Тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.

Анализ современной учебно-методической литературы, а также образовательная практика свидетельствуют о том, что тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования учащихся обеспечивает наибольший эффект.

Тема самообразования ««Тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка» выбрана не случайно. Она является актуальной, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс начальной и средней школы является ЕГЭ,  основу которого составляют тестовые задания.

Цель: разработать и применить в ходе образовательного процесса систему тестов по русскому языку для учащихся начальной школы.

Задачи:

– пройти курсы повышения квалификации;

– посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

– провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

– использовать накопленный опыт на практике.

– изучать литературу и материалы сети Интернет;

– обобщение и систематизация опыта организации тестовой деятельности на уроке с помощью системы публичного представления результатов деятельности (публикации, выступления на семинарах, конференциях, распространение собственного опыта в системе школьной и муниципальной методической службы, Интернета).

Предполагаемый результат

• сформировать у учащихся умение работать с тестами;

• доклады, выступления;

• разработка тестов, наглядностей;

• разработка и проведение открытых уроков;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

учителя начальных классов

Сериковой Светланы Анатольевны

по теме:

«Тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка»

    В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.

       Анализ современной учебно-методической литературы, а также образовательная практика свидетельствуют о том, что тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования учащихся обеспечивает наибольший эффект.

       Тема самообразования ««Тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка» выбрана не случайно. Она является актуальной, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс начальной и средней школы является ЕГЭ,  основу которого составляют тестовые задания.

      Цель: разработать и применить в ходе образовательного процесса систему тестов по русскому языку для учащихся начальной школы.

     Задачи:

– пройти курсы повышения квалификации;

– посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

– провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

– использовать накопленный опыт на практике.

- изучать литературу и материалы сети Интернет;

-обобщение и систематизация опыта организации тестовой деятельности на уроке с помощью системы публичного представления результатов деятельности (публикации, выступления на семинарах, конференциях, распространение собственного опыта в системе школьной и муниципальной методической службы, Интернета).

Предполагаемый результат

•сформировать у учащихся умение работать с тестами;

• доклады, выступления;

• разработка тестов, наглядностей;

• разработка и проведение открытых уроков;

В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей и так далее.

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

- быстрота поверки выполненной работы;

- оценка достаточно большого количества учащихся;

- возможность проверки теоретического материала;

- проверка большого объема материала малыми порциями;

- объективность оценки результатов выполненной работы.

В своей работе я  ограничиваюсь тремя или четырьмя ответами для выбора правильного. При составлении ответов учитываю типичные ошибки учащихся.

Например: глагол – это

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.

При составлении тестов учитываю требования, предъявляемые к ним: адекватность целям проверки,  определённость, простота, однозначность.

В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет мне осуществлять контроль и приучать детей к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам я постараюсь приучить учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, мне удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

В начале работы по ознакомлению с тестами я не заготавливала тестовые задания каждому ученику, т.к. считала, что коллективная работа в этот период будет продуктивнее. А уже с начала второй четверти начала каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее, практиковала безотметочную проверку заданий. Моя задача – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.

Тесты дают мне возможность объективно оценить знания и умения учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет мне определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е. владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики рассуждений и т. д.

Приведу условия эффективного использования тестирования на уроках русского языка из опыта своей работы.

Процесс формирования грамматических понятий в начальной школе является одним из важнейших, поскольку обеспечивает систематические знания по русскому языку, способствует формированию практических лингвистических умений и одновременно является процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация.

  1. Необходимо определить уровень сформированности грамматических понятий у учащихся можно с помощью тестов.
  2. Под тестом по русскому языку понимается некоторая совокупность стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов курса.
  3. По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение.

Рассмотрим целесообразность использования тестирования при изучении орфографии.

Говоря об изучении орфографии, имеют в виду формирование орфографических навыков. Учителю важно разобраться в причинах ошибок учащихся.

Могут быть следующие причины:

1) учащийся не знает правила;

2) правило знает, но не умеет его применять при письме;

3) допускает ошибки, потому что не понимает смысла того, что пишет;

4) смешивает правила;

5) неправильно слышит или произносит отдельные звуки речи, не умеет контролировать себя.

Например: ученик допустил ошибку - на ветки.

Причины могут быть следующие:

1) не умеет образовывать начальную форму слова;

2) ошибочная постановка вопроса;

3) неправильно определил падеж;

4) не знает склонения имен существительных;

5) не знает падежных форм.

Как видим, причины могут быть разнообразными. Поэтому после проведения диктанта я установливаю причины, по которым учащиеся допустили ошибки, чтобы учитывать их в дальнейшей методической работе.

Выявить причины орфографических ошибок можно при помощи тестирования. То есть тестирование в этом случае дает возможность диагностировать орфографические ошибки.

Можно использовать тестирование для определения уровня орфографической подготовки учащихся.

Таким образом, использование тестирования при изучении грамматических тем способствует совершенствованию грамматических понятий. При изучении орфографии тестирование дает возможность диагностировать орфографические ошибки.

Работая над данной темой самообразования я добилась следующих результатов:

•сформировала у учащихся умение работать с тестами;

• разработала ряд тестов.

Надеюсь, что мой опыт поможет начинающему учителю понять основные пути и условия повышения эффективности форм контроля на уроках русского языка. Я думаю, что мой опыт будет интересен и учителям, уже имеющим опыт работы в данном направлении.

Я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребенку. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальных классах. Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка.

Выступление на тему "Современный урок в начальных классах.  Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка" -  применение технологии проекта....

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Статья по теме: «Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС»

В данной статье педагоги начальной школы смогут узнать об особенностях самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Найдут рекомендации и варианты заданий на уроках....

Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...

Контроль на уроках русского языка.

Обмен опытом. Выступление на педсовете...

"Игровая форма контроля на уроках английского языка"

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.Иг...