Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе
статья на тему

Калашова Анжелла Александровна

Данный материал поможет познакомиться с использованием проектной технологии в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

А. А. Калашова

Проектная деятельность, проектная задача, начальная школа, самостоятельность.

Одной из поставленных задач ФГОС, является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Её решение особенно важно для учащихся  начальной  школы, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.

Исходя из этого,  следует, что необходимо исключить непродуктивные формы педагогического общения и методы обучения, а использовать такие, которые вовлекают учащихся в активный познавательный процесс. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее актуальным, на мой взгляд, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель,  раскрыт потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, даны  характеристики этапов учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании данного метода. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, рассмотрены особенности проектной деятельности на различных уроках в начальной школе.

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать особенности использования проектных задач в начальной школе для реализации требований ФГОС

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

− мотивационный (учитель: заявляет общую удею, создает положительный мотивационный настрой; учащиеся: участвуют в обсуждении, предлагают собственные идеи);

– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, разрабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, далее с увеличением ученической самостоятельности);

– информационно-операционный (учащиеся: собирают информацию, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, направляет, поддерживает, сам является источником информации);

– рефлексивно-оценочный (учащиеся: представляют проекты, участвуют в общественном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, проводят устную или письменную самооценку, учитель является участником коллективной оценочной деятельности) 

Организуя проектную деятельность, учитель осуществляет индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обучение проектной деятельности может проводиться в рамках различных общеобразовательных предметов. Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умения решать нестандартные  проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. Данный метод требует от учителя не столько транслирования  “знания”, сколько создания таких условий для расширения познавательных интересов учащихся, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, участвующих в реализации проекта. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Степень самостоятельности учащихся зависит от различных  факторов: от индивидуальных и возрастных особенностей детей, от характера отношений в группе от их опыта предыдущих проектов, от уровня сложности темы проекта.

Суть процесса проектной технологии в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых подразумевает  обладание определенной суммой знаний и практическое использование имеющихся. Метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Исследователи по-разному толкуют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюи объясняет метод проектов «как способ обучения через делание». Е. Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой. Метод проектов, по И. Чечелю, — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Полат Е. С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов — это дидактических инструмент для формирования целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Это то средство, которое помогает отойти от того момента в обучении, для которого типичным является пассивность ученика и стремление учителя «напичкать» своего подопечного готовыми знаниями. 

Включать в проектную деятельность школьников следует постепенно, начиная с 1 класса. Некоторые ученые считают, что проектная деятельность не может полностью быть реализована в начальной школе, так как не соответствует возрастным возможностям, поэтому, начальной стадией проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Проектная задача нацелена на использование учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданного детьми. Он может быть далее отделен от самой задачи и жить самостоятельно. Во-вторых, это не материальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цель);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • при поиске способа решения задачи проявлять инициативу ;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

В проектной задаче должен быть набор действий, который нужно решить. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы была решена задача. А что значит, задача решена? Это означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.

Среди  проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов.

Творческие — не имеют четкой структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник).

Информационные — сбор информации, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы определенной группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней оценки.

 Использование проектных задач помогает достичь сразу нескольких результатов.

  • Каждый ученик может проявить свое творчество.
  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему нравится.
  • Добывание новых знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
  • У учащихся формируются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
  • Школьники учатся самовыражаться, самоопределяться, самореализовываться.
  • Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
  • Академические знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

Осваивать проектную технологию очень помогает  курс «Учусь создавать проект». Он связан, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Курс помогает ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.  

Каждое занятие  дает детям возможность продвигаться по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Занятия помогают расширить кругозор и обогатить  словарный запас новыми понятиями из мира проекта такими, как «тема», «цель», «гипотеза»,  

Выбор темы является самым сложным этапом в исследовательской деятельности, т.к. ученику предстоит проанализировать все остальные этапы и пути их решения. Поэтому, предлагаем им памятку.

«Как выбрать тему»

  1. Тема исследования должна удивлять, привлекать и вызывать интерес
  2. Тема исследования должна содержать в себе что-то необычное и неожиданное.
  3. Тема исследования должна увлекать так, чтобы хотелось начать исследование и закончить, то есть выполнить исследование «на одном дыхании».

Цель – предмет стремления, то, что надо осуществить. Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать…», «выявить…»,  «исследовать…», «описать…», «обосновать…» и так далее.

Гипотеза  - предположение, требующее подтверждения. Выдвигая  предположения, используют слова: «может быть..», «предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если…». Построение гипотез – основа исследовательского и творческого мышления. Гипотезы помогают открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Ценность гипотез, даже самых абсурдных, в том, что они позволяют окунуться в мысленную игру, сделать то, без чего продвижение в неизведанное невозможно.

Уникальность, на мой взгляд, данного курса в том, что он действительно может научить создавать проект. Шагая от занятия к занятию, выполняя все задания, к концу учебного года получается готовый грамотный проект.    

Ребята приобретаю такие метапредметные УУД, которые помогают находить пути решения из нестандартных жизненных ситуаций. А вся наша жизни – череда различных проектов. Учащиеся научиваются планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Литература

Васильев В., Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9.

Гузеев В.В., «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.1995, №6

Джонс Дж. К., Методы проектирования / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – 2-е изд. доп. – М.: Мир, 1986.

Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9 

Иванова Н.В., Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. №2

Конышева М. Н., Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов / М.Н. Конышева. − М.: Ассоциация ХХI век, 2006..

Пахомова Н. Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2003.

Полат Е. С., Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000.

Поливанова К.Н., Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.).

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Савенков А. И., Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. − Самара.: Фёдоров, 2010.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959;

Чечель И., Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3.

Чечель И., Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе"

Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:Раскрыть сущность и историю технологии проек...

"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе".

Внедрение в образовательный процесс технологии проектного обучения....