Формирование логических УУД на уроках в начальной школе
статья на тему

Громова Ирина Ивановна

Статья содержит описание типажей заданий на формирование логических УУД у обучающихся в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_logicheskih_uud_.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Громова Ирина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№10 г. Павлово

Нижегородской области

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И  МАТЕМАТИКИ

Почему одни люди легко решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?

Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество современного образования. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

Задача по формированию и развитию логического мышления общепризнана и давно принята педагогическим сообществом. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления.

Под руководством учителя обучающиеся начальной школы знакомятся с применением законов и правил логики. Они  должны научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. Логические упражнения, игры позволяют на доступном детям материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять закономерности, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

Согласно новым стандартам, обучающиеся начальной школы должны овладеть такими элементами логических универсальных учебных действий, как: сравнение, классификация, анализ и синтез, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.

Приведу примеры типовых заданий, системное использование которых направленно на формирование логических универсальных учебных действий не только на уроках математики и русского языка, но и на уроках по другим учебным предметам и во внеурочной деятельности.

Мыслительные операции

Типовые задания

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

«Сравни, чем похожи и чем отличаются..»

«Установи соответствие»

«Поставь знаки >,<,=»

«Найди одинаковые»

«Определи «цвет» слова»

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

«Что изменилось?»

«Отгадай правило, по которому составлен ряд»

«Продолжи»

«Найди девятое»

«Вставь пропущенные числа, буквы»

«Вырази величины»

Комбинаторные задачи

Задания со спичками

Нестандартные задачи

Задачи-ловушки

«Расскажи о ..»

«Составь план»

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

«Составь из ..»

«Узнай по признакам предмет»

«Составь вопросы, соединяя 2 предмета»

«Составь по схеме задачу, предложение»

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

«Назови одним словом»

«Придумай заголовок»

«Найди правильный ответ»

«Назови целое, частью которого является..»

«Замени одним словом» (фразеологизмы)

Классификация -   выделение оснований классификации (признак для выделения групп) и  разбиение на классы (группы) на основе родовидовых отношений.

«Найди лишнее»

«Раздели на группы»

«По какому признаку разделили на группы?»

«Рассели в домики»

Сериация - упорядочивание объектов  по какому-либо признаку

«Расположи в порядке увеличения или уменьшения»

«По какому признаку изменяются предметы в ряду?»

«Расположи картинки по порядку»

«Преврати один предмет в другой, меняя один признак»

Целенаправленное использование этих упражнений на уроках и во внеклассных занятиях способствует  положительной динамике развития  уровня логического мышления у обучающихся и повышения качества знаний по школьным предметам.

В процессе формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников  самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требуют от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таят  в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Список использованной литературы

  1. Орлова Е.В., Воровщиков Сергей, Каюда Г.П. «Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников». Издательство:  ЗНАНИЯ, 2008г.
  2. .Яшина Н.Ю,.Овсянникова В.И «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка» НИРО,2006г.

Интернет - ресурсы

  1. http://www.ombudsmandeti.ru/upload/doc/15427.doc Стандарты нового поколения
  2. http://www.logozavr.ru/8/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий....

“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

Универсальные логические действия на уроках в начальной школе

В Стандартах второго поколения большое внимание уделяется развитию логического мышления учащихся, т.к. задача образования состоит в развитие функционально грамотной личности.«Личность, которая способн...

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 1

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 2

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе", ноябрь 2018 г

Данная разработка содержит теоретический и практический материал по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе" ......