Портфолио ученика как одна из составляющих системы оцеки достижений планируемых результатов
статья (1 класс) на тему

В своей работе я расскзываю о целях и задачах составления и ведения портфолио учеников начальной школы. Показана примерная структура портфолио, названы основные разделы, даны необходимые рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_kak_odna_iz_sostavlyayushchikh.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика начальной школы
как  одна из составляющих
системы оценки достижений планируемых результатов

Портфолио – модное слово, вошедшее в наш лексикон не так давно и употребляющееся до недавнего времени исключительно в сфере модельного бизнеса. Но время течет, все вокруг меняется.. . И вот уже сегодня все: и родители, и  дети, и учителя должны знать, что такое портфолио.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления оценки индивидуальных достижений с 1 по 4 класс. Портфолио – это портфель (папка) может быть и в электронном виде)), в которой обучающиеся должны фиксировать все свои достижения как творческого так и учебного характера. Оно призвано дополнить традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п.

Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, учителем  и ребенком. Другой важной целью портфолио является сбор, систематизация и фиксирование результатов усилий ребенка, его достижений в различных областях, демонстрация  всего спектра интересов, способностей, склонностей, знаний и умений.  Портфолио  - это своего рода самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяет ему самому определять цели и задачи своего дальнейшего развития.

Портфолио помогает решать следующие важные педагогические  задачи:

-создавать для каждого ученика ситуацию успеха;

-поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

-поощрять его активность и самостоятельность;

-формировать навыки учебной деятельности;

-содействовать индивидуализации образования  ученика;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

-укреплять взаимодействие с семьей ученика повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Структура портфолио может быть разнообразной. В нашем случае принята следующая:

  1. Давайте познакомимся
  2. Моя семья
  3. Мои друзья
  4. Моя дорога от дома до школы
  5. Моя учёба
  6. Мои достижения
  7. Мои увлечения
  8. Мое творчество
  9. Отзывы и предложения

Разделы портфолио могут варьироваться. Приведу наиболее распространенные:-

  • Мой мир
  • Моя учёба
  • Моя общественная работа
  • Моё творчество
  • Мои впечатления
  • Мои достижения
  • Отзывы и пожелания

Наиболее актуальным разделом считаю раздел «Моя учеба». Он представлен таблицами:

  1. Лист индивидуальных достижений по формированию УУД
  2. Лист индивидуальных достижений по технике чтения, который иллюстрирует график.
  3. Лист индивидуальных достижений по изучаемым предметам.

В этом же разделе хранятся диагностические работы по предметам.

Понятно, что ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей и учителя. Их помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Кроме того, учитель способствует вовлечению детей в различные виды деятельности, пополняет портфолио диагностическими и контрольными работами. Родители помогают в оформлении и заполнении портфолио.

Портфолио хранится в школе в течение учебного года. В конце мая  проводится презентация детских портфолио, определяются победители в различных номинациях:

- за лучшее оформление работ

- з а трудолюбие

- за творческий подход

- за оригинальность оформления и т.п.

Классный руководитель  оценивает портфолио не реже 1 раза в полугодие по шкале «нормально», «хорошо», « отлично».

Важно помнить , что в первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.

В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.  Всё это помогает формироваться личности ребенка. Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика (содержание и оформление) как оценка достижений планируемых результатов.

Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся в определенный период его образовательной деятельности. Особенностью портфолио является  то, что е...

Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...

Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...

Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в начальной школе и является актуальной темой. Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы Те...

Презентация к докладу: "Портфолио ученика как одна из форм оценивания результатов образования в условиях реализации ФГОС НОО".

Презентация к докладу для педагогического совета, на тему: "Портфолио ученика как одна из форм оценивания результатов образования в условиях реализации ФГОС НОО"....

«Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов»

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в начальной школе и является актуальной темой. Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы Те...

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА– одна из форм оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС в начальной школе.

Презентация может помочь учителю при подготовке к выступлению на ШМО, тематическом педагогическом совете....