Современные технологии в методике обучения грамоте.
статья (1 класс) на тему
Статья о новых подходах к обучению грамоте первоклассников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 4.
Современные технологии в методике обучения грамоте.
Понятие «инновация» сегодня широко внедряется в систему образования и правомерно ассоциируется с чем-то новым.
Традиционное изучение слова лишь со звуковой стороны связаны не только со спецификой обучения грамоте. Оно базируется также на теоретическом положении некоторых лингвистов, которые считали звук и значение слова разделенными, никак между собой не связанными, и поэтому они могут совершенствоваться и развиваться изолированно друг от друга.
Однако в исследованиях процессов речи и мышления убедительно показано, что слово, лишенное значения, уже не относится более к царству речи: слово без значения есть не слово, а звук пустой.
Слово — это структурно-семантическая единица языка, которая служит для наименования предметов, процессов, действий и свойств. Слово — это единство звучания и значения слова, а образ предмета содержится в лексическом значении слова, без чего невозможно развивать смысловую сторону речи. Поэтому слово как двусторонняя единица языка должна быть представления детям даже в период обучения грамоте, иначе о развитии речевого мышления говорить сложно, т.к. наше мышление связано со значением слов.
Кроме того, исследования по фоносемантике (кибернетической лингвистке) и специальный фоносемантический анализ слов поэтической речи указывают не только на содержательность звуковой формы слова, но и констатируют наличие определенной взаимосвязи между содержанием и звуковой формой слова, между звучанием и значением слова. Семиотика (наука о знаковых системах) также дает нам важные представления о слове как языковом знаке, который является заместителем (представителем) того или иного предмета, или его свойства и действия.
К языковым знакам могут быть отнесены не буквы, как часто полагают, а только двусторонние единицы языка: слова, морфемы, предложения. Только такие языковые знаки, имеющие план содержания и план выражения, могут выполнять свою функцию, быть «заместителем» предмета, его признака или действия.
Новые данные из области лингвистики, семиотики и других наук ставят вопрос о создании современных инновационных технологий в обучении грамоте и родному языку, т.к. именно здесь закладываются основы понимания языка, формируется отношение к родному языку и речи.
Более того, сегодня внимание к слову и его значению, к смысловой стороне речи возрастает, поскольку информационное общество предъявляет новые требования к личности каждого человека, который должен уметь обрабатывать информацию, обобщать ее, понимать смысловой контекст, обладать навыками общения, быть коммуникабельной и нравственно ответственной личностью.
Поэтому слово с первых ступеней обучения должно рассматриваться не только со стороны его звуковой структуры, но и со стороны его значения и смысловых связей (на доступном детям уровне). В слове закрепляются результаты познавательной деятельности человека, и значение слова выступает как обобщенное отражение объекта. Функция слова различна в текстах разной стилистики. В художественных текстах оно является средством создания художественного образа, а в научных — оно выступает как понятие, как название целого класса объектов. Всестороннее осмысление слова помогает учащимся лучше понимать текст, а при изучении грамматики — смысл грамматических категорий, которые уже имеют дело не с отдельным словом, а с целой группой, классом слов, имеющих определенные грамматические признаки.
Очевидно, что современная система обучения грамоте должна искать рациональные пути внедрения в школьную практику более богатого и разностороннего представления о слове, чем это делается в современных учебниках.
Для построения новой системы обучения грамоте, учитывающей требования общества и результаты современного уровня развития лингвистики и семиотики, необходимо рассмотреть их под современным углом зрения.
Необходима система обучения грамоте, которая была бы способна правильно решать вопросы обучения детей коммуникации, формировать у них познавательную деятельность, изучать слово не только как звуковую структуру, а как двустороннюю единицу речи.
В основу новой системы обучения грамоте положен культурно-исторический принцип, который учитывает предшествующий положительный опыт обучения детей чтению и письму.
Поскольку история возникновения письменного языка формировалась не как навык, а как полноценная письменная речь, как средство общения и познания, а письменные знаки служили для обозначения смысла, значения окружающих предметов, то и новая система обучения грамоте, соответствующая возрастным особенностям ребенка, должна воспроизводить основные вехи этого исторического пути.
