Технология парного взаимодействия
опыты и эксперименты на тему

Диссеминация инновационного опыта на конкурсе "Учитель года 2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx53.45 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю.

                                                         Я знаю, где и как я могу это применить».

Гёте

Психолог Н.Н. Поддьяков первым из ведущих видов деятельности ребёнка назвал, вопреки установившемуся мнению не игру, а детское экспериментирование. Поддержание  исследовательского поведения ребёнка способствует его развитию. Вместе с тем, учёные и методисты отмечают потерю интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги же испытывают большие трудности к активизации в обучении. С введением ФГОС приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Поэтому в современных условиях, изменивших цели обучения, актуальна реализация инновационных педагогических технологий  для продуктивного направления развития образования. Меня заинтересовала не столь новая, но, тем не менее востребованная – проектная. «Педагогические взгляды и личные педагогические идеи учителя могут быть не обязательно совершенно оригинальными, им изобретенными, но неизбежно должны стать частью его педагогического бытия». (В.А. Кан-Калик)

Несмотря на то, что проектная деятельность занимает своё центральное место в основной школе,  начальная школа реализует её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде «реального» продукта. Она задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

В ходе решения проектных задач школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их  выполнения данных. Эти задачи имеют творческую составляющую, поддерживая детскую индивидуальность. Решая их, ученики не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Проектные задачи помогают сложиться учебному сообществу через коллективные средства обучения. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её; управление собственным поведением в групповой работе.

Глава 1. Концепция профессиональной деятельности педагога.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого - дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве  над решением проблемы».

Целью моей деятельности является развитие личности и создание основ творческого потенциала младшего школьника .

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

 умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

 формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

 воспитание целеустремленности и настойчивости;

 формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Принципы проектной деятельности

  • Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей;
  • Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строиться не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.
  • Деятельностный подход.
  • Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
  • Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций ученика.
  • Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
  • Принцип уважения к иной точке зрения.
  • Принцип обеспечения ответственности за результат.
  • Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

В первом классе у меня обучалось 30 человек.  Как организовать урок, чтобы каждый ребёнок максимально выразил себя, поднялся над собой (обогнал себя вчерашнего) и даже помог другому в том же? Так зародилось желание организовать работу в парах. Дети лучше всего учатся, обучая друг друга, значит, организовываем ситуации взаимообучения.

Показываю на одной паре, как предстоит работать; во время работы поддерживаю, направляю, консультирую; после работы дети комментируют свои оценки. Что делаем в паре: разучиваем, пересказываем, составляем план, объясняем, доказываем, обмениваемся опытом, сочиняем, решаем задачи.

Считаю, что начинать обучение сотрудничеству в парах (малых группах) следует с 1-го класса на более простом материале: помочь своему соседу по парте составить слоги, схему слова, прочитать друг другу новый текст, вместе составить предложение и т.д. Важно находить такие моменты на каждом уроке, потому что урок – это продукт совместной с детьми деятельности.

Если два человека ведут диалог, то в этом случае происходит ручейковое мышление. Мысль одного человека возбуждает какие-то следы мыслей другого человека. В этот момент этот второй говорит: "Постой-ка! Дай теперь я скажу!"

Урок русского языка в 1 классе  по теме: «Сопоставление звуков и букв» предлагаю следующие задания. (УМК «Школа России»)

1. Выбрать каждой паре любое,  из написанных слов на доске. Определить сколько в нём звуков. На этапе  применения общего способа действия для решения частных задач

Проходя по рядам, слышу диалоги, вот один из них.

Лера и Максим выбрали слово «скамья».

Лера: 6 звуков.

Максим: Подожди-ка! Подумай!

Лера: с, к, а, м, ь, я  А?

Максим: Считай: с  -1, к -2, а -3, м - 4, ь – звука не имеет, я – 2.

Лера:  Почему я – 2?

Максим: я стоит вне слияния, она йотированная - йа

Лера: Ой, я забыла.

Максим: Теперь запомни!

2. Распределите слова в два столбик. В первый поместите слова, состоящие из 2 слогов; во второй – слова, состоящие из 3 слогов. Оставшиеся слова запишите в строчку, разделив для переноса.

День, якорь, полоса, лес, вечер, заяц, молоко, медведь, ель, огурец.

Слушаю диалоги своих ребят. На первой парте сидят Олеся и Алексей. Они договариваются, кто первый начинает работу. Алёша, как мальчик, уступает своей соседке.

Олеся: Давай сразу и в первый, и во второй.

Алексей: Сначала карандашом отметим. День – один слог...

Олеся: Один не нужен, вот я + корь, пишем в первый.

Алексей: по + ло + са –  во второй.

