Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
статья на тему

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiyai.docx48 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Концепция педагогической деятельности

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России

                                                                            Автор составитель:

                                                                            учитель начальных классов

                                                                            высшей категории

                                                                            Корчагина Светлана Геннадьевна

                                                   Саранск,2014

Содержание

Введение

1. Основы духовно-нравственного развития личности младшего школьника в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России……………………2

2.Эстетическое  воспитание как комплексный подход к развитию личности..............................................................................7

3. Эстетическое воспитание на уроках художественного цикла (литература, музыка, ИЗО)...................................................11

4. Воспитание эстетической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС....................................................................................................15

Заключение

Литература

Введение

В  Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Актуальность проблемы культуры и воспитания “человека культурного” в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира. Духовно-нравственное развитие школьников - это задача первостепенной важности современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

Перед учителем ставятся задачи:

формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; 

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

 

1. Основы духовно-нравственного развития личности младшего школьника в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.

Личностная культура:

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — »становиться лучше«;
  • сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

Социальная культура

  • сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
  • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
  • готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
  • доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
  • забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Семейная культура

  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

   В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

    В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

   В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

   формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

   повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

  повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

   укреплению национальной безопасности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности» . Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные        российские религии — представления о духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развит
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Качество воспитательного процесса в образовании напрямую связано с уровнем воспитанности школьников, с уровнем сформированности общей культуры личности, которая является результатом процесса воспитания. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

Принципы, на которые должен опирается учитель:

- целенаправленность,

- связь с жизнью,

- доступность,

- учет индивидуальности и возраста,

- последовательность,

- опора на положительное,

- гуманизация.

Особенности воспитательного процесса:

1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) – сотрудничество, взаимодействие.

2.   Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)

3.   Длительность.

4.   Непрерывность.

  • Комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов).
  • Двусторонность.

Выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеет основами умения учиться;
  • любит  родной край и свою страну;
  • уважает и принимает  ценности семьи и общества;
  • готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеет слушать и слышать партнера, умеет высказать свое мнение;
  • выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
  • ученик, знакомый с историей своей школы, развивающий её традиции;
  • член детского сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, построенных на паритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

2. Эстетическое  воспитание как комплексный подход к развитию личности

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.

Личностный уровень культуры современного человека не может быть представлен какой-то одной из ее сторон (например, интеллектуальной). Говоря о высоком уровне общей культуры человека, мы, как правило, имеем в виду высокую степень его разностороннего развития, и в первую очередь развития духовного, нравственного, эстетического. Эстетическая культура личности школьника рассматривается нами как составляющая духовной жизни ребенка, определяющаяся уровнем развития сознания, способностью создавать, преобразовывать окружающий мир по законам красоты, как совокупность следующих компонентов: эстетических эмоций и чувств, эстетических мотивов и потребностей, эстетических знаний и навыков, эстетических умений,

эстетических переживании, эстетических суждении, эстетического вкуса, умения оценивать эстетические предметы и явления. Такая последовательность эстетических компонентов соответствует процессу их возникновения, проявления и формирования у младших школьников.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Целостная картина мира складывается из всего комплекса взаимоотношений человека и действительности на основе эстетического мышления. Высшим этапом реализации этого мышления является искусство. Исходя из того, что искусство является сложной системой, которая включает в себя многие виды искусства (литературу, живопись, музыку, архитектуру, театр, кино), необходимо максимально синтезировать эти виды для создания более полного представления о картине мира, эпохи, конкретной нации. Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Формирование у школьников эстетических представлений, понятий и вкусов является весьма сложной педагогической задачей. Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства. Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах изображения действительности в искусстве. Большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве.

Искусство – ядро и основное средство эстетического воспитания, которое  осуществляется   с помощью эстетических аспектов различных форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно неразрывно связано с трудовым и нравственным воспитанием. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установок, и т.д.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека.

Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства.

Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

Эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.

«Радость труда ... немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но, прежде всего то, что он создает. Радость труда - красота бытия"  - говорил В. А. Сухомлинский.

В        процессе        художественно-творческой        деятельности

совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.

В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

«Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки" - говорил А.В.Луначарский.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни - у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности - умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

По выражению А.С. Макаренко, инструментом прикосновения к личности, этим способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.

Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании являются:

  1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.
  2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
  3. Развитие самостоятельных действий - воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
  • Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Таким образом, в свете понятийного аппарата воспитания эстетическое воспитание -  процесс формирования у детей эстетической  культуры, способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты как:

1) Эстетическое  восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное) – как отражение принципа воспитания  «опора на положительное»;

2) Эстетические чувства (эмоциональные состояния) – способность эмоционально сопереживать процессу творчества;

3) Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным);

4)Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.)

          5) Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).

   Задачи и содержание эстетического воспитания: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием — формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

3. Эстетическое воспитание на уроках художественного цикла (литература, музыка, ИЗО)

Эстетическое воспитание реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

 Показателями успешности эстетического воспитания является наличие 5 компонентов в переживаниях и мировоззрении личности.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

«Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя," -говорил К.Д.Ушинский.

Особую        группу чувств     составляют     высшие     чувства:

эстетические, нравственные и интеллектуальные.

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству.

Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

«Художественная литература — органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности». Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.

Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики.

Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.

Другой важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка».

Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки».

Ведущей задачей на уроке музыки, отмечает Л.Г. Дмитриева , автор учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку».

Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство». Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.

Уроки музыки позволяют решать важнейшие задачи, связанные с формированием культуры восприятия музыки и воспитания человека средствами искусства. На уроках музыки ребята учатся не только слушать, слышать и чувствовать музыку, но и размышлять о ней, выражая свои эмоциональные ощущения и переживания. Наряду с хоровым пением и изучением музыкальной грамоты уроки музыки ставят перед собой задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспринимать музыкальную культуру как часть их духовной культуры.

Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вечны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей».

В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.

4. Воспитание эстетической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования, внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Определены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. В рамках перехода образовательных учреждений на ФГОС каждый  педагогический коллектив определился с организацией неотъемлемой части образовательного процесса – внеурочной деятельностью. Чтобы наметить перспективы развития внеурочной деятельности в условиях ФГОС необходимо изучить актуальное состояние организации внеурочной деятельности, а также наиболее эффективные формы ее организации.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»;

создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширить рамки общения с социумом;

воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Направления деятельности учителя:

  • Диагностика творческих способностей и возможностей младших школьников.
  • Формирование эстетически и этически организованной среды.
  • Воспитание у школьников средствами искусства нравственных принципов и этических норм культуры поведения.
  • Воспитание у детей интереса к изучению сокровищницы разных народов, чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.

Методика организации внеурочной деятельности  основана на игровой и творческой деятельности младшего школьника. Принцип всеобщности и обязательности эстетического воспитания дает возможность каждому ребенку творчески развиваться, а также поможет выявить на ранней стадии (уже после первого года обучения) наиболее одаренных школьников для обучения в специализированных образовательных учреждениях дополнительного образования детей (музыкальных и художественных школах, школах искусств и др.).

 Цели занятий по изобразительному искусству с младшими школьниками во внеурочной деятельности направлены именно на духовное развитие, они должны помочь учащимся в формировании их мировосприятия и мировоззрения. Изобразительное искусство сможет выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда восприятие детьми природы и всей среды человеческого общения будет осмыслено через художественное наследие человечества. Важнейший принцип программы внеурочной деятельности «В мире прекрасного» – ее тематическое построение. Весь курс обучения (1 – 4 классы общеобразовательной школы) представляет единую систему последовательно развивающихся, взаимных тем, которые раскрывают основы связей изобразительных, декоративных и конструктивных искусств с жизнью человека и общества. Сквозная идея предмета – связь искусства и жизни – пронизывает все занятия, начиная от связи мира чувств к родной природе и окружающей действительности, осознаваемых через искусство, ведет ребенка путем познания языка и образного строя видов и жанров искусств к способности быть активным и сознательным участником всех многообразных связей искусства и жизни.

 В конце учебного года для учащихся  проводятся итоговые занятия – «Праздники искусств». На них приглашаются родители и учителя начальных классов общеобразовательной школы. Обязательно экспонируются лучшие художественные работы ребят, в том числе, коллективные полотна и декоративно-прикладные изделия. На таких праздниках школьники демонстрируют свое творчество, креативность.

Заключение

Важную роль в формировании гармонически и разносторонне развитой личности играет эстетическо-художественное воспитание, являющаяся могучим средством формирования духовного мира школьников. Одной из важнейших средств решения этой задачи является организованная, планомерная  не только урочная, но и внеурочная деятельность. Для этого  мной создана  программа по изобразительному искусству «В мире прекрасного» » для внеурочной работы с учащимися. Опираясь в эстетическом воспитании учащихся на национальные традиции в искусстве, мы создаём оптимальные условия не только для духовно-эстетического развития воспитанников, но и для формирования у них уважительного отношения к национальной культуре, обычаям и традициям своего и других народов, содействует здоровому образу жизни. Эстетическое развитие личности подрастающего поколения будет успешным при чёткой, научно-обоснованной организации системы внеурочной деятельности в школе.

Учащимся необходимы определенные художественные знания, особенно критерии эстетики искусства.

На современном этапе перестройки школы эстетическое воспитание подрастающего поколения выступает одной из важнейших и неотложных задач сегодняшнего дня, без которой невозможно решить вопросы воспитания нового человека, воплотившего в себе все лучшие качества, необходимые для плодотворной работы обновленного демократического общества. Действенным фактором формирования такой личности является искусство, его художественное совершенство и высокий эстетический потенциал воздействия на духовно-эстетический мир, художественные вкусы, предпочтения и потребность.

Искусство призвано совершенствовать эстетический облик школьников.

Литература:

 1.Кольнинг А.А. Акварельная живопись.- М., 2000.

2.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М., 2004.

3.Коротеева Е.И.Азбука аппликации. –М.,2009.

4.Коротеева  Е.И. Графика. Первые шаги. – М.,2009.

5.Коротеева  Е.И. Живопись. Первые шаги.- М.,2009

6.Кузин В.С. Изобразительное искусство.- М.,  2005

7.Лазарева А.Г. Сборник авторских программ.-  Ставрополь, 2004.

8.Неменский Б.М. Педагогика искусства . – М.,2007.

9. Неменский Б.М. Познание искусства.– М.,2000.

10. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь,    строишь. -М., 2008.

11.Неменская. Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ художник.- М., 2007.

12. Претте М.К. Творчество и выражение.– М.,1981,1985.

13.Примерные программы внеурочной деятельности  под ред. В.А.Горского.– М.,2011.

14.Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд под рук. Б.М. Неменского.- М., 2005.

15.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Серия: стандарты второго поколения.- М., 2009.

16.Романова И.М. Искусство Жостова.- М., Россия, 2001.

17.Сокольникова Н. Основы живописи, основы рисунка.- М., 1996.

18.Смирнова Р.  Уроки рисования. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

В концепции модернизации российского образования    сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициати...

Статья "Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Данная статья не только теоретически знакомит с аспектами экологического воспитания младших школьников, но и содержит практический материал, разработанный на примере проектов....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

С каждым годом к нам в школу приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Изменения в социальной ж...

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС путем применения авторских сказок"

Сказки - это отличный способ воздействия на ребёнка. Они представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы. Любая с...