В связи с этим новая система обучения грамоте строится как коммуникативно-познавательная деятельность ребенка, осваивающего письменную речь. Новая азбука для младших школьников начинается с вводного мини-курса «Мир общения». Общение на примере коммуникативно-речевых или литературно-художественных ситуаций выступает, как предмет обучения, а слово как средство общения. Несмотря на то, что мы говорим фразами, но понимаем и знаем свой язык прежде всего через слово, т.к. слово служит средством закрепления в памяти и передачи в речи всех знаний и опыта людей. Вводный курс азбуки через игры и наглядный иллюстративно-художественный материал показывает учащимся основные этапы «предыстории письменной речи» (рисунки, пиктограммы, жесты и др.) и создает условия для осмысленного усвоения звукобуквенного письма. Разнообразные коммуникативно-речевые ситуации, вовлекающие детей в активную познавательную деятельность, готовят их к усвоению письма и чтения как полноценной письменной речи и пониманию значения слова (языка) как важнейшего средства общения. Дети, еще не зная букв, с помощью рисунков и пиктограмм учатся составлять и читать предложения и небольшие тексты, развивая при этом свою речь и мышление. В новой системе обучения грамоте меняется логика расположения основных единиц усвоения. Обычно в обучении грамоте основные единицы языка выстраиваются от предложения к слову, а в новой системе это делается иначе: от слова к предложению. Речь ребенка развивается от части к целому, от слова к предложению, а мышление — от целого к части. Поэтому в новой системе дети изучают язык, начиная со слова, с его номинативной (назывной) функции, а для развития мышления используются рисунки, коммуникативные ситуации и предложения, записанные с помощью знаков-символов. Слово, которое понимается учащимися как имя (человека, вещи и т.д.), включено в различные коммуникативно-речевые или познавательные ситуации, создающие условия для активного развития речи и мышления детей, формируют словарь.
Слово в новой системе впервые предстает перед детьми как двусторонняя единица языка, как единство звучания и значения. Доступность такого понимания слова обеспечивают простейшие звуко-семантические модели слова, которые позволяют работать и над звуковым составом слова и над его значением. Использование подобных моделей, позволяющих ребенку держать в поле внимания звучание слова и его значение, повышает осознанность обучения, активизирует развитие речевого мышления, поскольку слово — это единство речи и мышления, единство «обобщения и общения, коммуникации и мышления».Звуковой анализ слов в новой системе проводится с помощью звуковых схем, но схематическое обозначение последовательности звуков в слове мотивировано: оно связано с особенностями артикуляции гласных и согласных (твердых и мягких) звуков.
Готовит детей к звуковому анализу слов так называемый акрофонический, игровой способ записи и чтения слов, когда каждый звук записывается с помощью рисунка, который помогает учащимся удержать в поле внимание звуковое значение каждого звука в слове. Этот прием, используемый в ограниченном объеме, повышает интерес детей к звуковому анализу слова, активизирует их внимание в процессе анализа звуковой структуры слова.
Работа с фонетической стороной слова построена по звуковому аналитико-синтетическому методу на основе использования структурно-семантических моделей, что позволяют детям осмысливать звуковую сторону слова и ее связь со значением и графической формой слова.
При овладении письмом у детей формируются необходимые графические и орфографические навыки, а в процессе чтения слов, предложений и текстов различной стилистической направленности, они овладевают как слоговым чтением, так и целостными приемами чтения (чтением целыми словами).
Новая система обучения грамоте нацелена на активное развитие смысловой (семантической) стороны языка и речи через изучение слова и предложения как двухсторонних единиц, имеющих план содержания и план выражения, через введение коммуникативно-речевых и познавательных ситуаций, активно развивающих не только речь, но и мышление младших школьников.
Таким образом, инновационная технология обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе с использованием культурно-исторического принципа — залог повышения качества обучения и осознанного усвоения языка как важнейшего средства общения, познания и воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте
В материале расскрываются психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте...
Статья "Использование современных технологий и методик в работе воспитателя группы продленного дня"
В статье рассматриваю разнообразные технологии, методы и формы работы в ГПД....

Использование современных технологий и методик в работе воспитателя группы продленного дня.
Использование воспитателями ГПД в своей работе разнообразных технологий , методов и форм работы....
Использование современных технологий и методик на уроках физической культуры
Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образоват...
Рабочий лист методики обучения грамоте
Рабочий лист методики обучения грамоте. Русский язык, грамота....


