Проектная деятельность в начальной школе
статья

Требования к проектной деятельности, условия для организации, особенности применения, этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе

   В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы. Метод проектов понимается не только как один из способов взамносвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая:

А) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

Б) включает в себя обоснованную систему приемов и  форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного процесса, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

В) применяется при изучении разных школьных предметов в общеобразовательных учреждениях различного типа.

   Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.

Требования к проектной деятельности:

  1. Наличие социально-значимой задачи.
  2. Выполнять проект  следует начинать с планирования действий по решению выбранной проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида своего проекта и формы презентации.
  3. Каждый проект предполагает выполнение исследовательской работы.
  4. Результатом проекта является продукт
  5. Созданный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, с доказательствами как наиболее приемлемое средство решения проблем.

Участвуя в проектной деятельности, ученики научатся:

  • Находить разнообразный источник информации
  • Извлекать информацию, относящуюся к теме
  • Расширить кругозор в областях знаний, которые им интересны;
  • Планировать работу над проектами
  • Сотрудничать друг с другом при выполнении проектов
  • Доводить начатое дело до конца

      Условия, необходимые для организации проектной деятельности в образовательном учреждении:

  •  Готовность учителя (взять на себя роль организатора проектной деятельности, , руководителя и консультанта проекта;
  • Обучить младших школьников умениям и навыкам, которые необходимы для  выполнения проектирования;
  • Наличие многообразия информационных ресурсов, которые обеспечивают способность учащихся самостоятельно выбрать темы проекта и их выполнение;
  • Организация образовательной среды, выходящей за рамки ОУ
  • Соответствующие условия, которые способствуют  качественному оформлению проектной деятельности и публичной презентации (доступ к компьютерной технике);

Особенности применения метода проектов в начальной школе:

  • Учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
  • Выбирать темы детских работ из содержания предметов школьной программы или близкие к ним
  • Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития, таким образом обеспечивая мотивацию включения в самостоятельную работу,
  • Продолжительность выполнения проекта или исследования необходимо ограничить 1-2 неделями, которые проводятся  во время урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Если проект долгосрочный, то в нем надо выделить промежуточные этапы, которые могут заканчиваться ярким запоминающимся мероприятием, оно создает у учащихся положительный  настрой для выполнения работы над проектом в дальнейшем

  • Целесообразно в время работы над проектом включать прогулки-наблюдения, экскурсии, работу с различными источниками информации, в том числе и  текстовыми, обширную  общественную презентацию ( пригласить руководителей, родителей, педагогов, и др.)
  • Каждый проект учащихся должен быть доведен до успешного завершения, тем самым оставляя у ребенка ощущение гордости от выполненной работы и за полученный результат, а также желания выполнять такого плана работу в будущем.

Урок проектного обучения

Этапы работы:

  1. Мотивационный - учитель: сообщает общий замысел, создает положительный, доброжелательный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, спорят, предлагают собственные идеи);
  2. Планирующий (подготовительный) – определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности
  3. Информационно-операционный – ученики: собирают необходимый материал, работают с разнообразной литературой и другими источниками, непосредственно выполняют сам проект; учитель в свою очередь  наблюдает, поддерживает, координирует, сам выступает в роли информационного источника
  4. Рефлексивно-оценочный – ученики: представляют проекты своей деятельности, коллективно обсуждают и участвуют в оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель на последнем этапе выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Литература:

  • Засоркина Н.В. и др.  Метод проектов в начальной школе: система реализации – Вогоград:Учитель, 2010 – 135 с.
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя, М. Просвещение, 2011 – 192 с.
  • Феоклистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. Волгоград: Учитель, 2011 – 142 с.
  • Материалы семинара «Реализация стандартов второго поколения средствами проектной деятельности, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....