Олеся: лес, никуда.

Алексей: ве + чер, в первый  и т.д.

Записывают слова в столбики.

Алексей: Оставшиеся  запишем потом  и поделим на перенос.

Олеся: день, лес, ель?

Алексей: Как думаешь? У них по одному слогу!

Олеся: Думаю, нельзя их перенести!

Алексей: Наталья Евгеньевна, некоторые слова нельзя перенести!

Я: Почему?

Алексей: В них только один слог, а значит нельзя!

Я: А какое решение у других пар?

Дети согласились с Алексеем.

Я: Молодцы, вы были внимательны и не попались в ловушку!

Уже не представляю урока без парной работы, да и дети тоже: попробуй после этого не дай кому – нибудь выговориться и поучить другого! Так ученики привыкают не просто учиться, а учить друг друга. ( Приложение № 1)

    После того, как дети смогли найти общий язык в парной работе перехожу к работе в группе. Здесь и начинается проектная и  исследовательская работа.

Этапы проектной деятельности

1. Погружение в проект (определение и присвоение темы проекта детьми).

На этом этапе мне важно сформулировать проблему так, чтобы она заинтересовала детей, воодушевила и увлекла. Для стимулирования интереса использую  в своей работе метод проблемного диалога. На уроке организуется диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез.

Урок математики по теме «Повторение и обобщение изученного по теме:  «Числа от 1 до 10».» (1 класс УМК « Школа России»)

На доске вывешены рисунки с изображением одной, пяти, девяти геометрических фигур (например, кругов). Под каждым из них записано число предметов на рисунке с помощью римских цифр, цифр народа майя и арабских.

Создание проблемной ситуации

Учитель:

- В одной старинной книжке Петя увидел рисунки. Рассмотрите их. По каким признакам можно разбить рисунки на группы? (по цвету, размеру фигур и по их количеству)

- Осуществим деление рисунков по количеству фигур (предъявление первого факта).

Учащиеся считают число фигур на рисунках. Выполняют разбиение.

- Посмотрите на записи под рисунками в каждой группе (предъявление второго факт).

- Что вы заметили?

Учащиеся отвечают, что записи под рисунками разные, а число фигур одно и то же.

- Подумайте, что могут означать записи под рисунками?

(Побуждение к осознанию противоречия).

В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что записи могут означать числа, записанные разными знаками (цифрами)

- Какова же сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы)

Дети отвечают, что темой урока является изучение чисел и цифр.

Диалогический выход из проблемной ситуации

- Какая же разница между числом и цифрой? (Побуждение к выдвижению гипотез).

Таким образом, учащиеся класса мотивированны к расширению своих знаний, горят желанием узнать больше. Итак, исходя из общей темы, определяем вопросы, которые можно исследовать в рамках намеченной темы, выстраиваем матрицу.

Урок окружающего мира по теме : «Как зимой помочь птицам?» (1 класс УМК « Школа России»)

Какие птицы остаются                                                  Какие существуют за-

зимовать в нашем крае?                                                гадки  и стихи о птицах?                                                

                                                 Птицы

Как человек может помочь                                  Почему зимующие птицы не

  зимующим птицам?                                              замерзают?                                2.Организация деятельности:

  • определение типа проекта;
  • установление сроков реализации;
  • обсуждение критериев оценивания будущего проекта;
  • распределение по группам (определить роль каждого члена группы с помощью учителя).

Чтобы новые знания и способ  решение проблем, особое внимание следует уделять групповым целям, постоянно подчёркивая, что успех всего коллектива во многом зависит от самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими её членами. Важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик и, чтобы вся группа была заинтересована в том, чтобы учебная информация была усвоена каждым её членом.

В ходе коллективно составленной, выше указанной, матрицы ребята выбирают микротему по интересу. Количество ребят в группе  может быть неравным. Внутри группы распределяются обязанности:

  • «Поисковики» (добывают информацию из разных источников)
  • « Домостройцы» (изготавливают кормушки, привлекая  взрослых)
  • « Оформители» (создают мини газету по материалам « Поисковиков»)

Для эффективной работы в группе необходимо использовать рекомендацию – алгоритм:

  • всегда обращайте внимание на вклад каждого в работу группы;
  • доводите результаты своих наблюдений до всех членов группы;
  • каждый член группы должен нести ответственность за итоговый продукт.

В каждой группе должен быть ребёнок координатор (ассистент, бригадир). Он отслеживает работу каждого в группе и в таблице ставит балл за выполнение задания(в первом классе, предварительно, я, как учитель, знакомлю всех координаторов с критериями оценивания, и входе их  работы чётко  стараюсь следить за этим). В дальнейшей работе, учащиеся смогут совместно разработать критерии, по которым будет оценена  деятельность каждого  участника  группы. Данная деятельность будет способствовать критическому мышлению у ребят.

