ВОЗМОЖНОСТИ ВОПРОСОВ-СУЖДЕНИЙ В РАЗВИТИИ У УЧАЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ЗАЛОЖЕННЫХ В ГОССТАНДАРТАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья по теме

Тарасова Людмила Николаевна

       Введение Госстандартов нового поколения, главной задачей которых является преумножение национального ресурса, фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных технологий, требует от учителя формирования у учащихся «универсальных учебных действий (УУД)», которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

      В теории и технологии Способа диалектического обучения указанные универсальные учебные действия уже давно заложены и успешно формируются посредством использования современного дидактического инструментария познания, одним из видов которого являются проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) , применение которых на уроке раскрывает широкие возможности в формировании и развитии всех видов универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_ev._tarasova_l.n.rar11.67 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ВОПРОСОВ-СУЖДЕНИЙ В РАЗВИТИИ

У УЧАЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ЗАЛОЖЕННЫХ В ГОССТАНДАРТАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Соколова Е.В., Тарасова Л.Н.

г. Красноярск, МБОУ «Общеобразовательное

учреждение лицей № 11»

Введение Госстандартов нового поколения, главной задачей которых является преумножение национального ресурса, фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных технологий, требует от учителя формирования у учащихся «универсальных учебных действий (УУД)», которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» [2].

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения, поэтому именно на данном этапе должно быть положено начало формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Одним из видов таких умений учащихся является умение самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.

Функции универсальных учебных действий включают:  

 — обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

—  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена  поликультурностью общества и высокой  профессиональной мобильностью;

—  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

    В Госстандарте нового поколения для начальной школы указаны  основные виды универсальных учебных действий, которые объединены в 4 блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [2].

В теории и технологии Способа диалектического обучения указанные универсальные учебные действия уже давно заложены и успешно формируются посредством использования современного дидактического инструментария познания, одним из видов которого являются проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) [1, с. 83], применение которых на уроке раскрывает широкие возможности в формировании и развитии всех видов универсальных учебных действий.

Со Способом диалектического обучения (СДО) мы познакомились на курсах в Красноярском институте повышения квалификации. Данный способ разработан А.И. Гончаруком и В.Л. Зориной, имеющими патент на педагогическое изобретательство [1, с. 160]. На курсах нам посчастливилось учиться у Валентины Лазаревны, которая с первых занятий постоянно нам задавала вопросы-суждения, пробуждая в нас мыслителей, и просила самостоятельно формулировать их к содержанию лекций, что позволило нам, с одной стороны, лучше осознать теорию и технологию Способа диалектического обучения, с другой — в очередной раз побывать в роли учеников и «прожить на себе» уникальные возможности данного инструментария.

Когда на уроке мы показали детям структуру вопросов-суждений и приемы их формулирования, они быстро и легко это усвоили и стали применять на всех уроках, будь то математика, где необходимо доказывать выбор способа решения задачи, русский язык, требующий грамотного письма, или литературное чтение, которое предполагает анализ прочитанных произведений.

Уже в период обучения грамоте в 1 классе при изучении звуков и букв задаем учащимся вопросы-суждения такого типа:

— Чем объяснить, что все звуки речи делятся на гласные и согласные звуки?

— Как доказать, что звук [а] является гласным звуком, а [б] — согласным?

— В каком случае буква считается гласной (согласной)?

— Каким образом гласные звуки отличаются от согласных звуков?

— Вследствие чего в русском языке есть буквы, не обозначающие звука?

— Почему в слове «шарф» есть только один слог, а в слове «шарфик» два слога?

— Каким образом звук, обозначаемый буквой ф в слове «шарф», отличается от звука, обозначаемого этой же буквой в слове «шарфик»? и т.п.

На такие вопросы невозможно ответить одним словом, и учителю не надо просить дополнить ответ. А главное, что ответ на вопрос-суждение требует от учащегося работы мысли, поэтому он ответит на него в форме суждения или умозаключения, структуру которых показываем учащимся тоже с первого класса. И если мы на курсах повышения квалификации испытывали боязнь и сомнение, усвоят ли дети такие сложные, на наш взгляд, мыслительные операции, то первоклассники развеяли все наши сомнения, легко формулируя суждения и умозаключения сначала по образцу, а потом и самостоятельно, творчески.

Так, отвечая на вопрос-суждение «Как доказать, что звук [о] является гласным звуком?», учащиеся формулируют ответ в форме дедуктивного умозаключения, состоящего из двух посылок и вывода:

Все звуки речи, при образовании которых участвует голос (связки дрожат), но струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая никаких преград, называются гласными звуками.

При произношении звука [о] участвует голос, струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая преград.

Следовательно, звук [о] является гласным звуком.

На уроке необходимо создавать условия для самостоятельного формулирования учащимися вопросов-суждений. Такие условия создаются посредством заданий, предлагаемых учащимся. Например, детям предлагается задание списать предложения, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы:

  1. За бол…шим подъемом и спуск бол…шой.
  2. От под…езда от…ехал автомобил….
  3. Тат…яна решила задачу.
  4. Жил…цы с…ехали с квартиры.

Традиционно подобные задания учитель проверяет, вызвав одного ученика к доске, который вставит пропущенные буквы, подчеркнет орфограммы. Или проверка произойдет фронтально: каждое предложение (или слово с пропущенной буквой) прокомментируют разные ученики с места. Такой вид проверки неэффективен, т.к. активным в таких ситуациях может быть только один учащийся, а остальные в этот момент являются пассивными, несмотря на то, что учитель просит всех проверять работу по своей тетради.

