...

Что наша жизнь? Игра!

Статья об использовании игр в повседневной жизни для обучения детей дошкольного возраста....

Статья "Вся жизнь - игра?

Сегодня уже невозможно представить себе, что мир может существовать без компьютеров. Хотим мы этого, или нет, цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, совершив настоящую революцию во всех сферах...

Орфография в твоей жизни. Игры

Развитие речи школьников -  одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит  от успешной ее реализации.&ldq...

Научно-исследовательская работа .Окружающий мир «Игра – дело серьёзное. Настольные игры -это наука, обучающая жизни в социуме"

Иногда во дворе и на переменах я наблюдал, что дети ссорятся, не умеют общаться друг с другом. А почему? Да потому, что играть в общие игры разучились. Теперь даже для взрослых придуманы деловые игры....