Имя участника

Эстетичность

изделия

Функциональность

изделия

Защита

проекта

Общий балл

Егор

+

-

+

2

Эмилия

+

+

+

3

Использование данной таблицы вызывает огромный интерес со стороны ребят, т.к. они сами дают качественные характеристики своей деятельности в группе. Оценивая работу своих одноклассников в совместной деятельности, дети учатся быть ответственными, критически мыслящими.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Теремок» (1 класс УМК « Школа России»).

После посещения спектакля «Морозко»  Нижегородского кукольного театра детьми  класса было предложено открыть «Кукольный театр».

Ребята  распределились на группы по следующему принципу.

Я попросила  каждого ребёнка подойти к доске и выбрать картинку с  фруктом, которым бы ты угостил своих друзей (банан, апельсин, яблоко). Таким образом, создались группы сменного состава.  Каждая из них  должна была проинсценировать русскую народную сказку. Совместно были предложены критерии оценивания:

  • аккуратное изготовление декораций;
  •  выразительное выступление;
  •  правильно выученный текст.

Лучшая группа ( по оценке экспертов)  показала спектакль « Три медведя» учащимся других классов.

Целесообразно использовать алгоритм оценивания деятельности группы:

1. Какова была цель задания?

2. Удалось ли получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью других?

5. Кто организовывал работу группы?

6. Кто предложил основную идею, решение задачи?

7. Были ли спорные мнения?

8. Кому удалось отстоять свою точку зрения?

9. Это было сделано корректно?

10. Кто не проявил себя в групповой работе? С чем это связано?

3.Осуществление деятельности (реализация проекта и подготовка к презентации).

Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Достичь этой цели можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями:

  •  наблюдение и изучение фактов и явлений и изучение фактов и явлений;
  •  выдвижение гипотез;
  •   составление плана исследования и его осуществление;
  •  формулирование результатов исследования;
  •  контроль и проверка полученного результата, оценка его значимости.

В моём классе есть дети, которые в силу своих индивидуальных особенностей  задают более глубокие вопросы. Они разносторонне развиваются, много читают, размышляют. Речь идет о юных исследователях, участниках школьных и районных НОУ. Их исследовательские работы достойны уважения. Благодаря осмысленному  исполнению различных умственных и практических действий эти дети имеют в своём арсенале большие достижения.( Прил. № 2)

Необходимо сказать о включённости  родителей в  проектную работу.

Особенно неоценима их помощь, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание (Приложение № 3), на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.

Совместная работа педагога, детей и родителей восполняет дефицит общения ребят с взрослыми, развивает компетентностный подход к обучению учащихся.

4.Презентация результатов (представление проекта, его экспертиза, рефлексия).

Презентация – характерный для учебного проектирования завершающий этап. Сюда как составная часть должен входить отчёт о ходе работы и полученных результатах. Прежде чем сделать хотя бы короткий отчёт о проектной деятельности, следует её отрефлексировать. Это значит необходимо остановиться, взглянуть как бы со стороны на то, что происходило, проанализировать свою деятельность и её способы и осознать их.

Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?  (С.Л. Рубинштейн)

Рефлексия – одна из важнейших способностей, которая начинает складываться в младшем школьном возрасте. Рефлексия позволяет:

– осознать и проанализировать свои действия (ретрорефлексия);

– ответить на вопрос «Почему я так делаю?»;

– обозначить осознанное действие предложенным термином;

– определить значение термина и получить понятие.( Приложение № 4)

Степень активности учеников и учителя на этапах в решении проектной задачи  разная. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

2-й и 3-й этапы

4-й этап

Учитель  ученик

учитель Ученик

Учитель  ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на 1-м и 4-м этапах. Ведь от того, как учитель  на этапе погружения в проект исполнит свою роль,- зависит судьба проекта. Поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти к неожиданным умозаключениям, протянуть мостик к следующей теме, то и на последнем этапе учителю с его богатым житейским  опытом , научным кругозором, аналитическим мышлением будет  отведена доминирующая роль. Таким образом, реализация метода проектов  на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

      Тьютор (учитель, научный руководитель в проектном обучении)

 помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:

-         владеет самой технологией проектной деятельности, консультирует  по методологии и технологии проектной деятельности;

-         инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);

-         предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

-         помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;

-         является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы и организовать работу над этими вопросами.

Появление тьютора проблематизирует  всю сложившуюся систему образования, он выступает ключевой фигурой в реализации концепции гуманитарного образования.

