ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – НОВЫЙ ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПЕДАГОГА
статья (1 класс) на тему

Посохова Людмила Дмитриевна

В этом сообщении раскрываетсмя понятие "технологическая карта" и приводятся примеры технологических карт уроков для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_vid_metoicheskoy_produktsii.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА –

НОВЫЙ ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПЕДАГОГА

                                                                       

                                                                          Учитель начальных классов

Плсохова Людмила Дмитриевна

Технологическая карта урока— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия,

квалификация работников и т. п.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Таким образом, технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно- деятельностного и личностно-ориентированного подходов требуют от учителя не только детальной операционально - деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому технологическая карта с её структурой необходима для  отражения специфики данной педагогической деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС  НОО второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • соотнести результат с целью обучения;
  • обеспечить повышение качества образования.

   В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть

возможность:

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

• блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

• инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

• организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

Примеры шаблонов технологических карт:


ПРЕДМЕТ

Тема:                                          

Тип урока:                Урок первичного предъявления новых знаний и (или) УУД 

Цель:                    

Задачи:          

Формируемые УУД:

  1. Предметные:
  2. Метапредметные:

Планируемые результаты:

Оборудование:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Цель:  фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся; организация внимания

Мотивация к учебной деятельности. 

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней  потребности включения в учебную деятельность.

Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока.

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать условия для решения учебной проблемной ситуации.

ФИЗМИНУТКА.

Цель: организовать условия для сохранения здоровья

Гимнастика для глаз

Включение пройденного материала в систему знаний.

Цель: организовать  выполнение учащимися заданий по пройденному материалу

ФИЗМИНУТКА

Цель: организовать условия для сохранения здоровья и двигательной раскрепощенности детей

Смена динамических поз

Закрепление ранее изученного материала.

Цель:  систематизировать знания

Итог. Рефлексия

Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Домашнее задание

Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения д/з

ПРЕДМЕТ

Тема:                                                        

Тип урока:                Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями                       

Цель:              

Задачи:           

Формируемые УУД:

  1. Предметные:
  2. Метапредметные:

Планируемые результаты:

Оборудование:  

ХОД

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Цель:  фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся; организация внимания

Мотивация к учебной деятельности. 

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней  потребности включения в учебную деятельность.

Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока.

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений.

ФИЗМИНУТКА.

Цель: организовать условия для сохранения здоровья

Гимнастика для глаз

Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организовать условия для повторения первично усвоенных знаний.

ФИЗМИНУТКА

Цель: организовать условия для сохранения здоровья и двигательной раскрепощенности детей

Смена динамических поз

Первичная проверка понимания.

Цель: организовать  выполнение учащимися заданий по алгоритму по пройденному материалу

Закрепление изученного материала.

Цель:  правильное воспроизведение образцов выполнения действий;  применение алгоритмов и правил при решении учебных заданий

Итог. Рефлексия

Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Домашнее задание

Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения д/з

ПРЕДМЕТ

Тема:                                

Тип урока:                контрольный           

Цель:              

Задачи:        

Формируемые УУД:

  1. Предметные:
  2. Метапредметные:

Планируемые результаты:

ХОД

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Цель:  фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся; организация внимания

Мотивация к учебной деятельности. 

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней  потребности включения в учебную деятельность.

Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока.

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений.

Подготовка к работе на основном этапе

Цель: актуализация субъектного опыта (опорных знаний и способов действий)

ФИЗМИНУТКА.

Цель: организовать условия для сохранения здоровья

Гимнастика для глаз

Контроль знаний и способов действий

Цель: проверка знаний и способов действий

ФИЗМИНУТКА

Цель: организовать условия для сохранения здоровья и двигательной раскрепощенности детей

Смена динамических поз

Самоконтроль знаний и способов действий Цель: Обеспечить самопроверку диктанта и задний; развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Итог. Рефлексия

Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его ц...

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока....

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы ...

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы у...

Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.Структура технологической карты включает:1)...