В Способе диалектического обучения проверка подобных заданий проводится посредством вопросов-суждений, сформулированных учащимися после комментирования вставленных букв:

— Чем объяснить, что в слове «большой» пишется смягчающий мягкий знак?

— Как доказать, что в слове «отъехала» нельзя писать разделительный мягкий знак?

— Как доказать, что в слове «съехали» пишется разделительный твердый знак?

— В каком случае мягкий знак считается разделительным, а в каком — смягчающим?

— Каким образом мягкий знак в слове «Татьяна» отличается от мягкого знака в слове «жильцы»?

— Вследствие чего твердый знак не может стоять последним в слове, как мягкий знак?

Одни учащиеся формулируют вопросы-суждения, другие отвечают на них в форме суждения или умозаключения, высказывают возражения, дополнения. Таким образом, изучаемые орфограммы (понятия) рассматриваются учащимися в различных связях: структурных, родо-видовых, причинно-следственных и др.  При этом активен весь класс, т.к. в системе Способа диалектического обучения используется материализованная самооценка, при которой учащиеся получают баллы за каждую операцию труда, выполненную на уроке в устной или письменной форме, а в конце урока каждый получит оценку согласно объявленной учителем в начале урока заявке, в которой каждой оценке соответствует определенное количество баллов. Поэтому ученики заинтересованы не только правильно выполнить письменные работы, но и как можно больше самим задать вопросов, ответить на вопросы других учащихся, дополнить ответ или возразить одноклассникам и даже учителю.

Дети стараются сформулировать вопрос-суждение потруднее, т.к. если никто в классе не сможет дать на него ответ, то вопрос вернется к его автору, тогда у него появляется шанс получить дополнительные баллы за ответ на свой же вопрос [1, с. 84].

На уроках литературного чтения применение вопросов-суждений дает возможность не только глубоко проанализировать содержание произведения, но и его форму.

Так, при изучении басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» целесообразно в единстве применять вопросы-понятия и вопросы-суждения. Первый вид вопросов позволяет раскрыть содержание понятий, используемых автором в тексте, что обеспечит понимание учащимися текста:

— Что понимается под выражением «зима катит в глаза»?

— Кто называется попрыгуньей?

— Что такое нужда? и др.

        Чтобы ученики начальной школы осознали сущность басни как литературного жанра, а также могли проанализировать содержание и форму конкретной басни, используем в единстве вопросы-понятия и вопросы-суждения, при этом ответы учащиеся дают в форме суждений или умозаключений:

— Что считается басней?

Ответ: Басня — литературный жанр, представляющий собой короткий иносказательный нравоучительный рассказ в прозе или поэтической форме, в котором главными героями являются, как правило, люди в образе животных или растений и имеется мораль в начале или конце произведения.

— Каким образом басня отличается от стихотворения или рассказа?

— Что понимается под иносказательным нравоучительным рассказом?

— Что называется моралью?

— Каковы свойства и виды басен? (ответ уже заложен в указанном определении басни)

— Как доказать, что произведение «Стрекоза и Муравей» является басней?

— Чем объяснить, что автор Стрекозу назвал попрыгуньей?

— Каким образом жизнь Стрекозы изменилась с наступлением зимы?

— Когда Стрекоза вынуждена была обратиться за помощью к Муравью?

— Что понимается под выражением «злой тоской удручена»?

— В каком случае Стрекоза могла бы благополучно перезимовать без чьей-либо помощи?

— Каким образом Муравей проучил Стрекозу?

— Что такое скрытое нравоучение?

— В чем заключается сущность нравоучения в басне «Стрекоза и Муравей»?

— Почему автор (И.А. Крылов) использует скрытое нравоучение, а не прямо говорит о недостатках человека?

Если учащиеся затрудняются ответить на вопросы-понятия, то пользуются толковыми словарями и справочниками, т.к. учебники, как правило, не содержат необходимой информации, предлагаемые в них вопросы нацелены только на воспроизведение, пересказ (нагрузка на память) и в меньшей степени способствуют развитию мышления.

Часть вопросов может быть сформулирована учителем, остальные следует предложить задать учащимся, которые иногда поражают учителя глубиной мысли, заложенной в вопросе.

        Таким образом, использование на уроках такого современного дидактического инструментария познания, как вопросы-суждения, имеющие широкие возможности применения на уроках, позволяет формировать познавательные универсальные учебные действия [2]:

  • выполнять логические операции с понятиями (определять, делить (классифицировать) понятия, формулировать суждения и умозаключения и пр.),
  • анализировать изучаемые объекты (понятия) с целью выделения их существенных признаков,
  • сравнивать понятия, выделяя общие и особенные признаки,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • выбирать наиболее рациональные способы решения задач,
  • анализировать изучаемый материал, извлекая информацию из текстов,

а также коммуникативные:

  • слушать участников урока и вступать в диалог,
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и др.

Литература

  1. Зорина, В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения [Текст]: монография / В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 168 с.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. [Текст] — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 317 с. — (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия на уроках открытия нового знания по ТДМ

перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах...

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ...

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания

Дано краткое описание этапов урока с перечнем УУД, выполняемых учащимися на данных этапах....

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности

В статье рассматривается проектная деятельность через призму ФГОС. Приведены типы проектов, а также материал из опыта проектной деятельности школы....

Формирование универсальных учебных действий -ключевая задача стандарта второго поколения

Данный материал учитель может использовать для выступления на педагогическом совете, родительском собрании или иных выстплениях...