Тьютор не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации работы с материалом культуры. Задача тьютора – не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребенку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление ее (с возможной корреляцией (матрицей) темы, целей и задач исследования), организация рефлексии ребенком проделанного пути.

  Сейчас мы с детьми находимся в начале освоения решения проектных задач. Мне интересно наблюдать за образовательным ростом своих подопечных,   за тем, как в процессе общения они приходят к своим маленьким открытиям, учатся слушать и слышать друг друга, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку, уважать чужое мнение и отстаивать сою позицию в ходе диалога. В настоящее время моя роль как учителя, наставника, советчика и где –то даже «мирового судьи» в споре очень велика. Потому что работа только началась и очень многое нам предстоит вместе сделать. Но мне бы хотелось,  чтобы к концу четвёртого класса дети обрели ту самостоятельность и сознательность , чтобы моя роль сводилась к роли дирижёра хорошего оркестра, где все – слаженный организм, где общий результат не мыслим без работы каждого.

  Схематически мою роль и роль детей можно представить так:

Учитель

Ученик

1-й этап

Формулирует:

Осуществляют:

1

проблему проекта,

личностное присвоение проблемы

2

сюжетную ситуацию

вживание в ситуацию,

3

цель и задачи.

Принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач.

2-й этап

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

4

организовать группы,

разбивку на группы,

5

распределить роли в группах,

распределение ролей в группе,

6

спланировать деятельность по решению задач проекта,

планирование работы,

7

возможные формы презентации результатов.

выбор формы и способа презентации результатов.

3-й этап

8

Не участвует…

Работают активно и самостоятельно!

9

но консультирует учащихся по мере необходимости,

каждый в соответствии со своим амплуа и сообща,

10

ненавязчиво контролирует,

консультируются по необходимости,

11

дает новые знания, когда его ученики просят об этом,

«добывают» недостающие знания,

12

репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

готовят презентацию результатов.

4-й этап

13

Принимает отчет…

Демонстрируют:

14

обобщает и резюмирует полученные результаты,

понимание проблемы, цели и задач,

15

подводит итоги,

умение планировать и осуществлять работу,

16

оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др.,

найденный способ решения проблемы,

Глава 2. Результативность передового педагогического опыта

-внешний результат (Приложение № 5)

-внутренний результат (психологические новообразования):

  •  умение работать с информацией (вычленение главного)

 ( Приложение № 6)

  •  умение взаимодействовать  (запрашивание информации у разных

субъектов;

  •  умение вступать в диалог  (отстаивать свою точку зрения, избегать конфликтов, управлять партнёром, который с тобой добывает информацию…)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

...Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Подведем некоторые итоги: что же такое проект?

Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках (Приложение № 7) и во внеклассной работе.  (Приложение № 8)Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Школа будущего — школа проектов?

Литература

  1. «Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя; под редакцией А.Б.Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты нового поколения)
  2. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. - СПб.: АОЗТ «Интрес», 1995.
  3. Деловое общение в обучающем диалоге. Теория и практика обучения в диалоге. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998.
  4. Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. Книга для учителя» — Москва, «Просвещение», 1991.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. — С. 52 - 54.
  6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Мн.: ТетраСистемс, 2001.
  7. Курганов С.Ю. Диалог в учебном процессе. – М., 1989.
  8. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266 с.
  9. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания, Т. 2. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа / Под общей ред Л.И. Семиной. – М.: Изд-во Бонфи, 2002.
  10. Цукерман Г. Оценка без отметки. - М. - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 133 с.

Материалы в интернете

  1. Сайт ассоциации педагогов по созданию коллективного способа обучения, где много методических материалов  - http://kco-kras.com/mit
  2. Парное обучение на сайте Г.О.Громыко http://www.paarschool.com/paar.php
  3. и http://www.citycat.ru/iq/nn/n94_00.html сайт, где можно подписаться на рассылку по парному обучению;
  4. Электронный вариант статьи Лебединцева В.Б. Виды учебной деятельности в парах – http://pedlib.ru/Books/3/0241/3_0241-1.shtml#book_page_top


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология коллективного взаимодействия в начальных классах.

Технология коллективного взаимодействия, обогащение  опыта коллективной жизни.    Языковое образование и речевое развитие школьников - одна из основных проблем современн...

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

Использование технологии парного и группового обучения на уроках в начальной школе.

Цель и задачи проекта:  Создать условия для активного включения каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.В качестве объекта исследования выступают формы организации учебного процесса...

конспект урока русского языка по технологии диалогового взаимодействия

Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диа...

Применение технологий диалогового взаимодействия - необходимое условие самореализации младшего школьника

Стать посвящена применению технологии диалогового взаимодействия в начальной школе....