Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.
статья по теме

Филиппова Светлана Валентиновна

      Данный материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете. Основная мысль выступления: если педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроке направлено на формирование субъектной позиции обучающегося в целях самосовершенствования и освоения универсальных учебных действий, а приоритетным условием для этого является сотрудничество, то оно действительно будет влиять на качество обученности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт педагога и учащихся, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса  подразумевает изменение системы взаимоотношений и действий между ними, только в таком случае можно приблизиться к субъект-субъектной организации обучения.

         Еще К.Д. Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом  и давал для него материал»

   В условиях введения ФГОС, субъектную позицию ученика в образовательном процессе следует рассматривать как цель, условие и результат образования. Развиваясь как личность, ученик формирует и раскрывает свою собственную природу, а такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог умеет вовлечь ученика в деятельность по самосовершенствованию себя и освоению универсальных учебных действий.

Достижение метапредметных, личностных и предметных результатов освоения образовательной программы необходимо рассматривать только в  контексте  формирования личной  ответственности  ре6ёнка  за  свой  успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения результатов в различных сферах деятельности и в общении.

          Общение в педагогическом процессе выступает:

  • во-первых, как средство решения учебных задач;
  • во-вторых, как социально-педагогическое обеспечение воспитательного процесса;
  • в-третьих, как способ организации взаимоотношений педагога и учащегося, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Профессор Л.В. Байбородова выделяет следующие типы педагогического взаимодействия:

  • сотрудничество;
  • диалог;
  • соглашение;
  • опека;
  • подавление;
  • конфликт;
  • равнодушие;
  • конфронтация.

 Приоритетное условие для развития познавательной  активности учащихся на уроке и их субъектной позиции при формировании универсальных учебных действий – сотрудничество (Буклет). 

Взгляд на ученика как на помощника  и союзника в деле формирования у него универсальных учебных действий позволит педагогу организовать такую форму сотрудничества учащихся, как взаимообучение. Общий принцип организации такого обучения - парное и коллективное решение учебных задач учащимися.

Коммуникативную атмосферу в классе создаёт учитель, это от его умения налаживать контакты зависит успешность реализации основных задач  обучения.  Учитель «считывает» эмоциональный фон класса и подкрепляет или корректирует его соответствующим образом.

Однако в реальности встречаются самые разные реплики, свидетельствующие о готовности самого учителя вступить в контакт с учащимися.

  1. «Рада вас видеть. Нас ждёт сегодня необычный (интересный) материал…», «Подобную работу мы уже проделывали, и вы с ней справились прекрасно. Попробуем закрепить наш успех».
  2. «Проверьте готовность рабочих мест на своих партах. Настроились на серьёзную работу. Нам сегодня предстоит…»
  3. «Вижу, что, как и всегда, Волков и Сидоров опаздывают. Не у всех тетради и учебники лежат на партах! Сколько раз вам говорить, что означает «быть готовым к уроку!»…и пр.

Как кажется вам, какие речевые штампы преобладают: позитивные или негативные? (по замечаниям учителей и детей,  негативного характера преобладают и в количественном и качественном отношении, а позитивные вспоминаются заметно труднее).

Об эффективности наших взаимоотношений с учащимися можно судить по результатам анкетирования.

Анкетирование  (ответы «да» или «нет»)

  • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
  • Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
  • Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
  • Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
  • Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
  • Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
  • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если мы набрали больше трех ответов «да», то нам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли мы сделали, чтобы наши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Но только изменить настрой учителя и его речь маловато для переорганизации учебного процесса. Вспомним обычный учебный класс, где в течение всего урока ученики видят затылки друг друга и только одно лицо – лицо учителя. Трудновато устанавливать и поддерживать контакты в такой обстановке. Между тем любая ситуация общения должна подкрепляться визуальным контактом (глаз, прежде всего), мимикой, жестами участников диалога. Даже удалённость друг от друга участников диалога влияет на успешность коммуникативной ситуации.

Психологи отмечают, что необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы избежать статичности на уроке – педагог должен двигаться по классу. Тогда изменяются границы зон общения. Но также нужно, чтобы двигались и наши школьники: даже небольшое физическое усилие вызывает физиологическую, а за ней и психическую активизацию внутренних сил. И учителю остаётся только одно – направить разбуженные силы в нужное русло.

Таким образом, если педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроке направлено на формирование субъектной позиции обучающегося в целях самосовершенствования и освоения универсальных учебных действий, а приоритетным условием для этого является сотрудничество, то оно действительно будет влиять на качество обученности школьников.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная сеть: возможности взаимодействия участников образовательного процесса 1ч.

Эта презентация познакомит с моим опытом ведения закрытой группы класса в социальной сети....

Социальная сеть: возможности взаимодействия участников образовательного процесса 2ч.

Эта презентация познакомит с моим опытом ведения закрытой группы класса в социальной сети. Продолжение....

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования

Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат  в условиях введения ФГОС НОО...

Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

Презентация создана для выступления на педагогическом совете. Основная мысль выступления: если педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроке направлено на формирование субъектно...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Обще...