"Калужница"
опыты и эксперименты на тему

Скоробогатова Светлана Анатольевна

Выступление на V межшкольных педагогических чтениях, 2014 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaluzhnitsa.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обучение и воспитание младших школьников посредством волшебного мира красок и звуков

Как мир естественно прекрасен

Прислушайся, всмотрись в него

Как хрупкое стекло прозрачен

И также хрупок, как стекло

        

Обучение и воспитание младших школьников не    

 мыслимо без формирования творческих способностей, так как именно они

помогают раскрыться в полной мере, создавать нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Уроки, насыщенные творческими идеями – обогащенные, оригинальные, запоминающиеся детьми несут в себе дидактические и воспитательные функции. А это развитие моторики мелких мышц рук, речи, воображения, памяти, эстетического вкуса, индивидуальных способностей ребенка и так далее.

        Тема моего выступления, на мой взгляд, актуальна, так как дети с ОВЗ лишены возможности полноценно воспринимать окружающий мир в силу своих соматических и психологических особенностей, поэтому коррекционно-компенсаторное воздействие с помощью цвета и звуков восполняет пробелы в обучении и воспитании таких детей.

        Цель работы: эффективное использование различных творческих инноваций на уроках гуманитарного цикла и внеурочное время для детей начального звена с ОВЗ.

        Предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:

  • Ознакомление с методами и приемами формирования знаний нетрадиционных творческих технологий и навыков живописной работы: изучение теоретических основ цветоведения в начальной школе, изучение приемов методики работы красками на уроках изобразительного искусства и внеурочных занятиях.
  • Коррекционное воздействие на сенсомоторную деятельность учащихся с ОВЗ на основе практических творческих манипуляций с предметами.
  • Поддержание положительного эмоционального фона, предполагающего дружеское участие детей, как в индивидуальных, так и в коллективных видах творческой деятельности.

Почему я взяла именно эту тему – есть результат многолетнего опыта, подтверждающего эффективность работы в этом направлении:

  • Общешкольная, постоянно – функционирующая выставка детских рисунков.
  • Победы на областных и всероссийских выставках прикладного искусства.
  • Подготовка победителей на областные малые Дельфийские игры.
  • Участие во Всероссийских Дельфийских играх в Москве (апрель – май 2012 года).
  • Участие и победа в международном конкурсе детских рисунков.

На уроках гуманитарного цикла я активно применяю художественные средства с использование музыкального сопровождения.

Так, например, урок чтения в 3 классе «Май» Н.Михайловой.

В упражнении на внимание использую цветную таблицу с зашифрованной в ней строчкой из выученного ранее стихотворения.

Показываю детям поочередно цветные карточки идентичные цветам в таблице. Учащиеся должны найти и соотнести цвет карточки с цветом в таблице и прочитать напечатанное там слово. Таким образом, они хаотично читают все слова и собирают  строчку стихотворения: «Уходи мороз косматый…».

Для анализа дается серия цветных картинок о весне. Предлагается задание убрать лишнюю, ориентируюсь на знание цветовой палитры времен года.

Выразительное чтение эмоционально - окрашенных отрывков произведения сопровождается звуками природы и музыкой.

Все это побуждает младших учащихся к мотивации  учебной деятельности, повышает интерес, мобилизует интеллектуальный и  нравственный потенциал.

Но самый широкий спектр детских творческих возможностей реализуется на внеклассных мероприятиях и кружковой работе. На одном из внеклассных занятий «Мастер - класс дает третий класс» учащиеся познакомились с многообразием оттенков и научились получать цвета и оттенки экспериментальным путем.

Овладели новым видом графики – монотипией и активно работали в этой технике с применением всех приемов. Показ демонстрационных работ сопровождался музыкой.